Сосновоборский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Альбрант М.О.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца - помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> ФИО5,
представителя ответчика – ФИО4, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> о признании незаконным бездействие и возложении обязанности по устранению нарушений закона при содержании осужденных бывших работников судов и правоохранительных органов,
УСТАНОВИЛ:Красноярский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> о признании незаконным бездействие и возложении обязанности по устранению нарушений закона при содержании осужденных бывших работников судов и правоохранительных органов, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> проведена проверка состояния законности и условий содержания осужденных в КП-39 ОИК-40, по итогам которой выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства. В нарушение требований ч. 3 ст. 80 УИК РФ осужденные бывшие сотрудники правоохранительных органов всего 11 человек содержаться в КП-39 в одном отряде с осужденными, не отнесенными к указанной категории, их личная безопасность может быть поставлена под угрозу в связи с деятельностью, которой они занимались ранее. По результатам проверки приняты меры прокурорского реагирования, на имя начальника исправительного учреждения внесено представление об устранении нарушений закона. Однако в ходе проверки, проведенной в марте 2013 года, установлено, что выявленные ДД.ММ.ГГГГ нарушения закона не устранены. Кроме того, ранее прокуратурой <адрес> в сентябре 2012 года выявлялось аналогичное нарушение, в связи с чем на имя начальника ГУФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. По результатам рассмотрения представления начальник КП-39 привлечен к дисциплинарной ответственности. Неисполнение ответчиком положений уголовно-исполнительного законодательства ставит под угрозу безопасность людей, их жизнь и здоровье, в связи с деятельностью, которой они занимались ранее.
Просит суд признать незаконным бездействие ответчика, нарушающего Уголовно-исполнительный кодекс РФ, обязать ответчика в течение 12 месяцев устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства РФ при содержании осужденных бывших работников судов и правоохранительных органов в КП-39.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика – ФИО4 иск не признала, считает, что бездействие со стороны исправительного учреждения отсутствует, на устранение выявленного истцом нарушения необходимы значительные материальные затраты в размере 719780 рублей. У исправительного учреждения недостаточно средств для создания условий раздельного содержания осужденных – бывших работников судов и правоохранительных органов от других осужденных. Ответчик обращался к начальнику ГУФСИН России по <адрес> с просьбой оказать содействие в выделении указанных денежных средств, однако до настоящего времени денежные средства не были выделены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика – ФБУ «Главное управление федеральной службы исполнения наказания по <адрес>» в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.
В соответствии с пунктами 1.7, 1.9 Устава ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес>, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение является юридическим лицом. ОИК-40 вправе нести обязанности и выступать в качестве истца и ответчика в суде.
Как установлено в судебном заседании, Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в января 2013 года была проведена проверка состояния законности и условий отбывания лишения свободы осужденными в КП-39 ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес>, в ходе которой было установлено, что содержание осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов в данном исправительном учреждении не соответствует предъявляемым законодательством требованиям. Указанные осужденные в количестве 11 человек содержаться в одном отряде с осужденными, не относящимися к указанной категории осужденных. По результатам проверки на имя начальника ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений.
В марте 2013 года Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> вновь была проведена проверка состояния законности и условий отбывания лишения свободы осужденными в КП-39 ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес>, в ходе которой было установлено, что вышеуказанное нарушение не было устранено. На имя начальника ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> вновь вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, ранее прокуратурой <адрес> выявлялось аналогичное нарушение, что подтверждается справкой от 23-ДД.ММ.ГГГГ, представлением в адрес начальника ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных нарушений федерального законодательства в деятельности администрации ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес>. Согласно информации ФБУ ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в 2013 году запланировано строительство зданий, существующие комнаты ожидания свиданий запланировано использовать для размещения бывших сотрудников судов и правоохранительных органов.
Пунктом 2.1 Устава ОИК-40 установлено, что предметом и целями исправительного учреждения, в том числе являются исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. В силу п. 2.5.1 Устава для достижения указанных целей учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ условия содержания осужденных.
Согласно п.п. 5.8, 5.9, 5.12 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством РФ, а также доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по <адрес> в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Исходя из вышеприведенных требований законодательства, для обеспечения безопасности содержащихся в КП-39 осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов исправительное учреждение обязано создать таким осужденным соответствующие условия содержания отдельно от других осужденных, не относящихся к данной категории.
Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования до настоящего времени участок колонии-поселения соответствующий требованиям закона в КП-39 для отдельного содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов не создан.
Несоблюдение требований законодательства о содержании осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов отдельно от других осужденных может привести к негативным последствиям, поставить под угрозу безопасность данной категории осужденных, их жизнь и здоровье в связи с деятельностью, которой они занимались ранее.
Таким образом, для обеспечения прав осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов необходимо создать надлежащие условия содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов в соответствии с требованиями законодательства.
Доводы ответчиков, касающихся финансирования расходов необходимых для устранения выявленных нарушений требований содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов, суд не принимает во внимание, поскольку соблюдение указанных требований в первую очередь направлено на сохранение жизни и здоровья граждан, уголовно-исполнительное законодательство не ставит выполнение требований по обеспечению условий содержания осужденных в зависимость от наличия финансирования.
Принимая во внимание объем работ и затраты, необходимые для осуществления мероприятий по устранению выявленных нарушений содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов, мнение сторон, суд считает возможным установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений в течение 12 месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> о признании незаконным бездействие и возложении обязанности по устранению нарушений закона при содержании осужденных бывших работников судов и правоохранительных органов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> по невыполнению требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации при содержании осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов в колонии-поселении № ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес>.
Обязать ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации при содержании осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов в колонии-поселении № ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Сосновоборский городской суд.
Председательствующий: -подпись-
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья: М.О. Альбрант