Дело №–71/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 апреля 2020 года г. Сарапул
Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Евлевских С.В., при секретаре Борисовой И.В.,
рассмотрев жалобу председателя правления ТСЖ «Мечта-5» Прохорова <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» № 0078/2020 от 19 февраля 2020 года ТСЖ «Мечта-5» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.2 «Нарушение требований правил благоустройства территорий поселений, городских округов, касающихся порядка содержания объектов благоустройства» Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» № 57-РЗ от 13.10.2011 года, а именно п.10.2.14, п. 10.1.5, 10.2.5 «Правил благоустройства г. Сарапула», утв. Решением Сарапульской городской Думы от 25.05.2017 г. № 4-275, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, ТСЖ «Мечта-5» обратилось в Сарапульский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Просит учесть, что вина ТСЖ не доказана, ТСЖ проводит работы по очистке тротуара около жилого дома по адресу: г. Сарапул, ул. Достоевского, 47 своевременно, снег чистят ежедневно, мусор отсутствует. На момент получения извещения 04.02.2020 г., тротуар был чист. ТСЖ ранее к административной ответственности не привлекалось.
В судебное заседание представитель ТСЖ «Мечта-5» не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в заявлении так же отразил, что в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с Указами президента РФ об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней, платежеспособность населения на расчетный счет ТСЖ ухудшилась, а, следовательно, наступили форс-мажорные обстоятельства, вызванные коронавирусом и ТСЖ «Мечта-5» утратило возможность исполнения обязательства по уплате штрафа, в связи с этим просит жалобу удовлетворить, тем самым освободив от ответственности ТСЖ «Мечта-5».
Представитель Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив доводы жалобы, исследовав материал административного производства, прихожу к следующему.
Постановлением Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» № 0078/2020 от 19.02.2020 ТСЖ «Мечта-5» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.2 «Нарушение требований правил благоустройства территорий поселений, городских округов, касающихся порядка содержания объектов благоустройства» Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» № 57-РЗ от 13.10.2011 года, а именно п.10.2.14, п. 10.1.5, 10.2. 5 «Правил благоустройства г. Сарапула», утв. Решением Сарапульской городской Думы от 25.05.2017 г. № 4-275. Правонарушение выразилось в том, что ТСЖ «Мечта-5» в период с 16.01.2020 г. по 20.01.2020 г. не выполнило работы по уборке (очистке) поверхности тротуара, расположенного на территории, прилегающей к западной границе земельного участка жилого многоквартирного дома по адресу: г. Сарапул, ул. Достоевского, д. 47, от снега, что повлекло загрязнение поверхности указанного тротуара.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 11.2 Закона УР «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений» № 57-РЗ от 13.10.2011 года установлена административная ответственность за непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений, городских округов, муниципальных округов работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников; по кошению травы; по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав; по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости; по установке, содержанию и очистке урн у входа в предприятия торговли, бытового обслуживания населения, предприятия общественного питания, у киосков, павильонов, палаток, холодильных прилавков, летних кафе, нестационарных торговых объектов, у каждого подъезда в жилых домах, у входов в нежилые помещения здания, строения, сооружения, на остановках общественного транспорта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1.2. Правила благоустройства, утвержденных решением Сарапульской Городской думы г. Сарапула от 25 мая 2017 г. № 4-275 (далее по тексту - Правила благоустройства), установлены: обязательные для исполнения требования по содержанию объектов благоустройства, зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, прилегающих территорий к объектам городской застройки, территорий общего пользования, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, включая элементы благоустройства, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений земельных участков в содержании прилегающих территорий; организация благоустройства территории города Сарапула (включая освещение улиц, озеленение территорий, установка указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии с пунктом 1.3 Правил благоустройства, юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, физические лица на территории города Сарапула, обязаны руководствоваться действующими нормативными актами Российской Федерации, Удмуртской Республики и муниципального образования «Город Сарапул», настоящими Правилами и приложениями к Правилам.
Согласно пункту 1.4. Правил благоустройства, юридические и физические лица обязаны осуществлять: содержание (в том числе: очистку, уборку, ремонт, покраску и т.п.) объектов благоустройства, включая элементы благоустройства, территории, уход за зелеными насаждениями, и иметь в наличии действующий договор на оказание услуги по обращению с отходами; на прилегающих территориях производить уборку и очистку.
Исходя из содержания пункта 1.5. Правил благоустройства, ответственными за содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства, территории, включая прилегающие территории, являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе, на земельных участках и территориях объектов социального, культурно-бытового назначения, торговли и обслуживания населения - руководители и (или) собственники этих объектов.
Согласно пункту 10.2.14. Правил благоустройства, в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Сарапуле физические и юридические лица, перечисленные в пункте 1.5 раздела 1 настоящих Правил, обязаны: обеспечить своевременную уборку газонов, тротуаров (дорожек, тропинок), въездов от мусора, снега, наледи, снежных валов на прилегающих территориях. Складируемый снег (лед) не должен создавать препятствие для движения пешеходов и транспорта.
Пунктом 10.1.5. Правил благоустройства, содержание в осенне-зимний период с 1 ноября по 14 апреля включает в себя:
- очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров и площадей от снега;
- погрузку и вывоз складируемого снега до наступления весенне-летнего периода;
- в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами (далее - ПГМ);
- удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега;
- рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы);
- работы по уборке территорий от мусора, грязи, опавших листьев, порубочных остатков деревьев и кустарников;
- подметание территорий.
В осенне-зимний период уборочные работы выполняются до 10 часов утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня.
Согласно пункту 10.2.15 Правил благоустройства, устанавливать снегозадержатели на кровлях, скаты которых направлены в сторону улиц, обеспечить очистку крыш от снега и удаление сосулек, ледяных наростов на карнизах, крышах и водосточных трубах с обязательным соблюдением мер безопасности, в том числе во избежание несчастных случаев с пешеходами и повреждений воздушных сетей, светильников, зеленых насаждений, объектов благоустройства, а именно: назначение дежурных, ограждение тротуаров, оснащение страховочным оборудованием лиц, работающих на высоте. Собственники (владельцы) зданий (сооружений), организации, осуществляющие управление жилым фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обеспечивают в этот же день в течение трех часов, но не позднее 16 часов, уборку сброшенного на тротуар, пешеходную дорожку, проезд и (или) проезжую часть снега и льда.
Пунктом 10.2. Правил благоустройства установлено, что в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Сарапуле физические и юридические лица, перечисленные в пункте 1.5. раздела 1 «Правил благоустройства» обязаны: обеспечивать содержание и очистку территорий (включая прилегающие территории, территории общего пользования, охранные зоны) от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений (п. 10.2.5).
Факт совершения ТСЖ «Мечта-5» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» № 57-РЗ от 13.10.2011 года, подтверждается письменными материалами дела, а именно:
- согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.02.2020 года № ЮЭ9965-20-16214515 ТСЖ «Мечта-5» располагается по адресу: г. Сарапул, ул. Достоевского, д. 47, ОГРН 1031800400059, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 04.01.2003 года, ИНН 1827012082, КПП 183801001 (л.д.6-10);
- протоколом об административном правонарушении от 04 февраля 2020 года, составленным членом Административной комиссии в МО «Город Сарапул», 16.01.2020 года, согласно которому установлено, что в период с 14 часов 59 минут по 15 часов 00 минут, 20.01.2020 года, в период времени с 13 часов 08 минут по 13 часов 10 минут, членом административной комиссии в муниципальном образовании «город Сарапул» Санниковым Ю.С. выявлено и зафиксировано актами осмотра не проведение ТСЖ «Мечта-5», предусмотренных п. 10.1.5., п.10.2.5., п.10.2.14. Правил благоустройства, работ по уборке (очистке) поверхности тротуара, расположенного на территории, прилегающей к западной границе земельного участка многоквартирного дома, расположенного по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Достоевского, д. 47, от снега, что повлекло загрязнение поверхности указанного тротуара;
- актом осмотра территории (объекта) от 16.01.2020 года, составленного членом Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» Санниковым А.Н., установлено, что осмотр начат 16.01.2020 года в 14 часов 59 минут, осмотр окончен 16 января 2020 года в 15 часов 00 минут, в результате осмотра установлено, что осматриваемый участок покрыт снежным покровом. По середине осматриваемого участка проходит участок уплотненного снега, на котором наличествуют следу проекторов подошв обуви. На осматриваемом участке следы проведения работ по очистке осматриваемого участка от снега отсутствуют. Осматриваемый участок используется для передвижения пешеходов. На момент осмотра очистка и уборка осматриваемого участка от снега не проводится.
- фототаблицей от 16.01.2020 года, составленной членом Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул», из которой усматривается, что работы по уборке, очистке поверхности тротуара не проведены на 16.01.2020 года;
-фотоизображением, распечатанным членом Административной комиссии в муниципальном образовании «город Сарапул» Ю.С. Санниковым, из которого подтверждается наличие тротуара с западной стороны многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Сарапул, ул. Достоевского, д. 47;
-актом осмотра территории (объекта) от 20.01.2020 года, составленным членом Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» Санниковым Ю.С., который установил, что 20.01.2020 года в период времени с 13 часов 08 минут до 13 часов 10 минут, участок территории общего пользования, расположенного: по ширине- от здания многоквартирного дома по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Достоевского, д. 47, до проезжей части по ул. Достоевского г. Сарапула; по длине- вдоль западной границы земельного участка многоквартирного дома по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Достоевского, д. 47. Осматриваемый участок покрыт снежным покровом. По середине осматриваемого участка проходит участок уплотненного снега, на котором наличествуют следы протекторов подошв обуви. На осматриваемом участке следы проведения работ по очистке осматриваемого участка от снега отсутствуют. Осматриваемый участок используется для передвижения пешеходов. На момент осмотра очистка и уборка осматриваемого участка от снега не проводится;
-фототаблицей от 20.01.2020 г., составленной членом Административной комиссии в муниципальном образовании «город Сарапул» Ю.С. Санниковым, из которой следует, что она составлена к акту осмотра участка территории общего пользования, расположенного: по ширине-от здания многоквартирного дома по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Достоевского, д. 47, до проезжей части дороги по ул. Достоевского г. Сарапула; по длине- вдоль западной границы земельного участка многоквартирного дома по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Достоевского, д. 47.
Таким образом, исследованными доказательствами судом устанавливается, что ТСЖ «Мечта-5» не провело, предусмотренные п.п. 10.1.5., 10.2.5., 10.2.14. Правил благоустройства, работы по уборке (очистке) поверхности тротуара, расположенного на территории, прилегающей к западной границе земельного участка многоквартирного дома, расположенного по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Достоевского, д. 47, от снега, что повлекло загрязнение поверхности указанного тротуара. Данное правонарушение нарушает право граждан, в том числе жителей города Сарапула, на благоприятную среду обитания.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок и срок давности привлечения ТСЖ к административной ответственности соблюдены.
Вина ТСЖ «Мечта-5» установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела. Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения Правил благоустройства и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры для его соблюдения.
Таким образом, наличие состава вменяемого заявителю административного правонарушения материалами дела подтверждается.
Между тем, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ прихожу к выводу о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела и роли правонарушителя в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости назначения наказания.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Правонарушение, совершенное ТСЖ «Мечта-5», не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, защита которых является одной из задач законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ТСЖ «Мечта-5» привлекается к административной ответственности впервые, обстоятельства, отягчающие административную ответственность ТСЖ «Мечта-5» отсутствуют. По делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Мечта-5» до вынесения постановления от 19.02.2020 года ТСЖ «Мечта-5» устранило нарушение. С учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ считаю возможным освободить ТСЖ «Мечта-5» от административной ответственности по ч.1 ст. 11.2 «Нарушение требований правил благоустройства, территорий поселений, городских округов, касающихся порядка содержания объектов благоустройства» Закона УР «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений» № 57-РЗ от 13.10.2011 года, а именно п. 10.2.14., п. 10.1.5., п. 10.2.5. «Правил благоустройства», утвержденных решением Сарапульской городской Думы от 25.05.2017 года № 4-275, ограничиться устным замечанием и прекратить в отношении ТСЖ «Мечта-5» производство по делу, поскольку совершенное им административное правонарушение является малозначительным, не представляет большую общественную опасность.
По мнению суда, применение положений ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае соответствует разъяснениям, содержащимся в РФ в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая изложенное, принцип соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным освободить на основании ст. 2.9 КоАП РФ заявителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Замечание как мера ответственности за совершение вменяемого правонарушения, выраженная в порицании неправомерных действий, является для заявителя достаточным для достижения цели административного наказания в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Соответственно, постановление Административной комиссии в муниципальном образовании Город Сарапул № 0078/2020 от 19.02.2020 года о привлечении ТСЖ «Мечта-5» к административной ответственности по ч.1 ст. 11.2 «Нарушение требований правил благоустройства, территорий поселений, городских округов, касающихся порядка содержания объектов благоустройства» Закона УР «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений» № 57-РЗ от 13.10.2011 года, а именно 10.2.14., 10.1.5., 10.2.5. «Правил благоустройства», утвержденных решением Сарапульской городской Думы от 25.05.2017 года № 4-275 подлежит отмене, производство по делу – прекращению в связи с малозначительностью правонарушения, с объявлением ТСЖ «Мечта-5» устного замечания.
Жалоба ТСЖ «Мечта-5» при этом подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Жалобу ТСЖ «Мечта-5» удовлетворить.
Постановление Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» № 0078/2020 от 19.02.2020 года в отношении ТСЖ «Мечта-5» по ч. 1 ст. 11.2 «Нарушение требований правил благоустройства территорий поселений, городских округов, касающихся порядка содержания объектов благоустройства» Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» № 57-РЗ от 13.10.2011 года –отменить, производство по делу – прекратить за малозначительностью.
Освободить ТСЖ «Мечта-5» от административной ответственности по ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» № 57-РЗ от 13.10.2011 года.
Объявить ТСЖ «Мечта-5» - устное замечание.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд УР лицами, указанными в ст.ст.25.1 – 25.5 КоАП РФ, либо принесен протест в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
Судья С.В. Евлевских.
Копия верна: судья С.В. Евлевских.