Дело № 2-1661(1)/2015г.
23 ноября 2015 года п. Дубки
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Саратовский районный суд Саратовской области
в составе: председательствующего судьи Малышевой Н.Ю.,
при секретаре Кочегаровой Н.Н.,
с участием представителя истца Авдуева Р.М.,
представителя ответчика Даниловой А.С., действующей на основании доверенности от 08.10.2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саратовского района Саратовской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, третьи лица муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Усть-Курдюм Саратовского района Саратовской области» о возложении обязанности обеспечить образовательное учреждение установкой камер видеонаблюдения, освещения, произвести ремонт ограждения в общеобразовательном учреждении
установил:
Прокурор Саратовского района Саратовской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области с иском, в котором и просит возложить на ответчика обязанность обеспечить в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Усть-Курдюм Саратовского района Саратовской области (далее МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм»), расположенном по адресу: Саратовская область Саратовский район с. Усть-Курдюм ул. Б.Советская, д. 66, установку камер видеонаблюдения, освещения, ремонт ограждения территории школы в срок до 01.01.2016 года, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки установлено отсутствие в школе видеонаблюдения, освещения, ограждения по всему периметру территории образовательного учреждения, а это способствует возникновению условий для проявления негативных явлений экстремистского и террористического характера, последствия которых могут причинить вред законным интересам обучающихся в образовательном учреждении, а также их здоровью и жизни; обязанность ответчика устранить перечисленные нарушения предусмотрена действующей на территории Саратовского района программой «Профилактика правонарушений и терроризма, противодействие незаконному обороту наркотических средств на территории Саратовского муниципального района на 2014-2016г.г.», утвержденной постановлением администрации Саратовского муниципального района от 31.12.2013г. № 2907.
В судебном заседании представитель прокуратуры Саратовского района поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно установки в образовательных учреждениях систем видеонаблюдения и дополнительного освещения, установка сложно-технических средств является одним из возможных видов защиты противодействия преступным посягательствам. Кроме того, у ответчика в настоящее время отсутствуют достаточные денежные средства для реализации всех предусмотренных программой «Профилактика правонарушений и терроризма, противодействие незаконному обороту наркотических средств на территории Саратовского муниципального района на 2014-2016г.г.» мероприятий; наличие перечисленных в исковом заявлении нарушений представитель ответчика не отрицает.
Представитель третьего лица МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В суде установлено, что МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм» в соответствии с Уставом создано в целях создания условий для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней; учредителем образовательного учреждения и собственником имущества является Саратовский муниципальный район, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области (л.д. 20-45).
МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм» располагается в нежилом здании, по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с. Усть-Курдюм ул. Б. Советская, д. 66, которое принадлежит на праве муниципальной собственности Саратовскому муниципальному району Саратовской области и находится в оперативном управлении образовательного учреждения.
В 2015 году прокуратурой Саратовского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм», в ходе которой выявлены недостатки в технической и антитеррористической защищенности школы, и установлено, что в здании школы отсутствуют система видеонаблюдения, территория школы недостаточно освещена, частично отсутствует ограждение по периметру территории образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Положениями ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 3,5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 2 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением администрации Саратовского муниципального района от 31.12.2013г. № 2907 утверждена программа «Профилактика правонарушений и терроризма, противодействие незаконному обороту наркотических средств на территории Саратовского муниципального района на 2014-2016г.г.».
В состав данной программы входит подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Саратовского муниципального района на 2014-2016 годы». Целью подпрограммы является, в том числе, совершенствование системы профилактических мер антитеррористической и экстремистской направленности; предупреждение террористических и экстремистских проявлений на территории района. Основными задачами программы являются, в том числе, сведение к минимуму проявлений терроризма и экстремизма на территории района; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы и мест массового пребывания людей.
Подпрограммой предусмотрена установка (ремонт) внешнего ограждения в учреждениях образования Саратовского района (исполнитель управление образования Саратовского муниципального района Саратовской области, срок исполнения 2014-2016 годы)
Также в состав программы входит подпрограмма «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовского муниципального района на 2014-2016 годы», которой предусмотрено оснащение системами видеонаблюдения образовательных учреждений района (исполнитель управление образования Саратовского муниципального района Саратовской области, срок исполнения 2014 год).
Данные мероприятия в рамках программы исполнены не были.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Пункт 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" предусматривает, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Пунктом 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 установлено, что территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
При этом, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает как свои требования, так и возражения.
Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности, в том числе, антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации, образовательное учреждение является объектом с массовым пребыванием людей, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, при этом отсутствие видеонаблюдения, ограждения по периметру учреждения и нарушение уровня освещения нарушает права несовершеннолетних и работающих в указанном учреждении работников на охрану жизни и здоровья, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма.
На основании вышеизложенного, учитывая требования части 2 статьи 206 ГПК РФ, в соответствии с которой при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что предусмотренные районной программой сроки выполнения мероприятий, направленных на защиту прав и интересов обучающихся в МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм», предупреждение и устранение негативных явлений экстремистского и террористического характера, последствия которых могут причинить вред законным интересам обучающихся в образовательном учреждении, а также их здоровью и жизни, установлены до окончания 2016 года, а потому в настоящее время нет необходимости в судебном порядке возлагать на ответчика обязанность совершить определенные действия, суд находит необоснованными, поскольку срок начала действия указанной программы - 2014 год.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии со ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок и сроки исполнения судебных решений должником, как в добровольном порядке так и в принудительном, установлен ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ.
На основании изложенного суд находит требования прокурора Саратовского района обоснованными, подлежащими удовлетворению, на ответчика следует возложить обязанность совершить перечисленные в исковых требованиях, необходимость в указании срока совершения таких действий отсутствует, в этой части суд находит требования излишне заявленными.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░