Дело № 2-2460/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2014 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Степановой Е.В.,
при секретаре Зайнадиновой Д.М.,
с участием помощника прокурора Ленинского района Ставропольского края Протасовой М.К.,
представителя ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Сеть» - Дивисенко Д.А., действующей на основании доверенности от 28.01.2014г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурора Ленинского района г. Ставрополя, действующего в интересах неопределенного круга лиц,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Ставрополя обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об ограничении доступа к информации, наносящей вред жизни, здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних.
По результатам проведения проверки установлено, что в свободном доступе в сети Интернет имеется ресурс по адресу: fedspisok.org. На данном Интернет-ресурсе размещен федеральный список экстремистских материалов с возможностью их копирования (скачивания). Указанное подтверждается актом осмотра сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» от 30.01.2014, проведенным в прокуратуре Ленинского района г. Ставрополя.
Как показала проверка, посещение указанных сайтов свободно для граждан, в том числе несовершеннолетних. Вместе с тем предоставление доступа к указанным сайтам противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Так в соответствии с требованиями ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, на применение информационных технологий, обеспечение защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
К основным принципам регулирования отношений, возникающих в сфере информации в Российской Федерации, закрепленных в ст. 3 Закона № 149-ФЗ, относится принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В данный Единый реестр, согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
Положениями п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Вместе с тем ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации - за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Пункт 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ) предусматривает, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Находящийся на сайте fedspisok.org федеральный список экстремистских материалов с возможностью их копирования (скачивания) представляет собой материалы, признанные различными судами (например, решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25.05.2004, решением Первомайского районного суда г. Омска от 23.11.2006, решением Котельничского районного суда Кировской области от 09.03.2005 и т.д.) экстремистскими.
Пункт 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, предусматривает обязанность операторов связи оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
В соответствии с п. 12 ст. 2 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» ООО «Сеть» является оператором связи и оказывает телематические услуги связи. ООО «Сеть» предоставляет услуги доступа к сети Интернет на основании Устава и лицензии. ООО «Сеть» имеет полномочия по ограничению доступа к вышеуказанным сайтам, поскольку на основании названных документов имеет право осуществлять передачу информации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозы его нарушения.
Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовно - и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства необходимо признать информацию, распространяемую на вышеуказанном сайте посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и ограничить доступ к указанному сайту.
Просил признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: fedspisok.org, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено, обязать ООО «Сеть» ограничить доступ к Интернет-сайту: fedspisok.org.
Представитель ответчика ООО «Сеть» Дивисенко Д.А. в судебном заседании
не возражала против удовлетворения заявленных требований, просила также распространить требования Прокуратуру на действия всех операторов связи, т.к. указанные требования Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, …», утвержденных Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 распространяются на всех операторов связи.
Представитель третьего лица - Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в суд не явился, представил письменные пояснения, из которых следует, что с 1 ноября 2012 г. вступила в силу статья 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), касающаяся создания, формирования и ведения Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сети «Интернет») и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Признание информации запрещенной к распространению и ограничение доступа к ней осуществляется в соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона № 149-ФЗ, а также в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 (далее — Правила).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» (далее, содержащие запрещенную информацию), являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктом 9 Правил в течении суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Таким образом, решение суда о признании информации, размещенной на интернет-сайте информацией, размещение которой в Российской федерации запрещено, как того требует прокурор Ленинского района г. Ставрополя, не является основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию.
Кроме того, данное исковое заявление подано в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц и не может накладывать обязанность на определенного оператора связи, поскольку пунктом 13 Правил установлена обязанность по ограничению доступа к запрещенной информации, распространяющаяся на всех операторов связи.
В связи с вышеизложенным, Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу считает необходимым исключить ООО «Сеть» из числа ответчиков по данному судебному делу; в остальной части данный судебный спор рассмотреть на усмотрение суда.
В случае признания судом информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией вступившее в законную силу решение суда будет направлено в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» соответствующей реестровой записи.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона 3149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Ставрополя проведена проверка, по итогам которой составлен акт осмотра сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» от 30.01.2014г. из акта следует, что в свободном доступе в сети Интернет имеется ресурс по адресу: fedspisok.org., где размещен федеральный список экстремистских материалов с возможностью их копирования (скачивания). В ходе проверки установлено, что посещение указанных сайтов свободно для граждан, в том числе несовершеннолетних. Вместе с тем предоставление доступа к указанным сайтам противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Находящийся на сайте fedspisok.org федеральный список экстремистских материалов с возможностью их копирования (скачивания) представляет собой материалы, признанные различными судами (например, решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25.05.2004, решением Первомайского районного суда г. Омска от 23.11.2006, решением Котельничского районного суда Кировской области от 09.03.2005 и т.д.) экстремистскими.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На операторов связи, к которым относится ООО «Сеть» законом возложена обязанность передавать лишь информацию, распространение которой не запрещено на территории Российской Федерации. При таких обстоятельствах, признание информации, размещенной на Интернет сайте fedspisok.org, запрещенной, позволяет возложить на оператора связи обязанность по ограничению доступа к указанному Интернет-ресурсу в целях защиты прав и интересов пользователей. Иное бы противоречило принципам, закрепленным гражданским процессуальным законодательством, а также исключало возможность использовать все предусмотренные законом способы защиты восстановления прав.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами третьего лица Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу об исключении ОО «Сеть» из числа ответчиков, поскольку данный оператор в соответствии законом несёт обязанность по ограничению доступа потребителей к запрещенной информации.
При таких обстоятельствах, суд считает доводы искового заявления обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: fedspisok.org, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено.
Обязать ООО «Сеть» ограничить доступ к Интернет-сайту: fedspisok.org.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Судья Е.В. Степанова
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2014 года.