<данные изъяты>
Дело № 2-304/2021
УИД 76 RS0007-01-2021-000770-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
17 декабря 2021 года.
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Суховой О.И.
при секретаре Ганичевой Н.В.,
с участием прокурора Трунова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Пошехонье Ярославской области
гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района Ярославской области к администрации Белосельского сельского поселения Ярославской области об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Белосельского сельского поселения, в котором просит обязать ответчика в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого дорогой по ул. Школьная с. Покров-Рогули Пошехонского района Ярославской области; в течение одного года со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить проект организации дорожного движения на указанную дорогу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства при распоряжении и использовании законодательства установлено, что автомобильная с. Покров-Рогули, ул. Школьная относится к автомобильным дорогам местного значения и находится в собственности Белосельского сельского поселения Ярославской области. В нарушение положений статей 3, 6, 12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 9 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации на указанную автодорогу», п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на указанную дорогу проект организации дорожного движения не разработан и не утвержден, границы земельного участка не определены, межевание не проведено, дорога на кадастровый учет не поставлена, право собственности на неё не зарегистрировано. Указанные нарушения требований в области безопасности дорожного движения не позволяют обеспечить соблюдение соответствующего режима в сфере безопасности дорожного движения, может привести к нарушению границ смежных земельных участков, ограничивает права неопределенного круга лица на получение достоверной и полной информации о месте нахождения земельного участка, занятого дорогой.
Участвующий в судебном заседании прокурор Трунов С.А. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковых заявлениях, просит по заявленному требованию о возложении на ответчика обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения на спорную дорогу установить срок исполнения два года со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик- администрация Белосельского сельского поселения Ярославской области, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в отсутствие её представителя, свое отношение к заявленным требованиям не выразила.
Третье лицо- МУ МВД России «Рыбинское» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель его в суд не явился, ходатайство об отложении судебного разбирательства, возражения на иск не представило.
Выслушав прокурора Трунова С.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Судом установлено, что автодорога в с. Покров-Рогули, ул. Школьная протяженностью 1,2 км относится к автомобильным дорогам местного значения и находится в собственности Белосельского сельского поселения Ярославской области. Это обстоятельство подтверждено постановлением Главы администрации Белосельского сельского поселения от 28.11.2011 № 43 и приложением №1 к нему – реестром автомобильных дорог местного значения.
Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, границы земельного участка, на котором располагается указанная дорога не установлены, межевание земельного участка не проведено, на кадастровый учет он не поставлен, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано, проект организации дорожного движения не разработан и не утвержден.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 12 названной нормы закона определено, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 90 Земельного Кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1).
В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог(ч.3).
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (ч.3.1).
Таким образом, для надлежащего использования дорог необходимо определить границы земельного участка, предназначенного для их размещения.
В соответствии с частями 4 и 4.1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер). Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 – 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» посредством разработки и утверждения проекта организации дорожного движения обеспечивается безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч.1). Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ч.5).
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» разработка проектов организации дорожного движения входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
С учетом изложенных норм отсутствие сведений о границах земельного участка, занятого дорогой, регистрации права собственности на него препятствует владельцу, каковым является орган местного самоуправления, в полной мере распоряжаться указанным земельным участком, в том числе с целью своевременного принятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Разработка и утверждение проектов организации дорожного движения обязательны для обеспечения безопасности дорожного движения и возлагаются на муниципальное образование, в черте которого находятся автомобильные дороги.
Допущенные нарушения законодательства создают угрозу безопасности дорожного движения на территории сельского поселения и нарушают права, законные интересы участников дорожного движения.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая конкретные действия, которые обязан совершить ответчик, объем мероприятий, необходимых для их совершения, баланс интересов сторон суд признает заявленный прокурором срок для исполнения решения суда два года разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Пошехонского района удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Белосельского сельского поселения Ярославской области в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого дорогой по ул. Школьная с. Покров-Рогули Пошехонского района Ярославской области; разработать и утвердить проект организации дорожного движения на указанную дорогу.
Решением может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья