Дело № 2-16/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Сосновское 13 января 2016 года
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Рябовой Т.Н.
при секретаре Шишкиной Т.М.
с участием истца Воронина М.С., представителя ответчика ГУ управления пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Кузнецовой Н.В., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронина М.С. к ГУ управлению пенсионного фонда РФ по Сосновскому району о включении определенного периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Воронин М.С. обратился в суд с иском к управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Сосновскому району об отмене решения о признании права на досрочную трудовую пенсию, о включении определенного периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указывает, что 12.10.2015г. он обратился в территориальный орган ПФР по месту жительства с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как педагогическому работнику. Однако решением ответчика от 27.10.2015 года в назначении досрочной пенсии ему отказано, при этом из педагогического стажа исключен период с 07.09.2015 г. по 12.10.2015 г. в связи с тем, что произошло переименование МБОУ Сосновской средней общеобразовательной школы №2 в МБОУ Сосновскую среднюю школу № 2 на основании распоряжения администрации Сосновского муниципального района № 788-р от 04.09.2015 г., с данным решением он не согласен, поскольку он продолжал выполнять работу педагога в общеобразовательной школе, никаких изменений его работы и деятельности учреждения после переименования учреждения не произошло, в связи с чем просит отменить решение управления пенсионного фонда РФ по Сосновскому району от 27.09.2015 г. № 291, включить в его специальный стаж период работы в качестве педагога с 07.09.2015 г. по 12.10.2015 г. и обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в пенсионный фонд, т.е. с 12.10.2015 г.
В судебном заседании истец свои доводы, указанные в исковом заявлении поддержал, пояснив, что он в спорный период времени и по настоящее время работает в качестве учителя физкультуры при 27 час. нагрузки. В уставы школы вносили изменения, но школа является общеобразовательным учреждением, основная ее деятельность направлена на получение детьми начального, основного и среднего образования. В школе работают кружки и секции, в том числе и он вдет кружки в школе, за что ему производят доплату, для детей данные кружки бесплатные и в них занимаются желающие. Просит удовлетворить его исковые требования.
Представитель ответчика ГУ управления пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Кузнецова Н.В., действующая по доверенности, с исковыми требованиями Воронина М.С. не согласна, пояснив, что 12.10.2015 г. в УПФ РФ по Сосновскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии обратился истец. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27.10.2015 г. в назначении досрочной страховой пенсии Воронину С.М. как педагогическому работнику было отказано, ему не включили в специальный стаж период работы с 07.09.2015 г. по 12.10.2015 г. в качестве учителя физкультуры Сосновской средней школы № 2. В список и в правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, включены наименования учреждений (структурных подразделений), основная цель деятельности которых соответствует типовым положениям об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденных в период действия Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». Пунктом 1.1 Списка №781 предусмотрены общеобразовательные учреждения, в частности, школы всех наименований, но в соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, основными реализуемыми программами являются общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий на основании типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей и типового положения о дошкольном образовательном учреждении, согласно предоставленному Уставу от 07.09.2015 г. основной целью деятельности учреждения Сосновская общеобразовательная школа № 2 являются следующие образовательные программы: начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и в том числе и дополнительные общеобразовательные программы, в связи с чем считают, что учреждение не относится к п.1.1 Списка «общеобразовательное учреждение», поэтому данный период не был включен в специальный стаж, а на момент обращения его специальный стаж по подсчетам специалистов УПФ РФ по Сосновскому району составил 24 года 10 мес. 23 дня, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Представитель 3-го лица МБОУ «Сосновская СОШ № 2» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель 3-го лица Сосновской районной администрации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Неявка в суд лиц, должным образом извещенных о месте и времени рассмотрении дела, не является препятствием по рассмотрению дела по существу.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 291 от 27.10.2015 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, из которого был исключен период работы с 07.09.2015 г. по 12.10.2015 г. в качестве учителя физкультуры в Сосновской общеобразовательной школе №2, поскольку в список и правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, включены наименования учреждений (структурных подразделений). Пунктом 1.1 Списка № 781 предусмотрены общеобразовательные учреждения, в частности, школы всех наименований. П.2 предусматривает учреждения дополнительного образования детей (где указан перечень данных учреждений) и наименование должности в данных учреждениях.
