Дело № 12-120/2017
РЕШЕНИЕ
05 сентября 2017 г. Большой Камень
Судья Шкотовского районного суда Приморского края Косцюкевич Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу КГУП «Приморский Водоканал» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Приморский Водоканал» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
В жалобе КГУП «Приморский Водоканал» просит постановление признать незаконным и отменить, указав в обоснование следующее. Факт совершения правонарушения, государственный инспектор обосновывает тем, что КГУП «Приморский Водоканал» не выполнило обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также по представлению сведений для актуализации учетных сведений. При этом, исполнение данного требования возможно лишь при наличии действующих подзаконных актов, устанавливающих форму заявки, утвержденную уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленный Правительством РФ. Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью». Однако указанный приказ вступил в законную силу лишь ДД.ММ.ГГГГ, спустя полтора года с момента возложения на хозяйствующие субъекты обязанности постановки на государственный учет соответствующих объектов. При этом Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта на учет утверждены Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756. Прием заявок на постановку на государственный учет начал осуществляться лишь после введения в эксплуатацию государственной информационной системы, разработка которой велась до конца ноября 2016 года. Информация о начале приема заявок появилась на сайте Росприроднадзора лишь ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, хозяйствующие субъекты в целях соблюдения положений статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» располагали лишь месячным сроком для подачи заявок, осуществления контроля и регистрации соответствующим органом принадлежащих им объектов. Предприятию надлежало поставить на государственный учет более пятидесяти объектов, для чего необходимо обработать большой объем информации и документов. В связи с этим предприятие ДД.ММ.ГГГГ обратилось в управление с целью получения подробной информации о фактическом механизме исполнения требований статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, согласно которому постановка объектов на государственный учет не осуществляется до момента вступления в силу отдельных документов, утверждаемых в соответствии с положениями ст. 69.2 указанного Закона. Таким образом, КГУП «Приморский водоканал», намеревалось в установленный законом срок поставить объекты на государственный учет, но в отсутствии необходимых для этих целей утвержденных нормативных документов, а также электронного государственного информационного инструментария, было лишено такой возможности в течение всего срока, отведенного для исполнения. Между тем, предприятием в оставшийся установленный законом срок оформлены и поданы заявки до ДД.ММ.ГГГГ на объекты I категории (всего четыре объекта) и подготовлена документация для дальнейшего оформления в ДД.ММ.ГГГГ году. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были поданы заявки на оставшиеся 53 объекта. Вины предприятия в несвоевременной постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не имеется, поскольку КГУП «Приморский водоканал» предприняло все необходимые меры для выполнения требований законодательства с целью недопущения правонарушения, в связи с чем предприятие незаконно привлечено к административной ответственности за правонарушение, которое оно фактически не совершало.
В судебном заседании представители КГУП «Приморский Водоканал» на основании доверенностей Искорнева Т.В. и Ихьяева Н.М. на удовлетворении жалобы настаивали, ссылаясь на доводы, изложенные выше. Просили учесть, что в настоящее время все объекты поставлены на государственный учет.
Представитель Государственной инспекции в области охраны окружающей среды по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Выслушав доводы защитников юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из положений ст.ст. 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ.
Согласно ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на учет осуществляется на основании заявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции настоящего Федерального закона).
Из представленных материалов следует, что КГУП «Приморский водоканал», использующее объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в установленные сроки не поставила на государственный учет данные объекты в установленный законом срок.
Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения КГУП «Приморский водоканал» к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ.
Виновность КГУП «Приморский водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, подтверждена материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспариваются КГУП «Приморский водоканал».
Доводы жалобы о том, что вины КГУП «Приморский водоканал» в несвоевременной постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не имеется со ссылкой на отсутствие механизма исполнения требований статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, не влекут отмену состоявшегося постановления, так как факт совершения КГУП «Приморский водоканал» административного правонарушения полностью подтвержден доказательствами, собранными по делу.
Таким образом, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем, как следует из обжалуемого постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, на указанную дату КГУП «Приморский водоканал» поставило все имеющиеся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет НВОС.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Так, санкция ст. 8.46 КоАП РФ предусматривает административную ответственность наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса
По смыслу указанных норм, лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушения, санкция которых не предусматривает наказание в виде предупреждения, может быть освобождено от наказания в виде административного штрафа с заменой данного вида наказания на предупреждение, если данное лицо относится к юридическим лицам, является его руководителем или работником.
Учитывая, что материалы дела не содержат сведений о совершении КГУП «Приморский водоканал» ранее аналогичных правонарушений, о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также о наличии доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, суд полагает, что юридическому лицу КГУП «Приморский водоканал» возможно назначить наказание в виде предупреждения. Указанные обстоятельства должностным лицом при вынесении оспариваемого постановления указаны, но не учтены, что повлекло назначение более строгого административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ изменить: назначить КГУП «Приморский водоканал» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы в Шкотовский районный суд.
Судья Е.А. Косцюкевич