РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации12 августа 2014 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Мазаевой А.М.,
с участием:
истца Трифоновой Ж.В. и ее представителя по доверенности Гришиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1525/2014 по иску Трифоновой Ж.В. к Трифоновой Т.М., администрации г. Тулы, Соловьеву С.С., Антонову Е.А., Павловой Н.К. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру,
установил:
представитель истца Трифоновой Ж.В. по доверенности Гришина Е.М. обратилась в суд с иском об установлении факта принятия Трифоновой Ж.В. наследства, открывшегося после смерти отца, Трифонова В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ и признании за Трифоновой Ж.В. в порядке наследования по закону после смерти Трифонова В.А. права собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный <адрес>, указывая, что Трифонову В.А. принадлежала на праве собственности спорная доля жилого дома с ДД.ММ.ГГГГ. Трифонов В.А. является отцом Трифоновой Ж.В. После смерти Трифонова В.А. истец фактически приняла наследство отца, поскольку взяла себе его наручные часы, фотоаппарат, радиоприемник, смотрела за домом, пользовалась земельным участком по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Трифонова Ж.В. и ее представитель по доверенности Гришина Е.М. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчики Соловьев С.С., Бороздин А.А., Антонов Е.А., Павлова Н.К., Трифонова Т.М., представитель ответчика – администрации г. Тулы, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. От ответчиков поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменных возражениях представитель ответчика – администрации г. Тулы просит отказать истцу в заявленных требованиях в связи с тем, что не представлено доказательств фактического принятия наследства, в то время, как наследодатель, Трифонов В.А. на день смерти был зарегистрирован по месту спорного имущества, а Трифонова Ж.В. – в другом месте.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав сторону истца, изучив наследственное дело № к имуществу ФИО7, материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано на праве общей долевой собственности за совладельцами: ФИО2 и ФИО16 по <данные изъяты> доли за каждой на основании свидетельств о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенных Первой Государственной нотариальной конторой г. Тулы; Трифоновым В.А., Трифоновой Д.Г. по <данные изъяты> доле за каждым на основании свидетельств о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенных Первой Государственной нотариальной конторой г. Тулы; ФИО6 – <данные изъяты> доля на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Первой Государственной нотариальной конторой г. Тулы; ФИО15 – <данные изъяты> доля на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Второй Государственной нотариальной конторой г. Тулы.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ее долю унаследовала Павлова Н.К..
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследником к ее имуществу является сын, Антонов Е.А..
ФИО15 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продал Соловьеву С.С. принадлежавшую ему на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Второй Государственной нотариальной конторой г. Тулы, <данные изъяты> долю в праве собственности на жилой <адрес>. Соловьев С.С. зарегистрировал свое право собственности на указанную долю и получил ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права (№).
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
По материалам наследственного дела № к имуществу ФИО7 усматривается, что нотариусом г. Тула Чельцовой Л.Б., Соловьеву С.С. на основании завещания ФИО7, удостоверенного второй Тульской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ в реестре за №, ДД.ММ.ГГГГ выданы свидетельства: на <данные изъяты> доли от <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой дом <адрес>, принадлежавшие ФИО6, наследником которой являлась ее мать ФИО18, принявшая наследство, но не оформившая своих наследственных прав; на <данные изъяты> долю, принадлежавшую ФИО18 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Первой Тульской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ в реестре за №; ДД.ММ.ГГГГ нотариусом г. Тулы Щепиловой И.Г., на основании завещания ФИО6, удостоверенного Второй тульской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного в реестре под №, Соловьеву С.С. выдано свидетельство на <данные изъяты> от <данные изъяты> доли жилого дома, принадлежавших ФИО6
ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти №, выдано ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС г. Тулы).
Родителями Трифоновой Ж.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. указаны: ФИО8 и ФИО9 (свидетельство о рождении №, выдано повторно ДД.ММ.ГГГГ комитетом ЗАГС администрации г. Тулы).
Согласно ст. 532 ГК РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, наследниками к имуществу ФИО8 являлись его жена ФИО9, дочь Трифонова Ж.В. и мать ФИО7.
По смыслу статей 527, 533-535 ГК РСФСР в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, предметы домашней обстановки и обихода.
В силу ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять.
Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
В случае непринятия наследства наследником по закону или по завещанию или лишения завещателем наследника права наследования его доля наследства поступает к наследникам по закону и распределяется между ними в равных долях (ст. 551 ГК РСФСР).
В силу ст. 546 ГК РСФСР, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно ни находилось.
Факт принятия наследства заключается в совершении наследником действий, подтверждающих его намерение приобрести наследство для себя.
О фактическом принятии наследства свидетельствуется такие действия наследника, из которых усматривается, что наследник не отказывается от наследства, а выражает волю приобрести его, в частности:
до истечения шести месяцев со дня открытия наследства наследником было взято какое-либо имущество наследодателя; количество взятых вещей и их ценность юридического значения при этом не имеют.
Следовательно, пользование наследником личными вещами наследодателя говорит о его фактическом вступлении во владение наследственным имуществом, поскольку к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 550 ГК РСФСР наследник по закону или по завещанию в течение шести месяцев со дня открытия наследства вправе отказаться от наследства. При этом он может указать, что отказывается от наследства в пользу других лиц из числа наследников по закону (статья 532) или по завещанию (статья 534). Отказ от наследства без указания, в пользу кого наследник отказывается от наследства, влечет те же последствия, что и непринятие наследства.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Ссуда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 7). Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (п. 34). Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства (п. 36).
Наследственное дело к имуществу Трифонова В.А. нотариусом не заводилось.
Жена и мать наследодателя не вступали в наследство, не совершали действий, свидетельствующих о принятии наследства ФИО8
Как следует из объяснений в судебном заседании Трифоновой Ж.В., она в течение шести месяцев после смерти отца фактически приняла его наследство. ФИО8, будучи на день смерти зарегистрированным в <адрес>, проживал с ней по адресу: <адрес>. Сразу после смерти ФИО8 принадлежавшие ему личные вещи перешли ей, истцу, во владение, а именно: наручные часы, фотоаппарат, электроинструмент, радиоприемник; в установленный законом шестимесячный срок она стала пользоваться жилым домом № по <адрес> и земельным участком при нем.
Доводы истца о принятии наследства ФИО8 ответчиками по делу не были опровергнуты.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
Установление факта принятия наследства влечет для Трифоновой Ж.В. возникновение прав на наследство ФИО8
На основании изложенного, суд устанавливает факт принятия Трифоновой Ж.В. наследства ФИО8
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В связи с непринятием ФИО9 и ФИО7 наследства ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ, к Трифоновой Ж.В. перешло в порядке наследования все имущество, принадлежавшее ФИО8, в том числе, и <данные изъяты> доля указанного выше жилого дома.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования о признании за Трифоновой Ж.В. права собственности на спорную <данные изъяты> долю домовладения, принадлежавшую на праве собственности ее наследодателю, ФИО8, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199, суд
решил:
установить факт принятия Трифоновой Ж.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, наследства отца, ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Признать за Трифоновой Ж.В. в порядке наследования по закону после смерти ФИО8 право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца.
Председательствующий