Согласно Уставу от 07.09.2015 года Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2 реализует такие образовательные программы как начального, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы. Реализация дополнительных образовательных программ, по мнению ответчика, относится к учреждениям, предусмотренным разделом 2 Списка № 781, что не позволяет отнести Сосновскую среднюю общеобразовательную школу к числу учреждений, предусмотренных пунктом 1.1 Списка № 781 и не дает право работникам в должностях, предусмотренных разделом 1 указанного Списка, на досрочное пенсионное обеспечение. Общий стаж педагогической деятельности истица по расчетам ответчика составил 24 г. 10 мес. 23 дня, что не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
По включенным в специальный стаж истца периодам между сторонами спора нет.
Судом установлено, что истец в спорный период времени и по настоящее время работает учителем физкультуры в МБОУ Сосновская СШ № 2, при нагрузке работы 27 час. в неделю, что подтверждается справкой работодателя, а также актом проверки ответчика и копией трудовой книжки.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В связи со ст. 30 Федерального закона РФ « О страховых пенсия» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 вышеуказанного закона за некоторыми работниками сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем закона сохраняет с 01.01.2015 г. право педагогических работников на досрочной назначение страховой пенсии:
1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Как указал Конституционный Суд РФ права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На основании п.1 пп.19 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании", ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов.
Часть 3 ст. 333 ТК РФ устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Согласно Приложению к приказу Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 1-11 (12) классов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю.
Спора о том, что истец в спорный период времени работал в качестве учителя физкультуры при выработке полной нагрузки часов не имеется, факт работы истца в качестве учителя физкультуры при полной нагрузке часов подтверждается письменными доказательствами.
Доводы ответчика в отказе в назначении досрочной пенсии сводятся к тому, что учреждение, в котором работает истец, не соответствует списку учреждений.
Суд считает данные доводы ответчика ошибочными.
Согласно Уставу МБОУ Сосновская средняя школа №2, утв. главой администрации Сосновского муниципального района 04.09.2014 г. № 788р- п.2.4 учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
Реализация основных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования- реализация дополнительных общеразвивающих программ ( в том числе физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественно научной, научно-технической, художественной направленности)…. В разделе Ш Устава указана образовательная деятельность учреждения, (Виды и сроки образовательных программ). Согласно п.3.2 Устава начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Анализируя Устав образовательного учреждения, в котором работает истец суд, приходит к выводу, что общеобразовательная организация МБОУ «Сосновская средняя школа № 2» осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно ст.22 вышеуказанного закона- 1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.
4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Согласно ст.23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;….
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;…
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
По представленным Уставам образовательного учреждения (работодателя истца) видно, что основными общеобразовательными программами школы являются образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, когда как организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
В связи с чем по наименованию образовательного учреждения, по его целям, задачам данное учреждение является общеобразовательным учреждением и относится к общеобразовательным учреждениям, предусмотренным п.1. 1 Списка, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочной назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781
Согласно ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» - Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно представленному расчету ответчика специальный стаж истца без учета спорного периода на день обращения с заявлением о назначении пенсии составил 24 г.10 мес.23 дн., т.е. на момент обращения истца с заявлением в пенсионный фонд на 12.10.2015 г. его специальный стаж составил менее 25 лет, поэтому суд считает необходимым включить в специальный стаж истца период его работы в качестве учителя физкультуры в Сосновской средней школе № 2 с 07.09.2015 г. по 17.10.2015 г. по день наступления у него права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, когда его специальный стаж составил 25 лет педагогического стажа.
В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ- 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с чем суд взыскивает с ответчика истице расходы по госпошлине.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воронина М.С. к ГУ управлению пенсионного фонда РФ по Сосновскому району о включении в специальный стаж определенного периода работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ управления пенсионного фонда РФ по Сосновскому району от 27.10.2015 г. в части отказа в назначении Воронину М.С. досрочной страховой пенсии по старости.
Включить в специальный стаж Воронину М.С. период его работы с 07.09.2015 г. по 17.10.2015 г. в качестве учителя физкультуры в МБОУ «Сосновская средняя школа № 2».
Обязать ГУ управление пенсионного фонда РФ по Сосновскому району назначить Воронину М.С. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 17.10.2015 года.
Взыскать с ГУ управления пенсионного фонда РФ по Сосновскому району в пользу Воронина М.С. расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сосновский суд в течение месячного срока с момента изготовления мотивированного решения
Решение в законную силу вступило.
Судья Т.Н. Рябова