УИД 28RS0004-01-2019-013491-84
производство № 2а-10240/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Кургуновой Н.З.,
при секретаре Гринченко Я.А.,
с участием представителя административного истца Литвиненко А.А., представителя административного ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области Прохоренко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Папанян Г. К. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области о признании незаконными решения № 038F07190001018, № 038F07190001019 от 03.09.2019 года об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Папанян Г.К. обратилась в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что 21 августа 2019 года ею были поданы заявления (по форме 23-ПФР) в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (Амурская область, г. Благовещенск, ул. Василенко, 20) о возврате излишне уплаченных страховых взносов с суммы сверх предельной величины доходов за 2014 в сумме 109 446,34 рубля и за 2015 годы в сумме 93 299,47 рублей с приложением пояснений к заявлению и справки о доходах, полученной из Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области. На основании заявления 11 октября 2019 года получено уведомление № 10-384 от 06.09.2019г. от ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) в которым указано, что ГУ-Отделением Пенсионного фонда РФ по Амурской области на основании федерального закона № 250-ФЗ от 03.07.2016г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее закон 250-ФЗ) принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов от 03.09.2019г. № 038F07190001019 по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2017 года, в размере 109446,34 руб., в связи с тем, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов не производиться так как сведения об излишне уплаченных страховых взносах учтены на индивидуальном лицевом счете (в соответствии с п. 22 ст. 26 Закона 212-ФЗ); и принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов от 03.09.2019г. № 038F07190001018 по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2017 года, в размере 93299,47 руб., в связи со сроком давности платежей. В решении ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Амурской области от 03.09.2019г. № 038F07190001019 основанием для отказа в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов указано «прочее», в решении от 03.09.2019г. № 038F07190001018 основанием для отказа в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов указано «прочее» (платежи с истекшим сроком давности). Решения № 038F07190001018 и № 038F07190001019 от 03.09.2019г. об отказе в возврате переплаты по страховым взносам ГУ - Отделения Пенсионного Фонда РФ по Амурской области незаконны и существенно нарушают права и законные интересы. Папанян Г.К. с 30 июля 2009 года по 24 мая 2017 года являлась индивидуальным предпринимателем (далее ИП). Была зарегистрирована в качестве ИП в Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области. С момента регистрации в качестве ИП в предпринимательской деятельности применяла упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов) (далее УСНО) и уплачивала единый налог при упрощенной системе налогообложения (далее УСН). На основании статьи 5 федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее закон N 212-ФЗ) Папанян Г.К. относилась к ИП, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и являлась плательщиком страховых взносов, установленных для этой категории плательщиков. С 1 января 2014 года положениями статьи 14 закона N 212-ФЗ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода. Если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов (1 МРОТ х 26% х 12 месяцев) доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины (8 МРОТ х 26% х 12 месяцев) (часть 1.1 статьи 14 закона N 212-ФЗ). Пунктом 3 части 8 статьи 14 закона N 212-ФЗ установлено, что для ИП, уплачивающих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). По итогам 2014 года общий (валовый) доход составил 20 257 388,00 руб. Страховой взнос на ОПС (1%), начисленный к уплате, составил 121 299,36 руб. [(20 257 388,00 руб. - 300 000 руб.) х 1%, но не более 121 299,36 руб.]. Указанную сумму страховых взносов я уплатила в полном объеме 30.03.2015г. По итогам 2015 года общий (валовый) доход составил 50 563 354,00 руб. Страховой взнос на ОПС (1%), начисленный к уплате, составил 130 275,60 руб. [(50 563 354,00 руб. - 300 000 руб.) х 1%, но не более 130 275,00 руб.). Указанную сумму страховых взносов я уплатила в полном объеме 30.03.2016г. Страховые взносы на ОПС (1%) за 2014 и 2015 годы начислены с общего (валового) дохода. Расходы, которые Папанян Г.К. осуществила в рамках предпринимательской деятельности, не учитывались. 30.11.2016 г. Конституционным судом Российской федерации принято постановление № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда». Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П для определения размера страховых взносов доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты физическим лицам, подлежит уменьшению на профессиональные налоговые вычеты, а именно на величину фактически произведённых и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения. Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы. Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации. Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017г. № 304-КГ16-16937 и отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2017г. № 3 (2017) (п. 27). Данный вывод также соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.11.2017 № 303-КГ17-8359. С учетом изложенного, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате. В связи с указанными обстоятельствами 21 августа 2019 года были поданы заявления (по форме 23-ПФР) в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о возврате излишне уплаченных страховых взносов с суммы сверх предельной величины доходов за 2014 и 2015 годы с учетом расходов, произведенных за тот же период. Расходы за 2014 год составили 18 772 086,00 рублей. Налоговая база равна 1 485 302,00 рублей. Страховой взнос на ОПС (1%) составил 11 853,02 руб. [(1 485 302,00 руб. - 300 000 руб.) х 1%]. Переплата страховых взносов на ОПС (1%) составила 109 446,34 рубля (121 299,36 руб. -11853,02 руб.). Расходы за 2015 год составили 46 565 741,00 рублей. Налоговая база равна 3 997 613,00 рублей. Страховой взнос на ОПС (1%) составил 36 976,13 руб. [(3 997 613,00 руб. - 300 000 руб.) х 1%]. Переплата страховых взносов на ОПС (1%) составила 93 299,47 рублей (130 275,60 руб. -36 976,13 руб.). В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам. Статьей 20 Закона № 250-ФЗ определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. После принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган. Согласно пункту 1 статьи 26 закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пени, штрафов. При этом в силу пункта 13 статьи 26 закона № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля по заявлению плательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Согласно части 6 статьи 27 Закона N 212-ФЗ исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов. С 01.01.2017 года порядок и сроки возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов регулируется положениями статей 78, 79 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Пунктами 2, 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с заявлением налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм. Таким образом, положения Налогового кодекса РФ аналогичны Федеральному закону № 212-ФЗ. О факте излишней уплаты страховых взносов мне стало известно в связи с принятием Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017г. № 304-КГ16-16937. В связи с чем срок на обращение в ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Амурской области за возвратом излишне уплаченных сумм взносов следует исчислять с даты принятия указанного Определения Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, административный истец просил суд решение ГУ - Отделения Пенсионного Фонда РФ по Амурской области от 03.09.2019г. № 038F07190001018 об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, решение ГУ - Отделения Пенсионного Фонда РФ по Амурской области от 03.09.2019г. № 038F07190001019 об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов признать незаконными; обязать ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Амурской области устранить допущенные нарушения прав и интересов истца и вынести решение о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 в размере 109 446,34 рубля, за 2015 год в размере 93 299,47 рублей, а всего 202 745,81 рубль; судебные расходы по оплате государственной пошлины взыскать с ГУ - Отделения Пенсионного Фонда РФ по Амурской области.
В судебном заседании представитель административного истца Литвиненко А.А. настаивала на иске.
Представитель административного ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области Прохоренко А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного искового заявления, в обоснование возражений указал о пропуске истцом срока для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
В представленных письменных возражениях на предъявленный иск, административный соответчик Гончарова Е.В. указала, что согласно разделу II Положения о Государственном учреждении Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области Отделение осуществляет организацию деятельности подведомственных территориальных органов ПФР, в том числе по вопросам: контроля за достоверностью и своевременностью представляемых страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (подпункт 10.1.25); разнесения по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц страховых взносов на страховую и накопительную пенсии, в том числе дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (подпункт 10.1.26). К полномочиям Отделения прием отчетности от плательщиков страховых взносов, в том числе сведений о застрахованных лицах для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, поступивших на бумажных носителях, проверка полноты представленных в них данных и их обработка не относятся. Осуществление указанных функций относится к компетенции территориальных органов ПФР в городах и районах Амурской области. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), который действовал до 01 января 2017 года, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляли контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Соответственно наблюдательные дела плательщиков страховых взносов находятся на хранении в территориальных органах ПФР. С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы ФНС России согласно Федеральному закону от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Согласно статье 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Папанян Г.К. являлась плательщиком страховых взносов в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 212-ФЗ. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определяется в следующем порядке: - в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз. Механизм проведения возврата страховых взносов установлен совместным письмом ПФ РФ № НП-30-26/15844, ФНС России № ГД-4-8/20020@ от 04 октября 2017 года «Об организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, при поступлении денежных средств после 1 января 2017 года на коды бюджетной классификации с главой «182». Получив от У ФНС России по субъекту РФ подтверждение соответствия сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, сведениям, переданным отделением ПФР, отделение ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Решение) и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия Решения направляет его в У ФНС России по субъекту РФ (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона № 250-ФЗ). В срок не позднее 3 рабочих дней после получения Решения территориальный налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации. Указанное решение территориального налогового органа не подлежит печати и подписанию сотрудниками территориального налогового органа, поскольку формируется с целью реализации технической возможности направления соответствующей заявки на возврат в УФК.Согласно пункту 13 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поскольку Папанян Г.К. уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в 2014 году, за 2015 год в 2015 году, то срок для обращения с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов истек в 2017 году и в 2018 году соответственно. Кроме того, Папанян Г.К. добровольно уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до 02 декабря 2016 года, то есть до момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда». В связи с этим, согласно пункту 22 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В указанном Постановлении 27-П отсутствуют оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция КС РФ, раскрывающая конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, в силу пункта 6 статьи 125 Конституции РФ и пункта 5 статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования, то есть со 02 декабря 2016 года. Как и в случае признания КС РФ неконституционными норм, положенных в основу правоприменительных решений, принятие КС РФ постановления, содержащего конституционно-правовое истолкование, в соответствии с пунктом 3 статьи 79 и пункта 2 статьи 100 Федерального конституционного закона «О конституционном суде РФ» влечет пересмотр вступивших в законную силу судебных актов но делам заявителей, в отношении которых такое постановление имеет обратную силу. Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых взносах» устанавливает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Соответственно, в случае удовлетворения требований истца о возврате сумм страховых взносов, добровольно им уплаченных, спорные суммы в результате корректировки лицевого счета при назначении пенсии учтены не будут. Учитывая изложенное, Отделение считает Решения от 03 сентября 2019 года № 038F07190001018, № 038F07190001019 законными и обоснованными, а требования истца не подлежащими удовлетворению. Механизм возврата страховых взносов, установленный совместным письмом ПФ РФ № НГ1-30-26/15844, ФНС России № ГД-4-8/20020@, предусматривает принятие решения о возврате (отказе в возврате) страховых взносов именно отделением ПФР. В связи с чем, управляющий Отделением Гончарова Е.В. является ненадлежащим ответчиком.
В судебное заседание не явился административный истец Папанян Г.К., административный соответчик управляющий ОПФР по Амурской области Гончарова Е.В., представители заинтересованного лица ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области, уведомленные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства. В представленном в адрес суда письменном заявлении ответчик Гончарова Е.В. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения присутствующих лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания ч. 1 ст. 221 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц предусмотрено право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответственно, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений ст. ст. 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно положениям ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
В ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно материалам дела, Папанян Г.К. 21.08.2019 г. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2014 год в размере 109 446 рублей 34 копейки; за 2015 год в размере 93 299 рублей 47 копейки.
В письменных пояснениях к указанному заявлению Папанян Г.К. указала, что она в период с 30 июля 2009 года по 24 мая 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В 2014 и 2015 годах в своей предпринимательской деятельности использовала упрощенную систему налогообложения (УСНО). С 1 января 2014 года положениями статьи 14 закона N 212-ФЗ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода. Если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов (1 МРОТ х 26% х 12 месяцев) доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины (8 МРОТ х 26% х 12 месяцев) (часть 1.1 статьи 14 закона N 212-ФЗ). Страховой взнос на ОПС (1%) за 2014, 2015 год начислен с доходов. Расходы, которые осуществила в рамках предпринимательской деятельности по УСНО, не учитывались. Конституционный суд РФ в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, исходя из анализа норм п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и ст. 227 НК РФ, пришел к выводу, что индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ. Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения. Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы. Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом РФ в постановлении от 30.11.2016 г. № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации. Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ № 304-КГ16-16937 от 18.04.2017г. и отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2017) от 12.07.2017г. (п. 27). Данный вывод также соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 22.11.2017 № 303-КГ17-8359, от 13.06.2017г. № 306-КГ17-423. Просила исправить начисление по страховым взносам на ОПС (1%) за 2014, 2015 год согласно перерасчету, а образовавшуюся переплату вернуть на мой лицевой счет, согласно заявления.
Решением от 03.09.2019 г. №038F07190001019 Папанян Г.К. отказано в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов за 2014 г. в размере 109 446 рублей 34 копейки.
Решением от 03.09.2019 г. №038F07190001018 Папанян Г.К. отказано в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов за 2015 г. в размере 93 299 рублей 47 копеек.
Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Статья 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривает, что Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
На основании части 5 статьи 79 Закона N 1-ФКЗ с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, подлежала учету при рассмотрении обращения Папанян Г.К., в связи с чем ответчик вправе и мог самостоятельно учесть позицию Конституционного Суда РФ и рассмотреть вопрос о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрен следующий порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
С учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, переплата страховых взносов на ОПС (1%) за 2014 г. у Папанян Г.К. составила 109,446, 34 рубля, 2015 г. 93 229,47 рублей.
0плата страховых взносов подтверждается платежными поручениями. Спор между сторонами в части размера уплаченных заявителем страховых взносов отсутствует.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Папанян Г.К. были излишне уплачены страховые взносы за 2014 год в размере 109 446 рублей 34 копейки; за 2015 год в размере 93 299 рублей 47 копеек.
В связи с изложенным, решения ответчика об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассматривая доводы ответчика о пропуске срока на обращение с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, суд учитывает следующее.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.
В соответствии со ст. 20 указанного закона, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ч. 1, 4 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
После принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган.
С 01.01.2017 года порядок и сроки возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов регулируется положениями статей 78, 79 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью же 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что с заявлением налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Как следует из административного искового заявления, административным истцом о том, что у него имеется излишне уплаченная сумма страховых взносов в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 30.11.2016 №27-П. С заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2014, 2015 года Папанян Г.К. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации 21.08.2019 года, в связи с чем срок ею пропущен не был.
Также, то обстоятельство, что Папанян Г.К. добровольно уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до 02 декабря 2016 года, то есть до момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 № 27-П, не освобождает уполномоченные органы от соблюдения требований, изложенных в позиции данного постановления.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче иска истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 рублей. Данные расходы подтверждаются чеком от 05.11.2019 г. и подлежат присуждению истцу.
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Папанян Г. К. удовлетворить в полном объеме.
Признать решения ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов от 03.09.2019 г. №038F07190001018, №038F07190001019 незаконными.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области осуществить Папанян Г. К. возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 год в размере 109 446 рублей 34 копейки и за 2015 год в размере 93 299 рублей 47 копеек.
Взыскать с ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области в пользу Папанян Г. К. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова
Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2019 года.