РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Морозовой Л.М.,
с участием прокурора Саянского района Красноярского края Кусаева Е.В.,
представителя ответчика – директора МКОУ Межовская СОШ Салий Л.В.,
при секретаре Вишталюк Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-209/2017 по иску прокурора Саянского района Красноярского края, в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ Межовская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получении лимитов, разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с заявлением, в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ Межовской СОШ о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получении лимитов, разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности учреждения. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Саянского, района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах в деятельности учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории Саянского района, в ходе которой установлены нарушения закона в деятельности ответчика. Установлено, что в ходе осуществления деятельности ответчика образуются отходы 1-4 классов опасности согласно Приказу Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов". В том числе: смет с территории, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), лампы люминесцентные, утратившие потребительские свойства и другие отходы. Образовательным учреждением не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. Кроме того, деятельность юридического лица осуществляется в отсутствие паспортов на отходы I- IV класса опасности. По результатам рассмотрения представления прокурора указанная разрешительная природоохранная документация не была разработана учреждением из-за отсутствия финансирования.
Прокурор Саянского района Красноярского края Кусаев Е.В. в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в иске. Просит обязать МКОУ Межовская СОШ разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности учреждения, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика – директор МКОУ Межовская СОШ Салий Л.В. исковые требования признала, пояснил, что документация по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получения лимитов, разработку паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности учреждения не была разработана из-за отсутствия финансирования. В настоящее время проводится работа по подготовке указанных документов. Просит установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в судебное заседание не явился – о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представили отзыв на исковое заявление, в котором согласны с заявлением прокурора Саянского района в полном объеме.
Суд, с учетом мнения сторон, в силу п. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Вместе с тем согласно ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется па основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствие с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов 1 - IV классов опасности") паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 712.
В соответствии с пунктом 7-8, указанных Правил, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Паспорт действует бессрочно.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом №-п от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации Саянского района Красноярского края, МКОУ Межовская средняя общеобразовательная школа, создано для оказания муниципальных услуг, и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Согласно пункту 2.1 Предметом деятельности Школы является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья, и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том, числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечении отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной и иной деятельности населения.
Из представления прокурора Саянского района об устранении нарушений природоохранного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что проведенной прокуратурой Саянского района проверкой соблюдения законодательства об отходах в деятельности учреждений на территории Саянского района, установлено, что в ходе осуществления деятельности МКОУ Межовская СОШ образуются отходы 1-4 классов опасности, в том числе смет территории, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), лампы люминесцентные, утратившие потребительские свойства, аккумуляторы свинцовые отработанные и другие отходы. Вместе с тем образовательным учреждением не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов. Кроме того, деятельность юридического лица осуществляется в отсутствие паспортов на отходы I-IV класса. Несоблюдение экологических требований может привести к негативным последствиям окружающей природной среды.
Согласно уведомлению на представление об устранении нарушений природоохранного законодательства МКОУ Межовская СОШ, данное представление прокурора рассмотрено, подтвержден факт отсутствия паспортов на отходы, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за допущенное нарушение ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, в МКУ «Управление образования администрации Саянского района» направлена заявка о выделении денежных средств на разработку указанных документов.
Таким образом, установлено, что образовательным учреждением не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов, что подтверждается показаниями представителя ответчика и материалам дела.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики
размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, деятельность ответчика по обращению с отходами без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, разработки паспортов на опасные отходы нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и охраняемых законом интересов общества и государства.
При таких обстоятельствах суд полагает удовлетворить требования прокурора, установив срок для устранения нарушений законодательства об отходах в деятельности учреждения, с учетом необходимых затрат шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Межовская средняя общеобразовательная школа разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Межовская средняя общеобразовательная школа разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в деятельности учреждения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: