Дело № 12-449/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
**.*** 2021 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В.,
при помощнике судьи Ильиной Ю.Н.,
с участием
представителя Управления Пенсионного фонда РФ
в г. Пскове и Псковском районе Псковской области
Жуковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пскове и Псковском района по Псковской области (межрайонное) Н.И. Беляковой на постановление мирового судьи судебного участка №27 г.Пскова Сурусова А.Е. от 5.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора ООО «СТРОЙЗА» Орлова Е.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №27 г. Пскова от 5.07.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ООО «СТРОЙЗА» Орлова Евгения Юрьевича прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пскове и Псковском районе по Псковской области (межрайонное) обратился в Псковский городской суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 27 г. Пскова отменить, принять по делу новое решение, полагая, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия предусмотренные ГК РФ применительно к ликвидированным юридическим лицам, а значит сведения индивидуального (персонифицированного) учета должны быть представлены должностным лицом до даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
В судебное заседание директор ООО «СТРОЙЗА» Орлов Е.Ю., будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом не явился.
Представитель ГУ – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Жукова Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила её удовлетворить. Дополнительно заявив, что директором ООО «СТРОЙЗА» Орловым Е.Ю. сведения в отчете по форме по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год представлены недостоверные, а именно: дата окончания трудовой деятельности работников не может быть позднее даты снятия с учета ООО «СТРОЙЗА».
Заслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, 25.05.2021 должностным лицом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пскове и Псковском района по Псковской области (межрайонное) в отношении директора ООО «СТРОЙЗА» Орлова Е.Ю. составлен протокол об административном правонарушении №331, за не исполнение им обязанности по своевременному представлению в органы Пенсионного фонда РФ оформленных в установленном порядке сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В результате чего, должностным лицом страхователя ООО "СТРОЙЗА" были нарушены требования п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 1.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предусматривающий обязанность страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-СТАЖ, которая определяется Пенсионным Фондом РФ на основании Постановления Правления Пенсионного Фонда РФ N507п от 6.12.2018, действовавшего на момент возникших правоотношений.
Диспозиция ч. 1 ст.15.33.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ от 1.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).
Часть 1 ст. 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах возлагает на страхователей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); ceмейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В силу ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" генеральный директор общества с ограниченной ответственностью является единоличным исполнительным органом общества, который без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что директором ООО "СТРОЙЗА" является Орлов Е.Ю. Следовательно, обязанность страхователя по выполнению требований п. 2 и 3 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ возложена на директора Орлова Е.Ю.
Законодательство Российской Федерации предусматривает механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в административном порядке по решению наделенного соответствующими полномочиями регистрирующего органа при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность, а также в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пункт 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами, к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено п. 9 ст. 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "СТРОЙЗА" исключено из ЕГРЮЛ 18.11.2020 в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Действующее законодательство, регулируя указанный порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ, помимо вышеуказанной совокупности критериев, не устанавливает условия о необходимости для налогового органа удостовериться в наличии непогашенной задолженности, в том числе и по обязательным платежам.
Исходя из положений п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При этом, исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица по решению регистрирующего (налогового) органа.
Ст. 419 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Поскольку ООО "СТРОЙЗА" с 18.11.2020 исключено из ЕГРЮЛ, его правоспособность прекращена, правопреемства в этом случае не наступило, все его обязательства, в том числе и обязанности страхователя по предоставлению в пенсионный орган до 1 марта года, следующего за отчетным, сведений по форме СЗВ-СТАЖ за год, прекращены. С момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ Орлов Е.Ю. утратил правоспособность должностного лица, не может выполнять организационного –распорядительные или административно-хозяйственные функции и не является субъектом рассматриваемого правонарушения, а значит, в его действиях по предоставлению 18.02.2021 неполных (недостоверных) сведений необходимых для ведения индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствует событие административного правонарушения.
При этом доводы представителя Пенсионного фонда о том, что сведения по форме СЗВ- СТАЖ должны были быть представлены в течение месяца после прекращения деятельности ООО "СТРОЙЗА", основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку, несмотря на то, что правовые последствия для юридических лиц, исключаемых из ЕГРЮЛ, и ликвидируемых аналогичны (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ), сама процедура включения не идентична процедуре ликвидации. Поэтому требования закона о том, что в случае ликвидации юридического лица сведения в пенсионный орган должны быть предоставлены в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, к исключаемому из реестра юридическому лицу не применимы.
Учитывая изложенное, поскольку мировым судьёй судебного участка №27 г.Пскова при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, дело рассмотрено объективно и всесторонне, а жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы судьи, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 27 г. Пскова Сурусова А.Е. от 5.07.2021 года по делу № 5-518/27/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора ООО «СТРОЙЗА» Орлова Е.Ю. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пскове и Псковском района по Псковской области (межрайонное) - оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Псковского городского суда И.В.Тимофеева