Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3473/2021 ~ М-3445/2021 от 02.11.2021

57RS0023-01-2021-005120-23          2-3473/2021    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года г. Орёл

Советский районный суд г. Орла в составе: председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,

при секретаре Карнюшкиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла в интересах Крючковой Л.В., Касимовой Э.И., Касимова И.Ш.О., Крючкова Е.А. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северного района г. Орла обратился в суд с иском в интересах Крючковой Л.В., Касимовой Э.И., Касимова И.Ш.О., Крючкова Е.А. к администрации г.Орла о предоставлении жилья, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению граждан, по результатам которой установлены нарушения требований законодательства, допущенные администрацией г.Орла, выразившиеся в непринятии ответчиком в течение длительного времени мер по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями семьи заявителя.

Указывает, что Крючковой Л.В. выдан ордер на вселение в комнату <...> на состав семьи: Крючкова Л.В., сын Крючков Е.А., дочь Крючкова Э.И.

В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы истцы Крючкова Л.В., Касимова Э.И., Касимов И.Ш.О., Крючков Е.А.

Жилой дом, расположенный по адресу: <...>, на основании заключения Орловской городской межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Орла № 2864 от 03.07.2019 указанный жилой дом подлежит сносу.

Постановлением администрации г. Орла от 28.05.2021 № 2163 введен режим функционирования повышенной готовности, определена граница территории в пределах многоквартирного жилого дома, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Полагает, что поскольку указанный жилой дом представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан по причине его аварийного состояния, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требования, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана переселения и срока сноса дома.

В связи с чем считает, что истцы должны быть обеспечены жилым помещением незамедлительно.

На основании изложенного прокурор Северного района г. Орла просит суд обязать администрацию г. Орла предоставить вне очереди Крючковой Л.В. на состав семьи 4 человека (она, Касимова Э.И., Касимов И.Ш.О., Крючков Е.А.) по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 16.92 кв.м.

В судебном заседании старший помощник прокурора Северного района г. Орла Харламов А.Н. поддержал исковые требования по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании истцы Крючкова Л.В., Касимова Э.И., Касимов И.Ш.О., Крючков Е.А не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще.

Представитель ответчика администрации г. Орла Данковская Н.Г. в судебном заседании не признала исковые требования прокурора Северного района г. Орла. Поддержала ранее представленный отзыв на исковое заявление, согласно которому срок переселения граждан из указанного многоквартирного жилого дома на момент рассмотрения дела еще не наступил, внеочередное предоставление жилья является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить себя жильем исходя из материального положения. Семья истцов в установленном порядке не признана малоимущей, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица муниципального казенного учреждения «Жилищное управление администрации г. Орла» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Северного района г. Орла законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1), органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2), малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

Статья 2 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

В связи с чем, для правильного разрешения спора имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение и имеет ли он возможность до решения вопроса о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения взамен утраченного проживать в другом жилом помещении.

Из материалов дела следует, что на основании ордера № 235 С, выданного Крючковоц Л.В. с семьей на состав из трех человек, предоставлена на условиях социального найма комната №***, жилой площадью 12.5 кв.м., расположенная в <...>.

Согласно справки о составе семьи в настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Крючкова Л.В., дочь Касимова Э.И., супруг Касимов И.Ш.О., сын Крючков Е.А.

Жилых помещений в собственности истцы не имеют, что подтверждается ответами Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области.

Согласно заключений <данные изъяты> №*** от ДД.ММ.ГГ и №*** от ДД.ММ.ГГ, фактический износ здания составляет 52%, эксплуатационная готовность объекта характеризуется как недопустимое состояние- категория технического состояния конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Основные помещения вышеназванного дома не соответствуют установленным требованиям, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Орла от 03.07.2019 №2864 многоквартирный <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановление администрации г. Орла от 28.05.2021 №2163 введен режим функционирования повышенной готовности, определена граница территории в пределах многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация.

В настоящее время жильцы указанного жилого дома отселены.

На основании постановления администрации г. Орла от 08.02.2021 № 419 Крючковой Л.В. предоставлены две жилые комнаты в <...> маневренного фонда по <...>, сроком до 01.03.2022.

Так как требуемое прокурором обеспечение истцов жильем по договору социального найма в силу приведенных выше положений действующего законодательства возможно лишь в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, следовательно имеются правовые основания для возложения на администрацию г. Орла обязанности по внеочередному обеспечению истцов жильем.

В связи с чем, исковые требования прокурора Северного района г. Орла подлежат удовлетворению.

Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, ответчиком должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому Крючковой Л.В., Касимовой Э.И., Касимова И.Ш.О., Крючкова Е.А., общей площадью не менее 16.92 кв. м.

При этом возражение представителя администрации г. Орла суд не принимает во внимание, поскольку из указанных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Северного района г. Орла в интересах Крючковой Л.В., Касимовой Э.И., Касимова И.Ш.О., Крючкова Е.А. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию г. Орла предоставить Крючковой Л.В., на состав семьи 4 человека: она, Касимова Э.И., Касимов И.Ш.О., Крючков Е.А., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16.92 кв.м., находящееся в городе Орле, отвечающее санитарным и техническим требованиям, применительно в условиям населенного пункта «Город Орел».

    Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течении одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

     В окончательной форме решение суда изготовлено 30 декабря 2021 г.

Председательствующий Т.Н. Горбачева

2-3473/2021 ~ М-3445/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Касимова Эльвира Ильгаровна
Касимов Ильгар Шамсаддин оглы
Крючкова Лариса Владимировна
прокуратура Северного района г. Орла
Крючков Евгений Александрович
Ответчики
администрация г. Орла
Другие
МКУ "Жилищное управление г. Орла"
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Горбачева Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
02.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2021Передача материалов судье
09.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Подготовка дела (собеседование)
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2022Дело оформлено
29.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее