Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-447/2019 от 30.08.2019

Дело №2-447/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2019 года г.Рудня

Руднянский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего судьи      О.М. Горчаковой,

При секретаре                 Т.М. Лукьяновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веремей Т. Е. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области (межрайонному) о досрочном назначении страховой пенсии по старости,

установил:

Веремей Т.Е. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области (межрайонному) о досрочном назначении страховой пенсии по старости, указав в обоснование, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости с уменьшением возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с которым она не согласна. Считает отказ ответчика в назначении пенсии незаконным, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Гомельском кооперативном институте Центросоюза на очном отделении и фактически поживала в , территория которого по плотности загрязнения радиоактивным элементом «Цезий-137» (от 1 до 5 Ки/кв.км) соответствует территории с льготным социально-экономическим статусом.

Просит суд признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении пенсии по старости; назначить ей досрочно на 1 год трудовую пенсию по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ ; обязать ответчика произвести выплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия судебного решения.

В судебном заседании истец Веремей Т.Е. поддержала требования и просила их удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что фактически с момента аварии на Чернобыльской АЭС и по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала в общежитии института в .

Представитель ответчика С возражала против удовлетворения заявленных требований согласно обстоятельствам, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ .

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (п.2 ст.10 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ").

Согласно ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона (ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1).

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Веремей Т.Е. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно с учетом ст.34 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Веремей Т.Е. отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с тем, что на момент обращения за пенсией истица постоянно не проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом, проживала на загрязненной территории другого государства (Республики Беларусь) временно, а не постоянно.

Судом также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ Веремей (до заключения брака - Румакина) Т.Е. очно обучалась в Гомельском кооперативном институте Центросоюза (л.д.23,24).

Согласно справкам Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации Веремей Т.Е. была зарегистрирована в общежитии университета на период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ , по адресу: (л.д.34-36).

Согласно справке Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ Веремей Т.Е. проживала на загрязненной вследствие аварии на Чернобыльской АЭС территории с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в , расположенном на территории с плотностью загрязнения по цезию-137 от 1 до 5 Ки/кв.км вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и отнесенном в соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 №328 «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов, других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения», к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Справка выдана для представления в органы, назначающие пенсии, по новому месту жительства для решения вопроса пенсионного обеспечения (при наступлении права на пенсию) (л.д.33).

Разрешая заявленные требования, суд полагает необоснованным позицию ответчика о том, что истица постоянно не проживает в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, границы которых и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в связи с чем на нее не распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.

В соответствии со ст.10 Закона СССР от 12.05.1991 №2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», действовавшего до подписания Соглашения о создании Содружества Независимых государств от 08.12.1991, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом – территория РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР за пределами зон отчуждения, отселения и зоны проживания с правом на отселение, с плотностью радиоактивного загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 кюри/кв.км.

Согласно статье 18 этого же закона, Перечень соответствующих населенных пунктов должен был определяться Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по согласованию с Правительством СССР.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 №328 «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» находится в зоне проживания с периодическим радиационным контролем - с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 кюри/кв.км. Действующим в настоящее время Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ отнесен к этой же зоне.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Зона радиоактивного загрязнения на территории Республики Беларусь, в которой проживала истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ , по своим характеристикам идентична зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации.

Справка Департамента Смоленской области по социальному развитию №9-5278 от 06.06.2018, выданная в подтверждение периода проживания истца на территории, отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом, соответствует порядку подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, изложенным в письме Госкомчернобыля России и Минсоцзащиты России от 27.04.1993 N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.1993 N 253).

Несмотря на то, что истец была зарегистрирована на территории временно, с учетом ее очного обучения, суд приходит к выводу о ее фактическом постоянном проживании в зоне радиоактивного загрязнения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ . Наличие временной, а не постоянной регистрации не может лишать истицу права получить меры социальной поддержки в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья или испытанному риску вследствие проживания на радиоактивно зараженной территории.

По смыслу закона, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим на территории, не относящейся к зараженной по решению Правительства Российской Федерации, но подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Аналогичная правовая позиция выражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой положения статей 33 и 34 в их единстве и во взаимосвязи с п. п. 7, 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Мнение о том, что истица проживала в зоне радиоактивного загрязнения на территории другого государства, в связи с чем изложенная позиция Конституционного Суда РФ не может быть на нее распространена, суд считает ошибочным, так как согласно ст. 49 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и др. государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Оценивая собранные по делу доказательства и приведенные положения закона, суд находит доказанным факт проживания истицы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в юридически значимый период, в связи с чем она имеет право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год. Отказ ответчика в назначении истцу досрочной пенсии с момента обращения ущемляет принадлежащее ей конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2012г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, пенсия по старости должна быть назначена истцу со дня обращения с заявлением о ее назначении, то есть с ДД.ММ.ГГГГ . Оснований для возложения на ответчика дополнительной обязанности произвести выплату пенсии за период с даты обращения не имеется, так как такая выплата предполагается с учетом удовлетворения требования о назначении пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Веремей Т. Е. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении пенсии по старости Веремей Т. Е..

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области (межрайонное) назначить Веремей Т. Е. досрочно с применением ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                        О.М. Горчакова

Мотивированное решение изготовлено: 14.10.2019.

2-447/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Веремей Татьяна Евгеньевна
Ответчики
ГУ- УПФ РФ в Руднянском районе Смоленской области
Суд
Руднянский районный суд Смоленской области
Судья
Горчакова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
rudnya--sml.sudrf.ru
30.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.08.2019Передача материалов судье
04.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2019Судебное заседание
14.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2019Дело оформлено
28.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее