Дело № 2-2700/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 15 ноября 2018 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Чукановой Л.М.
при секретаре Каньшиной А.С.
с участием представителя истца Гигаури С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князевой М.В. к администрации города Оренбурга о признании права собственности на квартиру в реконструированном виде,
У С Т А Н О В И Л:
Князева М.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником квартиры № по адресу: г. Оренбург, <адрес> Квартира расположена в 4-хквартирном одноэтажном жилом доме, в котором квартиры № и № находятся в муниципальной собственности, квартира № – в частной собственности.
В 2003 году бывшим собственником к квартире были возведены пристрои литер <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, в связи с чем площадь квартиры увеличилась до <данные изъяты> кв.м., общая площадь дома до <данные изъяты> кв.м. Для решения вопроса о надлежащей регистрации права собственности на спорную квартиру она обратилась в Департамент градостроительства и земельных отношений, который сообщил, что по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведённых пристроев к квартире № в многоквартирном доме <адрес> принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведённый объект недвижимости. Спорные пристрои соответствуют санитарным, строительным и противопожарным нормам и правилам, не создают угрозу жизни и здоровью других лиц. Просила признать за ней право собственности на квартиру № в реконструированном виде, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящуюся в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Оренбург, <адрес>.
Истец Князева М.В., извещённая надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие
В судебном заседании представитель истца – Гигаури С.А., действующая на основании нотариальной доверенности 56 А А № от ДД.ММ.ГГГГ, требования Князевой М.В. поддержала и пояснила, что на основании договора купли-продажи истец является собственником квартиры <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. К указанной квартире были возведены пристрои литер <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, в связи с чем площадь квартиры увеличилась до <данные изъяты> кв.м. Для оформления права собственности Князева М.В. обратилась в администрацию. По результатам комиссии принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведённых пристроек к квартире. Пристрои соответствуют санитарным, строительным и противопожарным нормам и правилам, не нарушают права и интересы третьих лиц, не создают угрозу жизни и здоровью других лиц. Просила признать за Князевой М.В. право собственности на квартиру № в реконструированном виде, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Оренбург, <адрес>
Представитель ответчика, третьи лица, извещённые надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В предоставленных ранее заявлениях третьи лица указали, что не возражают против возведённых к квартире № пристроев.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
На реконструированный объект недвижимости распространяются положения ст. 222 ГК РФ.
Исходя из положений п. 1 и п. 3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
При проведении реконструкции право владельцев строения подлежит защите в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нём данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что Князева М.В. является собственником квартиры № по адресу: г. Оренбург, <адрес> Собственниками квартиры № являются Кузнецов А.В., Кузнецова Е.Т., Кузнецов В.А., Кузнецов Е.А. и Кузнецова П.Е. по 1/5 доли каждый. Квартиры № и № находятся в муниципальной собственности.
Согласно пояснениям представителя истца к спорной квартире возведены пристрои литер <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> в результате чего площадь квартиры увеличилась. Изменение истцом площади квартиры свидетельствует о её реконструкции.
Поскольку необходимое для этого разрешение отсутствует, данные пристрои следует считать самовольными постройками.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создаёт ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Из ст.29 ЖК РФ следует, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создаёт угрозу их жизни или здоровью.
Согласно градостроительному заключению о функциональном назначении земельного участка, утверждённому заместителем главного архитектора г. Оренбурга ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, к квартире <адрес> возведены самовольные одноэтажные пристрои литер <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> Разрешение на строительство не выдавалось, ввод в эксплуатацию не производился, правоустанавливающие документы отсутствуют. Функциональное назначение земельного участка: размещение индивидуальной жилой застройки.
Из сообщения Управления градостроительства и архитектуры департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 13.09.2017 г. следует, что 31.08.2017 г. состоялось заседание комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, а также самовольного занятия земельных участков садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, гаражно-строительными и погребными кооперативами, расположенных за пределами границ земельных участков, предоставленных СНТ, ГСК, ПК на территории муниципального образования «город Оренбург», утверждённой приказом департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга № 50-П от 27.04.2016 г. По результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведённых пристроев к квартире №, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведённые объекты недвижимости. В связи с тем, что административный порядок легализации самовольно возведённого строения законодательством не предусмотрен, Князевой М.В. рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на самовольную постройку в порядке, установленном ст.222 ГК РФ. При несоблюдении требований п.5.3.4 СП.30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного законодательства», которым установлено, что рассмотрения от усадебного, одно-двухэтажного дома до границы соседнего приквартирного участка по санитарно-бытовым условиям составляет 3 м., необходимо согласие смежных землепользователей.
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» от 14.06.2018 г. № 56.ФБУЗ.01.01-06.2018-2045 результаты исследований дозиметрического и радиометрического контроля, пробы воздуха закрытых помещений, пробы воды питьевой централизованного водоснабжения, проведённых в квартире № по адресу: г. Оренбург, <адрес> соответствует ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»; СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009»; СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Из заключений ООО «<данные изъяты>» следует, что жилой дом по адресу: г. Оренбург, <адрес> соответствует пожарным нормам и правилам, общее техническое состояние здания предварительно оценивается как «исправное». В соответствии с «СП 13-1-2-2003» данная категория технического состояния строительных конструкций или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Эксплуатационная надёжность, пригодность строительных конструкций достаточная для условий нормальной эксплуатации, при которой отсутствуют угроза жизни и здоровью граждан.
Собственники квартиры № не возражает против признания за Князевой М.В. права собственности на квартиру № в реконструированном виде. От собственника квартир № и № возражений не поступило.
Учитывая, что пристрой литер №, №, № к квартире № в многоквартирном жилом доме по <адрес> в г. Оренбурге существенных нарушений градостроительных и строительных, санитарных и пожарных норм и правил не имеет, угрозу жизни и здоровью граждан не создаёт, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, требования Князевой М.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Князевой М.В. удовлетворить.
Признать за Князевой М.В. право собственности на квартиру № в реконструированном виде, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Оренбург, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - подпись Л.М. Чуканова
Решение суда в окончательной форме принято 22.11.2018 года.
Судья - подпись