дело № 2-371/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2017 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Качкиновой Ч.В., при секретаре Мерушевой С.В, рассмотрев исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к сельской администрации муниципального образования Актельское сельское поселение о возложении обязанности разработать и направить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельской администрации МО Актельское сельское поселение о возложении обязанности разработать и направить на утверждение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что администрацией необходимые документы не разрабатывались, в связи с чем в адрес ответчика 19.06.2017 внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем нарушения, указанные в представлении, до настоящего времени не устранены, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории района населения и приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст.5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В судебном заседании установлено, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Сельской администрацией МО Актельское сельское поселение законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что Сельская администрация МО Актельское сельское поселение является юридическим лицом, и, соответственно, обязана разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
С учётом изложенного, юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) обязаны разрабатывать и направлять для утверждения в уполномоченный орган проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами урегулированы ст.8 Закона № 89-ФЗ, а также ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ст.1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 г. № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай».
Вместе с тем, ст.11 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
- вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Согласно ст.14 Закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.
Ст.18 Закона № 89-ФЗ установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Законом № 89-ФЗ.
В частности, применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Прокуратурой также установлено, что администрацией МО Актельское сельское поселение необходимые документы не разрабатывались, в связи, с чем направлено представление об устранении нарушений 19 июня 2017 г. в адрес ответчика, который в свою очередь 08.08.2017 сообщил, что приняты меры к устранению указанных нарушений, для чего заключен договор с ООО «Экобезопасность» на разработку соответствующей документации.
Таким образом, доказательства того, что нарушения указанные в представлении, до настоящего времени устранены, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработан, ответчиком не представлены.
Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории района населения и приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст.5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельской администрации муниципального образования Актельское сельское поселение удовлетворить.
Обязать сельскую администрацию муниципального образования Актельское сельское поселение разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Актельское сельское поселение районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Ч.В. Качкинова