Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-868/2020 ~ М-862/2020 от 29.10.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2020 года                                       п.г.т. Безенчук

                                                                                                  Самарская область

Безенчукский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи- Перцевой Ю.В.,

с участием представителя истца-помощника прокурора Тихомировой В.А.,

истца-Назаренко О.В.,

при секретаре – Шешуновой О.Ю.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-868/2020 по иску прокурора Безенчукского района Самарской области действующего в интересах Назаренко Олеси Викторовны к администрации м.р. Безенчукский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение,

    УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Безенчукского района Самарской области, действующий в интересах Назаренко О.В., обратился в суд с указанным выше иском, просил обязать администрацию м.р. Безенчукский Самарской области предоставить Назаренко ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на состав семьи 1 человек.

В обоснование требований прокурор Безенчукского района Самарской области указал, что Назаренко О.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте: мать Назаренко Г.А. была лишена родительских прав на основании решения Безенчукского районного суда Самарской области от 17.12.2002г., отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации м.р. Безенчукский Самарской области от 29.07.2016 ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек.

Представитель истца ссылается на то, что до настоящего времени Назаренко О.В. не обеспечена жилым помещением, администрация м.р. Безенчукский Самарской области имеющая перед ней обязательства по предоставлению жилого помещения, указанные обязательства не исполнила, в связи с чем, он обратился в суд в интересах Назаренко О.В.

В судебном заседании истец Назаренко О.В. исковые требования предъявленные в её интересах, поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации м.р. Безенчукский Самарской области Василенко Е.Г. в судебное заседание не явилась, до начала рассмотрения дела представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменное возражение на исковое заявление, в котором просила требования прокурора Безенчукского района Самарской области в интересах Назаренко О.В. оставить без удовлетворения.

Представитель третьего лица- Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимонова М.Ю. в судебное заседание не явилась, до начала рассмотрения дела представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя и письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Назаренко О.В. отказать.

Суд, выслушав представителя истца-помощника прокурора Тихомирову В.А., истца Назаренко О.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно решения Безенчукского районного суда Самарской области от 17.12.2002, по гражданскому делу №2-402/03, мать Назаренко О.В.- Назаренко Г.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> была лишена родительских прав отношении дочери ФИО2 (л.д.29-31).

Определением Безенчукского районного суда Самарской области от 23.06.2015 по заявлению администрации м.р. Безенчукский Самарской области была исправлена описка в решении Безенчукского районного суда Самарской области по гражданскому делу №2-402/03 от 17.12.2002 в части написания даты вынесения решения, указано фактическое вынесение 17.12.2003 (л.д.32).

Отец Назаренко О.В.- Яковлев В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (выданного повторно) (л.д.36).

Из материалов дела следует, что согласно решения Безенчукского районного суда Самарской области от 07.04.2015 по заявлению администрации м.р. Безенчукский Самарской области в отношении Назаренко О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был установлен факт признания отцовства Яковлевым В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершим ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-34)., что также подтверждается свидетельством об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).

    Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что Назаренко ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

    Постановлением администрации м.р. Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Назаренко О.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на состав семьи 1 человек.

    Назаренко О.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта Назаренко О.В. и справкой, выданной администрацией с.п. Прибой м.р. Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23,37).

    Согласно сведениям представленным Чапаевским филиалом ГУП СО «ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ -Б, следует, что Назаренко О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, строений и жилья на территории Безенчукского района Самарской области не имела, правовая регистрации не осуществлялась, право собственности не зарегистрировано, право бесплатной приватизации не использовано (л.д.75).

    Из Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у Назаренко О.В. в собственности объектов недвижимого имущества не имеется (л.д.76).

    Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

    В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Согласно статье 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

    В силу статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

    При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

    Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указания на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

    В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

    По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

    Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 статьи 1, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 2 названного закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций.

Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения могут предоставляться с превышением нормы предоставления (пункт 9 статьи 3 Закона Самарской области).

В силу пункта 2 статьи 16 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД его действие распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Нуждаемость Назаренко О.В. в жилом помещении, как и её право на предоставление жилого помещения, не оспаривается стороной ответчика и подтверждается принятием истца на учет как гражданина, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, почтовой карточкой.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования прокурора Безенчукского района Самарской области удовлетворить, поскольку Назаренко О.В. в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны администрации м.р. Безенчукский Самарской области жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает её право на жилище, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

Доводы ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Безенчукского района Самарской области, действующего в интересах Назаренко ФИО13, к администрации м.р. Безенчукский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить.

    Обязать администрацию м.р. Безенчукский Самарской области предоставить Назаренко ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке пгт. Безенчук Безенчукского района Самарской области, благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на состав семьи 1 человек.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Безенчукский районный суд Самарской области.

    Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2020.

    Судья Безенчукского районного суда

    Самарской области                                         Ю.В. Перцева

2-868/2020 ~ М-862/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Назаренко О.В.
Прокурор Безенчукского района Самарской области
Ответчики
Администрация м.р. Безенчукский Самарской области
Другие
Министерство социально-демографической политики Самарской области
Суд
Безенчукский районный суд Самарской области
Судья
Перцева Ю.В
Дело на странице суда
bezenchuksky--sam.sudrf.ru
29.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2020Передача материалов судье
30.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2020Подготовка дела (собеседование)
12.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2021Дело оформлено
22.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее