Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 мая 2019 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Албычевой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-898/2019 по исковому заявлению Шашкова С.В. к Администрации муниципального образования город Салехард о признании отдельной семьей, признании незаконным постановления от 04.12.2018 года № «О снятии, включении и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях», восстановлении на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях с момента постановки на учет
У С Т А Н О В И Л :
Шашков С.В. обратился в суд с иском к Администрации МО г. Салехард о признании отдельной семьей, признании незаконным постановления от 04.12.2018 года № «О снятии, включении и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях», восстановлении на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях с момента постановки на учет.
В обоснование требований иска истец указал, что он с 28.10.2010 года состоял в Администрации МО г. Салехард на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Администрации МО г. Салехард от 04.12.2018 года № «О снятии, включении и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях» он был снят с указанного учета. В ответ на его обращение, Управление жилищной политики Администрации МО г. Салехард от 15.04.2019 года № ему разъяснило, что он был снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как он зарегистрирован в жилом доме по адресу: г. Салехард, ул. Казачья, №, в связи с чем имеется превышение учетной нормы площади жилых помещений. Собственником дома является ФИО1 В данном доме также зарегистрирована ФИО7 Он какого либо отношения к данному дому не имеет, какими либо правами в отношении него не обладает. Семья собственника жилого помещения является самостоятельной, общее хозяйство с ним не вел и не ведет. Учитывая изложенное, установление требуемого факта ему необходимо для реализации им права на получение жилого помещения как гражданина из числа коренных малочисленных народов Севера. В ином порядке установление данного факта невозможно. Учитывая то обстоятельства. Что указанные обстоятельства имели место быть и на момент издания администрацией МО г. Салехард постановления от 04.12.2018 года №, оно является незаконным, каковым и просит его признать. Также просил возложить на администрацию МО г. Салехард обязанность восстановить его на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях с момента первоначальной постановки на учет, то есть с 28.12.2010 года.
В судебном заседании истец, его представитель Скарблина А.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что супруга собственника жилого дома № по ул. Казачья в г. Салехарде Скарблина А.В. является сестрой истца. Истцу, когда он работал в ОМВД по г. Салехарду было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: г. Салехард, ул. Б. Кнунянца <адрес>, в котором он был зарегистрирован. В связи с его увольнением из ОМВД по г. Салехарду, он снялся с регистрационного учета по указанному адресу. После он зарегистрировался у своих знакомых по адресу: г. Салехард, ул. Маяковского, <адрес>, откуда был снят с регистрационного учета без его уведомления по решения органа, осуществляющего регистрационный учет. Поскольку в целях состояния на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, ему необходима была регистрация, истец по своей просьбе зарегистрировался вд.24 по ул. Казачья в г. Салехарде, который принадлежит супругу его сестры Скарблину А.В. В данный дом он не вселялся и не живет в нем, его регистрация по данному адресу носит формальный характер. Фактически он проживает по адресу: г. Салехард, ул. Броднева, д.40, кв.3 и своих знакомых снимает жилье. Семья ФИО1 является самостоятельной семьей. Зарегистрировался по ул. Казачья № постоянно, а не временно, поскольку так ему сказали поступить сотрудники Управления жилищной политики, поскольку в ином случе он не может состоять на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель ответчика администрации МО г. Салехард Соколов М.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что при установленных судом обстоятельствах считает возможным установление факта признания истца отдельной семьей и восстановлении его на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях. Однако обжалуемое постановление было принято на основании документов без установления факта признания истца отдельной семьей, в связи с чем оно является законным.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1 суду показал, что он является собственником № по ул. Казачья, и как собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе и осуществлять регистрацию граждан. Истец, являясь родственником его супруги попросил его зарегистрировать в принадлежащем ему доме, что он и сделал, но истец с ними не проживал и не проживает у них отдельная семья, истец живет самостоятельно. ФИО7 является хорошей знакомой их семьи, в суд явиться не смогла, поскольку находиться в отпуске.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО7, будучи извещенной надлежащим образом, в суд не явилась.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно положений п.2 ч.1 ст.6 Закона ЯНАО от 30.05.2005 N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право граждане из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающие на территории автономного округа, согласно Перечню, утвержденному в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". В соответствии с ч.2 ст.6 Категории граждан, указанные в части 1 настоящей статьи, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, только при наличии оснований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно положений ст.51 ЖК РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положений п.1 ч.1 ст.16 Закона ЯНАО от 30.05.2005 N 36-ЗАО право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют граждане из числа коренных малочисленных народов Севера.
Согласно положений ст.9 и 10 Закона ЯНАО от 30.05.2005 N 36-ЗАО принятие на учет и учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам список N 2 - список граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Данный учет осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно положений п.2 ч.1 ст.15 Закона ЯНАО от 30.05.2005 N 36-ЗАО граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в случаях утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Шашков С.В. состоял на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях с 28.12.2010 года. Постановлением Администрации МО г. Салехард от 04.12.2018 года № «О снятии, включении и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях» он снят с указанного учета. Согласно ответа Управления жилищной политики Администрации МО г. Салехард от 15.04.2019 года № основанием для снятия его с учета послужило то основание, что он с 17.10.2017 года зарегистрирован по адресу: г. Салехард, ул. Казачья № в жилом доме, который имеет общую площадь 65,3 кв.м., в связи с чем имеет место быть превышение учетной нормы в г. Салехарде, поэтому отпали основания для состояния на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Из копии паспорта Шашкова С.В. следует, что он с 25.05.2007 года по 06.5.2011 года был зарегистрирован по адресу: г. Салехард, мкр. Б. Кнунянца, <адрес>; с 28.08.2012 года по 06.08.2015 года по адресу: г. Салехард, ул. Маяковского, №; с 17.10.2017 года по настоящее время по адресу: г. Салехард, ул. Казачья, №.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 05.06.2014 года <адрес>, собственником № по ул. Казачья в г. Салехарде является ФИО1
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Шашков С.В. в № по ул. Казачья в г. Салехарде не вселялся, проживает отдельно совместное хозяйство с владельцем № по ул. Казачья не вел и не ведет, его регистрация по указанному адресу носит формальный характер, фактически истец проживает по адресу: г. Салехард ул. Броднева, №. Установления указанного факта в ином порядке, кроме судебного не представляется возможным.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713" следует, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд считает подлежащим удовлетворению требования о признании Шашкова С.В., семьей, ведущей отдельное хозяйство от семьи в составе ФИО1, ФИО7 в целях восстановления на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях.
В части требования о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования город Салехард от 04.12.2018 года № «О снятии, включении и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях» суд приходит к следующем.
При принятии указанного постановления, орган местного самоуправления исходил из того положения, что Шашков С.В. был зарегистрирован и вселен в № по ул. Казачья в г. Салехарде в качестве иного гражданина как члена семьи собственника жилого помещения в соответствии с положениями ст.31 ЖК РФ. При этом органу местного самоуправления не было известно о том, что регистрация по данному адресу носит формальный характер, факт признания истца отдельной семьей от собственника жилого дома и ФИО7, также зарегистрированной в данном доме, на момент издания распоряжения не был установлен. Постановление было издано в соответствии с нормами законодательства, регулирующими данные правоотношения, в пределах полномочий органа местного самоуправления. В связи с изложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований иска в данной части.
В части требований о возложении на Администрацию МО г. Салехард обязанность восстановить Шашкова С.В. на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях с момента первоначальной постановки на учет, то есть с 28.12.2010 года, суд приходит к выводу о их удовлетворении, поскольку при установленных судом обстоятельствах, а именно признание истца самостоятельной семьей от семьи ФИО1 и ФИО7, фактические не проживание по месту регистрации и регистрацию по нему носящий формальный характер, поэтому данная регистрация не может ограничивать истца в реализации им прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать Шашкова С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, семьей, ведущей отдельное хозяйство от семьи в составе ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в целях восстановления на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях.
В удовлетворении требований иска о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии, включении и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях», отказать.
Возложить на Администрации муниципального образования город Салехард восстановить Шашкова С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях с момента первоначальной постановки на учет, то есть с 28.12.2010 года.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий/подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков