Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06.12.2017 <адрес>
Шахтинский городской суд <адрес>, в составе председательствующего судьи Галактионова Д.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> к ООО «Техпром» в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и обязании исполнить требования природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ :
Истец обратился в Шахтинский городской суд с вышеуказанным иском по следующим основаниям.
<адрес> в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что рядом предприятий и организаций на территории <адрес> нарушаются требования рассматриваемого законодательства.
ООО «Техпром», ИНН 6155070442, ОГРН 1146182002383, КПП 615501001 зарегистрировано по адресу: <адрес>.
На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ установлен факт осуществления ООО «Техпром» деятельности по разведке и добыче техногенного сырья для производства строительных материалов из породного отвала вентиляционного ствола бывшей шахты им. Октябрьской Революции (б. Погорелова) на участке недр, расположенном в 03, км к северо-западу от <адрес> в <адрес>.
Выездом на место установлено, что непосредственно на породном отвале находится установка для переработки горной массы, автопогрузчики, бульдозер при помощи которых организацией осуществляется переработка горной массы.
При производстве горных работ, связанных с разработкой пород отвала, осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, а именно загрязнение атмосферного воздуха за счет выбросов пыли и газообразных загрязняющих веществ при работе карьерной техники.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В результате анализа списков лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, состоящих на учете в Департаменте Росприроднадзора по ЮФО, установлено, что ООО «Техпром» плата за негативное воздействие не вносится, на учете в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Техпром» в Департаменте Росприроднадзора по ЮФО не состоит, при этом осуществляет хозяйственную деятельность, оказывая негативное воздействие на окружающую среду, путем размещения отходов производства и потребления, выбросов в атмосферный воздух.
Согласно письму Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № АА-03-04-36/13116 от ДД.ММ.ГГГГ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с п. 3 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» будет осуществляться с применением государственной информационной системы (далее - ГИС).
Иной формы ведения государственного реестра и учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, действующим законодательством не предусмотрено.
С момента вступления в законную силу Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), Росприроднадзор приступил к разработке ГИС, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно ст. 69.2 Федерального закона 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, и вступает в силу одновременно с Правилами.
Пункт 4 статьи 69.2 Федерального закона 7-ФЗ обязывает в течение десяти дней со дня получения заявки осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Вместе с тем, порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду независимо от постановки на учет в качестве плательщиков возложена на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с положениями п.п. 2.3 ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, ООО «Техпром» независимо от постановки на учет в силу требований вышеуказанного Порядка обязано будет произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 г.
Принимая во внимание, что на сегодняшний день ООО «Техпром» в Департаменте Росприроднадзора по ЮФО в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду не состоит по независящим от него причинам, выяснить конкретный срок постановки не представляется возможным, то иной меры прокурорского реагирования как исковое заявление с целью контроля за исполнением требований прокурора, произведения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, не имеется.
Части 1, 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, охраняемых законом интересов государства, в том числе за исполнением природоохранного законодательства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 19 названного Федерального закона в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
При этом в силу ст. 4 Закона об отходах производства и потребления установлено, что отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Данным Законом определен момент возникновения права собственности на отходы (момент образования отхода ) и приобретатель данного права. Согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. В этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов. Все обязанности в отношении своего имущества (бремя содержания имущества), в частности и отходов производства и потребления, возлагаются на собственника (ст. 210 ПС РФ).
Собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, таким образом, передача отходов организации оказывающей услуги по их вывозу, приемке с последующим их размещением, хранением, переработкой и утилизацией (при наличии договорных обязательств), не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
ООО «Техпром» на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ.2017, документы подтверждающие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не предоставлены, чем нарушены требования вышеуказанного законодательства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
В нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, не ведется.
Истец просил:
Признать незаконным бездействие юридического лица - ООО «Техпром», выразившиеся в непринятии мер по обеспечению соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Обязать ООО «Техпром»:
- получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в уполномоченном государственном органе, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды;
- разработать и в установленном порядке согласовать с Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу паспорта образующихся отходов I-IV класса опасности;
- организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов;
- произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2017 г.;
- направить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2017 г. в Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, расположенный по адресу: <адрес>, корпус 3 в срок - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Стороны в судебное заседание явились, представитель ответчика иск признал, представил письменное заявление.
Изучив материалы дела, выслушав позиции всех сторон, суд переходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Ответчик признал исковые требования в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая полное понимание ответчиком своих действий, суд считает возможным принять признание иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░»:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ I-IV ░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2017 ░.;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ 3 ░ ░░░░ - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 12.12.17░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.