№ 2-848/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года г. Белебей РБ
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гареевой Л.Р.,
с участием истца Козловой Н.Н.,
при секретаре Нургалиевой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Н.Н. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Н.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>м., жилой площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, мотивируя иск тем, что на основании договора дарения домовладения № она оформила в собственность индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>. По договору безвозмездного предоставления в собственность земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ оформила в собственность земельный участок по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На момент приобретения в собственность индивидуального жилого дома его общая площадь составляла <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был полностью реконструирован, состоял из трех жилых комнат, прихожей и кухни, общей площадью №. В целях комфортности проживания в ДД.ММ.ГГГГ истицей на собственные денежные средства было начато строительство бревенчатого пристроя, к существующему жилому дому. В ДД.ММ.ГГГГ пристрой был достроен и введен в эксплуатацию. Начиная с этого времени она постоянно и непрерывно проживает в нем, оплачивает все необходимые платежи по содержанию данного дома, производит текущие и капитальные ремонты, возделывает приусадебный участок. ДД.ММ.ГГГГ у истицы возникла необходимость в оформлении договора дарения на вышеуказанные индивидуальный жилой дом и земельный участок.
При обращении в Белебеевский филиал ГУП БТИ Республики Башкортостан для изготовления технического паспорта ей было разъяснено, что по правоустанавливающему документу - договору дарения домовладения № площадь дома составляет <данные изъяты>., по результатам обмера в настоящее время площадь реконструированного в ДД.ММ.ГГГГ дома с учетом существующего пристроя ДД.ММ.ГГГГ постройки составляет <данные изъяты>. Разрешения на строительство и Акта ввода законченного строительством объекта не было предъявлено и необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на указанный объект недвижимости.
Собственник смежного земельного участка № по <адрес> в <адрес> Шахова Н.И. не имеет претензий к построенному пристрою (сан. узел) к индивидуальному жилому дому № по <адрес>, что подтверждается собственноручно составленным согласием от ДД.ММ.ГГГГ. Жилой <адрес> в <адрес> РБ расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., с видом разрешенного использования «под индивидуальную жилую застройку». <адрес> жилого <адрес> в <адрес> РБ после реконструкции составляет – <данные изъяты>. Для узаконения возведенного индивидуального жилого дома, согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации рекомендовано обратиться в суд.
Истец Козлова Н.Н. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить, по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Администрации муниципального района <адрес> РБ в судебное заседание не явился, просил рассомтреть дело без его участия.
3 лица: Семашкова Н.А.- собственник домовладения № по <адрес> в <адрес>, Шахова Н.И. – собственник домовладения № по <адрес> в <адрес>, просили рассмотреть дело без их участия, пояснив, что претензий к Козловой Н.Н. не имеют, о чем представили заявления.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца, определив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права собственности.
В силу ч.2 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ч.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае реконструкции объекта капитального строительства застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен представить документ, подтверждающий согласие всех правообладателей объекта капитального строительства (п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Как разъяснено в п. 26, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В суде установлено, что на основании договора дарения домовладения №, удостоверенного государственным нотариусом Первой Белебеевской государственной нотариальной конторы Баш.АССР, Козлова Н.Н. является собственником жилого дома. По договору безвозмездного предоставления в собственность земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент приобретения в собственность индивидуального жилого дома его общая площадь составляла <адрес>
В ДД.ММ.ГГГГ жилом дом был полностью реконструирован и состоял из трех жилых комнат, прихожей и кухни, общей площадью №
В целях комфортности проживания в ДД.ММ.ГГГГ истицей на собственные денежные средства было начато строительство бревенчатого пристроя, к существующему жилому дому.
В ДД.ММ.ГГГГ пристрой был достроен и введен в эксплуатацию.
Начиная с 2011 года истица и члены её семьи постоянно и непрерывно проживают в нем, оплачивают все необходимые платежи по содержанию данного дома, производят текущие и капитальные ремонты, возделывают приусадебный участок.
В 2016 году у истицы возникла необходимость в оформлении договора дарения на вышеуказанные индивидуальный жилой дом и земельный участок.
При обращении в Белебеевский филиал ГУП БТИ Республики Башкортостан для изготовления технического паспорта ей было разъяснено, что по правоустанавливающему документу - договору дарения домовладения № площадь дома составляет <данные изъяты>., по результатам обмера в настоящее время площадь реконструированного в <адрес> дома с учетом существующего пристроя ДД.ММ.ГГГГ постройки, составляет <данные изъяты>
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Белебеевским филиалом ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» составлен технический паспорт жилого дома-объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, инвентарный №.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Разъяснения по применению статьи 222 ГК РФ даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". В пункте 26 разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению Отдела Архитектуры и градостроительства № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом (литер А) - одноэтажный, бревенчатый, обшитый, 1982 года постройки, пристрой (литер А1) -одноэтажный, бревенчатый, обшитый, 2011 года постройки возведены с нарушением требований п. 7.1 СП 42.13330.2011. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*», утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ п. 2.2.6.6. Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан», утвержденных Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 метров. Расстояние от границы участка до стены жилого дома должно быть не менее 3 метров. Самовольно возведенное строение - индивидуальный жилой дом (литер А, А1) нарушает права и охраняемые законом интересы собственника смежного земельного участка № по <адрес> в <адрес>, однако собственник смежного земельного участка № по <адрес> в <адрес> Шахова Н.И. не имеет претензий к построенному пристрою (сан. узел) к индивидуальному жилому дому № по <адрес>, что подтверждается собственноручно составленным Согласием от ДД.ММ.ГГГГ. Жилой <адрес> в <адрес> РБ расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>м., с видом разрешенного использования «под индивидуальную жилую застройку».
Определением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ назначена комплексная строительно - техническая экспертиза.
Согласно заключению строительно- технической судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ самовольно построенный жилой дом общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, соответствует санитарно-эпидемиологическим и строительно-техническим требованиям.
Жилой дом (литеры А,А1) построен на расстоянии 1,95 (м) от нежилого строения (гараж) смежного земельного участка № по <адрес> в <адрес>, нарушая градостроительные требования, согласно которым минимальный отступ жилых домов со стороны окон жилых помещений комнат, кухонь, и веранд от соседних жилых домов, капитальных хозяйственных построек (сараев, гаражей и т.п.), расположенных на соседних земельных участках должно быть не менее 6,0 (м); минимальное расстояние от жилого дома до границы участка по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее чем 3,0 (м), при этом нарушаются права и охраняемые законом интересы собственника смежного земельного участка № по <адрес>. В случае сохранения имеющегося расстоянии между жилым домом и нежилым строением (гараж), градостроительные нарушения являются неустранимыми.
Самовольно построенный жилой <адрес> в <адрес> не соответствует противопожарным требованиям. Не соблюдение норм противопожарного разрыва (расстояния) между жилым домом № и нежилым строением (гараж) смежного земельного участка № по <адрес> в <адрес> создает угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
Соблюдение норм противопожарного разрыва (расстояния) между постройками возможно путем устройства противопожарных преград в соответствии с положениями ст.37 Федерального закона №-Ф3 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, согласно которым противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы:
1)противопожарные стены;
2)противопожарные перегородки;
3)противопожарные перекрытия;
4)противопожарные разрывы;
5)противопожарные занавесы, шторы и экраны (экранные стены);
6)противопожарные водяные завесы;
7)противопожарные минерализованные полосы.
Требования к ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания определяются специализированной организацией.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Учитывая, что самовольно построенный жилой <адрес> в <адрес> нарушает требования, но данные нарушения являются несущественными, собственники смежных участков не имеют претензий к истцу, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд разъясняет истцу Козловой Н.Н. о необходимости согласования со специализированной организацией и устройства противопожарных преград между домами № и № по <адрес> в <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Козловой Н.Н. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.
Признать за Козловой Н.Н. право собственности на жилой дом - объект индивидуального жилищного строительства, общей площадью 76,5 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Козлову Н.Н. установить противопожарную преграду между домами № и № по <адрес> в <адрес>, проект установки которой согласовать со специализированной организацией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.Р. Гареева