Дело № 2-1222/17 30 июня 2017 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соликамский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
с участием ст. помощника Соликамского городского прокурора Желудовской Т.В.,
в отсутствии ответчика,
при секретаре Осьмушко С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Промгаз» о возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Промгаз» (Общество, ООО «Промгаз») о возложении обязанности совершить определённые действия, указывая, что в результате плановой проверки выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Промгаз».Основным видом деятельности ООО «Промгаз» является эксплуатация котельных.
На основании концессионных соглашений от 20.04.2012 года, 08.08.2012года и 08.12.2015 года ООО «Промгаз» осуществляет теплоснабжение населения <данные изъяты> посредством эксплуатации котельных. В ходе проверки установлено, что в процессе производственной деятельности, в период с 2012 года по настоящее время ООО «Промгаз» в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляет эксплуатацию 6 стационарных источников выбросов - промышленных площадок:
котельная общей площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу: <...>;
котельная общей площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу: <...>;
котельная общей площадью <данные изъяты>., инв. №, расположенная по адресу: <...>;
котельная общей площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу: <...>;
котельная общей площадью <данные изъяты>., инв. №, расположенная по адресу: <...>
котельная общей площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу: <...>.
При эксплуатации указанных промышленных площадок осуществляются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ — оксида азота, диоксида азота, оксида углерода, которые отнесены к категории загрязняющих веществ, то есть оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
По информации Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от <дата> № №, ООО «Промгаз» разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ не имеет, проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на утверждение в ГИЭП не поступал.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Вместе с тем, у ООО «Промгаз» до настоящего времени отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ПДВ санитарным правилам, при эксплуатации котельных не ведётся учёт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществляя предпринимательскую деятельность, связанную с выбросами вредных веществ в атмосферу, юридическое лицо не имеет разрешительной документации на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Отсутствие разрешительной документации на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как документов, свидетельствующих о соблюдении требований законодательства по охране атмосферного воздуха и окружающей среды, означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушает закрепленные ст. ст. 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии.
Эксплуатация ООО «Промгаз» указанных выше промышленных площадок в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, просит возложить на ответчика обязанность получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам; организовать учёт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установить срок исполнения обязанностей шесть месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании участвующий в судебном заседании прокурор иск поддерживает по изложенным доводам.
Ответчик явку представителя не обеспечил, о слушании дела извещен, просьба об отложении дела не заявлена, возражения по доводам иска не выражены.
Выслушав участвующего в судебном заседании прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно части 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В ходе проверки установлено, что в процессе производственной деятельности, в период с 2012 года по настоящее время, ООО «Промгаз» в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляет эксплуатацию 6 стационарных источников выбросов - промышленных площадок котельных.
При эксплуатации указанных промышленных площадок осуществляются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ — оксида азота, диоксида азота, оксида углерода, то есть оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» оксид азота, диоксид азота, оксид серы, оксид углерода отнесены к категории загрязняющих веществ.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 12 и ст, 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарноэпидемиологического законодательства.
Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» определено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Региональный государственный экологический контроль на территории Пермского края осуществляет Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (далее - ГИЭП), являющаяся уполномоченным органом, выдающим разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
По информации Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от <дата> №, ООО «Промгаз» разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ не имеет, проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на утверждение в ГИЭП не поступал.
Отсутствие разрешительной документации на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как документов, свидетельствующих о соблюдении требований законодательства по охране атмосферного воздуха и окружающей среды, означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушает закрепленные ст. ст. 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии.
Суд считает, что эксплуатация ООО «Промгаз» указанных выше промышленных площадок в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Промгаз» (ИНН №, ОГРН №, дата государственной регистрации в качестве юридического лица <дата>) обязанность получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам; организовать учёт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Установить срок исполнения решения шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Промгаз» (ИНН №, ОГРН №, дата государственной регистрации в качестве юридического лица <дата>) в доход бюджета муниципального образования Соликамский городской округ в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
. Судья Н.В.Рублева