Дело №
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<адрес>
Боровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жаркова Ю.А.
при секретаре Моторыгиной А.Л.,
с участием:
истца Шевелевой О.В.,
представителя истца по заявлению Лимонтова С.А. (л.д.49),
третьего лица Петровой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевелевой О.В. к администрации муниципального образования городского поселения «<адрес>» <адрес> о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Шевелева О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО ГП «<адрес>» <адрес> в котором просит признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, площадью 1000кв.м., и с кадастровым номером №, площадью 415кв.м., незаконным, обязать принять решение о перераспределении данных земельных участков и утвердить схему перераспределенного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1415кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, за домом №, заключить с ней соглашение о перераспределении земельных участков. В обоснование искового заявления указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за домом №. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию МО ГП «<адрес>» <адрес> с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером №, площадью 415кв.м., и принадлежащего ей с кадастровым номером №, площадью 1000кв.м., и об утверждении схемы перераспределения земельных участков, согласно прилагаемой схемы, в результате чего образовывался земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1415кв.м., но ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ, который считает незаконным, так как испрашиваемый для перераспределения земельный участок находится длительное время в ее пользовании, имеет неправильную конфигурацию, его длинна и изогнутость не позволит ответчику сформировать его в качестве самостоятельного участка и продать с аукциона, данный земельный участок имеет общую границу с принадлежащими ей земельными участками с кадастровыми номерами № и №. К земельному участке с кадастровым номером №, площадью 2018кв.м., принадлежащему Котову В.В. имеется подъезд со стороны <адрес>, через земельные участки принадлежащие Котову В.В. с кадастровыми номерами № и №, имеющие адрес: <адрес>. Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает множество проездов (подъездов) к земельным участкам, расположенным по одному адресу при наличии основного проезда. Проезд к принадлежащему ей земельному участку с кадастровыми номером № осуществляется через примыкающий, принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № с <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Петровой Т.И., данный земельный участок расположен по <адрес> и имеет самостоятельный подъезд с данной улицы. Истребуемый для перераспределения земельный участок никогда не был занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами. В соответствии с пп.2 п.9 ст.39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, при перераспределении земельных участков согласие землепользователей предполагается только в случае если земельные участки, которые предполагается перераспределить обременены правами третьих лиц. Никаких обременений (ипотека, залог в банке, сервитут, доверительное управление и другое не имеется). Предполагается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности, никаких обременении третьих лиц на него нет. Требование ответчика о представлении согласования с владельцами инженерно-технического обеспечения является незаконным и противоречит ч.3 ст.39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, которая содержит полный перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о перераспределении земельных участков. Статья 15 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривает равный доступ граждан к приобретению земельных участков в собственность по основаниям, предусмотренном законодательством РФ. Права истца на приобретение за плату земельного участка путем перераспределения, гарантированные законодательством РФ, нарушены ответчиком.
В ходе судебного заседания определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц привлечены Бурмоцкий В.А., Никулин С.А., Петрова Т.И., Котов В.В.
В судебное заседание представитель ответчика администрации МО ГП «<адрес>» <адрес> не явилась, о дне, месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом, в отзыве просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.34-35).
Третьи лица Бурмоцкий В.А., Никулин С.А. и Котов В.В. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени слушания дела.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Истец Шевелева О.В. в судебном заседании исковое заявление поддержала, просила удовлетворить его в полном объеме, дополнив, что на испрашиваемом для перераспределения земельном участке она лично устанавливала опору электропередач, испрашиваемый земельный участок граничит с принадлежащим ей земельным участком с кадастровым номером №, проезд на который осуществляется с <адрес> через принадлежащие ей земельные участки. Проезда на испрашиваемый земельный участок со стороны <адрес> нет. По границе испрашиваемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Котову В.В. проходит глухой забор. Со стороны земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Петровой Т.И. также проходит глухой забор. На испрашиваемом земельном участке ранее росли деревья, которые она спилила на основании разрешения администрации МО ГП «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, теперь там находятся пни в траве. Согласие на перераспределение испрашиваемого земельного участка собственников смежных земельных участков и предоставление акта сервитута в данном случае не предусмотрено законодательством. Кроме того, со стороны <адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером №, максимальное расстояние между которым и испрашиваемым земельным участком составляет 1,23м. в соответствии со схемой кадастрового инженера Тимашова А.Д.
Представитель истца Лимонтов С.А. в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил удовлетворить его в полном объеме, поддержав доводы истца.
Третье лицо Петрова Т.И. в судебном заседании не возражала об удовлетворении исковых требований, пояснив, что проезд по <адрес> существует только до ее <адрес>, который является последним по данной улице и расположен на земельном участке с кадастровым номером №. Далее, вдоль ее земельного участка, проезда к спорному земельному участку не имеется, там всегда росли трава и кустарники.
Представитель ответчика администрации МО ГП «<адрес>» <адрес> в поступившем отзыве исковые требования не признает, в обоснование своей позиции указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования городское поселение «<адрес>» поступило заявление Шевелевой О.В. о перераспределении земельных участков, принадлежащего ей на праве собственности общей площадью 1000кв.м., расположенного по адресу <адрес>, за <адрес> земельного участка общей площадью 420кв.м. ДД.ММ.ГГГГ исх.№ в адрес Шевелевой О.В. направлен отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующим основаниям. В представленной Шевелевой О.В. схеме расположения земельных участков, часть земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности и подлежащая распределению, является территорией общего пользования – проездом к земельным участкам с кадастровыми номерами №, № и №. Не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц, то есть собственников смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и №, а также с владельцами сетей инженерно-технического обеспечения (акт сервитутов) (Основание отказа предусмотрено пп.2 п.9 ч.2 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с ч.4 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд. Шевелевой О.В. не представлено в письменной форме согласие землепользователей, земельные участки которых непосредственно примыкают к образуемому в результате перераспределения участку, что может повлечь нарушение их прав, в связи с тем, что согласно ч.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Таким образом, собственники смежных земельных участков имеют равные наряду с Шевелевой О.В. права на перераспределение спорной территории. Настоящие спор не относится к случаям, когда такое согласие не требуется в силу ч.4 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласование с владельцами сетей инженерно-технического обеспечения (акт сервитутов) необходимо в целях установления наличия на спорной территории коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей. В соответствии с п.9 ч.2 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении, земельных участков при наличии хотя бы одного из оснований. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения истца, представителя истца, третье лицо Петрову Т.И., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Шевелева О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, за <адрес>, общей площадью 1000кв.м. (л.д. 23)
Согласно ч.4 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также является органом, уполномоченным на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с ч.2 ст.3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
ДД.ММ.ГГГГ Шевелева О.В. обратилась в администрацию МО ГП «<адрес>» <адрес> с заявлением об утверждении схемы перераспределения земельных участков - ее собственного и земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности (согласно прилагаемой схемы) и заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ей земельного участка. К данному заявлению приложены схема расположения границ земельных участков, чертеж перераспределения земельных участков, копия свидетельства о регистрации права на земельный участок, копия кадастрового плана на земельный участок. (л.д.10-11)
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью заместителя главы администрации МО ГП «<адрес>» <адрес> начальника отдела правового обеспечения, земельных и имущественных отношений Скрипченко И.Г. истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с п.12 ст.85 и ст.39.29 Земельного кодекса РФ. (л.д. 13)
Подпунктом 3 ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Как следует из ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п.8 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об утверждении схемы земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земельного участка должно быть принято в срок не более 30 дней с даты поступления заявления в соответствии с представленными документами
Пунктом 16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы; расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как видно из материалов дела, приложенная истцом схема на бумажном носителе не содержит вышеперечисленных основания для отказа в перераспределении земельного участка. (л.д. 24)
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы требования к образуемым и изменяемым земельным участкам: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом; другими федеральными законами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Приложенная к заявлению схема не содержит ни одного нарушения указанных выше требований.
В соответствии с п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п.3 ст.39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Как видно из письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа истцу в перераспределении земельных участков явилось то, что в представленной схеме расположения земельных участков, часть земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности и подлежащая перераспределению, расположена в границах территории общего пользования, а именно проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами №, не представлено в письменной форме согласие собственников смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и не представлен акт сервитутов с владельцами сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В ходе выездного судебного заседания установлено, что проезд с <адрес> существует в виде грунтовой дороги до земельного участка с кадастровым номером <адрес> принадлежащего Петровой Т.И., расположенного по адресу: <адрес> к земельному участку, испрашиваемому для перераспределения, отсутствует, так как на земельном участке, граничащим со спорным земельным участком со стороны <адрес>, растут высокая трава и кустарники, следов проезда не имеется. Кроме того, на испрашиваемом для перераспределения земельном участке обильно произрастает трава и в траве имеются пни от спиленных деревьев, в связи с чем, проезд по данному земельному участку к земельным участкам с кадастровыми номерами № отсутствует. Ипрашиваемый земельный участок с трех сторон огорожен глухим забором, выезды на данный земельный участок со смежных земельных участков отсутствуют. Сведений о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, в суд не представлено. В связи с чем, указанное основание отказа не основано на законе.
Сведений о том, что земельный участок, который предлагается перераспределить, обременен правами собственников смежных земельных участков, в суд не представлено, следовательно, отказ ответчика в виде непредставления в письменной форме согласия собственников смежных земельных участков не основан на законе.
Согласно п.3 ст.5 Земельного кодекса Российской Федерации, обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.
Согласно п.9 ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Каких либо сведений о том, что на испрашиваемом земельном участке имеются обладатели сервитутов, в суд не представлено, таким образом, указанное основание отказа также не основано на законе.
Таким образом судом установлено, что как на момент подачи заявления об утверждении схемы земельного участка, так и на момент рассмотрения настоящего спора, у ответчика отсутствовали основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в связи с чем отказ является незаконным, а требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Шевелевой О.В. удовлетворить.
Признать отказ администрации муниципального образования городского поселения «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами № площадью 1000кв.м., и №, площадью 415кв.м., в <адрес> незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «<адрес>» <адрес> принять решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1000кв.м. в <адрес>, принадлежащего Шевелевой О.В., с прилегающим земельным участком с кадастровым номером №, площадью 415кв.м., утвердить схему перераспределенного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1415кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, за домом №, заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Боровский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий