дело № 2-3436/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2013 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Лазаренко Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зверевой М.А., Черноскуловой Л.А. о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка,
установил:
Зверева М.А., Черноскулова Л.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка.
В обосновании заявления Зверева М.А., Черноскулова Л.А. указали, что они являются собственниками земельного участка площадью 610 кв.м., с кадастровым номером 50:13:070209:61, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> в порядке наследования по закону после смерти отца Зверева А.М.. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет без установления границ. В 2013 году заявителями принято решение о проведении межевания принадлежащего им участка с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. После проведения обмера площадь земельного участка составила 690 кв.м., вместо учтенных ранее в государственном кадастре недвижимости 610 кв.м.. Спора о границах между смежными землепользователями не имеется, смежные земельные участки уже учтены в ГКН, а заинтересованные лица подписали акт согласования местоположения границ земельного участка. После того, как кадастровым инженером ООО «Землеустроитель-Топограф», Гомановым А.Н. был сформирован межевой план, заявители сдали его в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области для внесения соответствующих изменений. В мае 2013 года получили Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета № МО-13/РКФ-205548 от 13 мая 2013 года. Данное решение мотивировано отсутствием обоснования выявленного расхождения сведений о фактической площади земельного участка сведениям ГКН. Считают действия органа кадастрового учета незаконным, грубым образом нарушающими права граждан, и подлежащими отмене. Просит суд признать незаконным и отменить решение отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> № МО-13/РКФ-205548 от 13 мая 2013 года, обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области устранить допущенные нарушения, произвести учет изменений земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (дача 59) в соответствии с материалами межевого плана от 23.04.2013 года (л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель заявителей на основании доверенности Ахметова Н.Я. (л.д. 6) уточнила требования и просила суд признать незаконным решение отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> № МО-13/РКФ-205548 от 13 мая 2013 года, обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области произвести учет изменений земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с материалами межевого плана от 23.04.2013 года. Обстоятельства, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом (л.д. 42), возражений относительно заявленных требований не представил.
Суд, выслушав представителя заявителей, исследовав материалы дела, полагает заявление подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.07г.
В силу ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (далее Закон № 221-ФЗ) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Согласно ст. 20 Закона № 221-ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться правообладатели таких объектов недвижимости. Описание местоположения границ земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ст. 7 ФЗ).
Судом установлено, что Зверева М.А., Черноскулова Л.А. являются собственниками (по ? доли каждая) земельного участка площадью 610 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.06.2006 года (л.д. 9-10).
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:13:070209:61, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По инициативе Зверевой М.А., Черноскуловой Л.А. ООО «Землеустроитель-Топограф» выполнены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Согласно межевому плану фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 690 кв.м., данные границы согласованы смежными землепользователями, в связи, с чем суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка Зверевой М.А., Черноскуловой Л.А. (л.д.17-39).
23 апреля 2013 года заявители обратились в отдел кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, предоставив предусмотренные ст. 22 Закона № 221-ФЗ необходимые документы: заявление, межевой план, доверенность.
13 мая 2013 года отделом кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области принято решение № МО-13/РКФ-205548 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070209:61, поскольку в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070209:61 на местности в границах, составляющих площадь 690 кв.м.. По сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070209:61 составляет 610 кв.м. (л.д. 40).
Статья 26 Закона «О государственном кадастре недвижимости» содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановлении осуществления кадастрового учета. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);
2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);
3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);
4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Как следует из копии межевого дела, в нем имеются сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070209:61 и заключение кадастрового инженера об этом (л.д. 17-39).
По сути, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области не согласен с уточняемой заявителями площадью 690 кв.м., которая на 80 кв.м. превышает указанную в правоустанавливающих документах.
Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствие со ст.1 Закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения садоводства - 0,06 га.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что минимальные и максимальные размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования определяются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В частности для ведения садоводства устанавливается вышеизложенным Законом Московской области.
Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 «Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания», разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Уточняемая площадь земельного участка Зверевой М.А., Черноскуловой Л.А. согласно выполненных замеров ООО «Землеустроитель-Топограф» составила 690 кв.м., что на 80 кв.м. больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для ведения садоводства - 0,06 га. В данном случае уточняемая площадь находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.
Обоснование отдела кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области решения о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости основано на неверном толковании и применении норм материального права и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Однако п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
До настоящего времени на территории Пушкинского района не введены в действие градостроительные регламенты, в связи с чем, предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. ст. 33 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, решение об отказе отдела кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области суд находит незаконным. Принятое решение от 13.05.2013 года не соответствует закону и нарушает права заявителя на внесение уточненных сведений в государственный кадастр недвижимости.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 690 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (дача 59).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Зверевой М.А., Черноскуловой Л.А. о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным принятое Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области отдел кадастрового учета № 2 решение № МО-13/РКФ-205548 от 13.05.2013 года о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070209:61.
Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070209:61, расположенного по адресу: <адрес> (дача 59) на основании поданного Зверевой М.А., Черноскуловой Л.А. заявления от 23.04.2013 года и представленных документов.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме –02 августа 2013 года.
Судья: