Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-739/2014 ~ М-581/2014 от 25.03.2014

Дело № 2-739/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Соликамск                                23 июня 2014 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Рублевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Малтабар И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной     службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> к администрации <...> о признании бездействия противоправным, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> (далее Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском (с учетом уточненного иска) к администрации <...> о признании бездействия противоправным, возложении обязанности совершить определенные действия, указывая, что в ходе проведения санитарно-эпидемиологического обследования, проведенного <дата> Северным филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <...>», было установлено, что в непосредственной близости к контейнерным площадкам для сбора твердых бытовых отходов по адресам: <...> установлены специализированные металлические контейнеры – 5 штук (по одному контейнеру у каждой контейнерной площадки), на каждом контейнере имеется следующая информация: «Для использованных батареек» « Прием люминесцентных ламп». На момент исследования <дата> специализированные металлические контейнеры, расположенные у контейнерных площадок по адресам: <...>, закрыты металлическими крышками, прикрепленными к контейнерам металлическими болтами. В центре крышек имеется небольшое отверстие для помещения в контейнер использованных батареек. Специализированные металлические контейнеры, расположенные у контейнерных площадок по адресам: <...>, закрыты не герметичными, свободно открывающимися металлическими крышками, что обеспечивает доступ к содержимому контейнеров. В специализированных металлических контейнерах, расположенных по адресам: <...> размещались ртутьсодержащие отходы (энергосберегающие лампы); в специализированном контейнере, расположенном по адресу: <...> размещались ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы в картонных коробках и энергосберегающие лампы), что не соответствует требованиям ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 14, п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации № 681 от 03.09.2010 года «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение среда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

    Размещение на территории населенного пункта, вблизи жилой застройки, контейнеров для сбора батареек, ртутьсодержащих отходов, отработанных энергосберегающих ламп загрязняет окружающую среду, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

     Нарушение требований действующего законодательства РФ к сбору отходов и содержанию территории населенных мест, произошли по причине не принятия администрацией <...> необходимых мер по организации сбора и вывоза опасных отходов от населения, по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; отсутствия нормативно-правового акта (постановления, распоряжения), регламентирующего порядок сбора и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп от населения; отсутствия в настоящее время утвержденной долгосрочной муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе».

    Истец просит признать противоправными бездействие администрации <...> при решение вопросов местного значения городского округа по организации сбора и определению мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих лам, и выразившееся в отсутствии на территории Соликамского городского округа нормативно-правового акта по организации сбора и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп от населения в период до <дата> года; возложить на администрацию <...> обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять нормативно-правовой акт (постановление, распоряжение и т.п.) по организации сбора, вывоза, утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп от населения, в котором определить порядок и место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, ответственных лиц (в т.ч. лиц, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением требований данного нормативно-правового акта), обеспечить надлежащий контроль за сбором и вывозом ртутьсодержащих отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства в области охраны окружающей среда и здоровья граждан.

    В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, на уточненном исковом заявлении настаивает, пояснил, что основаниями для обращения в суд с данным иском являлись факты неисполнения органом местного самоуправления обязанности по организации сбора отходов на территории городского поселения в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Предметом иска является требование о прекращении нарушений требований санитарного законодательства РФ и о принятии нормативно-правового акта органа местного самоуправления Соликамского городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп от населения, в котором следует определить порядок и место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, ответственных лиц, ответчик обязан обеспечить надлежащий контроль за сбором и вывозом ртутьсодержащих отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Представитель ответчика – администрации <...> ФИО3, действующая на основании доверенности, с иском не согласна по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которых <дата> решением Соликамской городской Думы были утверждены Правила благоустройства территории Соликамского городского округа, пунктом 6.5.8 которых предусмотрено, что организация сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681. Сбор у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их размещение и обезвреживание осуществляются специализированными организациями (п.п. 9,13,19 Правил). При заключении со специализированной организацией договора на выполнение работ по утилизации ртутьсодержащих ламп администрации необходимо руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, сбор у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их размещение и обезвреживание будет осуществляться специализированной организацией, с которой будет заключен муниципальный контракт по результатам осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика, до этого невозможно определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих лам у потребителей.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года № 681 (далее Правила) органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно статьям 130, 132, 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, и органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно статьям 1 и 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) местное самоуправление в Российской Федерации под свою ответственность решает непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения исходя из интересов населения, в том числе путем принятия муниципальных правовых актов.

Таким образом, суд не вправе обсуждать целесообразность принятия или непринятия нормативного правового акта органом местного самоуправления по вопросам местного значения, поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления и их должностных лиц, и само обсуждение вопроса о целесообразности принятия нормативного правового акта будет являться нарушением компетенции органа или должностного лица. Соответственно, суд не вправе и обязать орган или должностное лицо принять тот или иной нормативный правовой акт.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для признания противоправными бездействия администрации <...>, выразившегося в отсутствии на территории Соликамского городского округа нормативно-правового акта по организации сбора и вывоза отработанных ртутьсодержащих лам от населения в период до <дата> не имеется.

В судебном заседании установлено, что <дата> решением Соликамской городской Думы утверждены Правила благоустройства территории Соликамского городского округа, пунктом 6.5.8 которых предусмотрено, что организация сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681 «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение среда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде». Сбор у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их размещение и обезвреживание осуществляются специализированными организациями (п.п. 9,13,19 Правил).

    Данное решение Соликамской городской Думы опубликовано в газете «Соликамский рабочий» от <дата> .

Согласно пункта 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года № 681, потребители ртутьсодержащих ламп, то есть юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением (кроме физических лиц), осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

При этом, в силу пункта 8 указанных Правил, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Согласно пункту 9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

Судом установлено, что в настоящее время на муниципальном уровне в Соликамском городском округе не организовано ни одного пункта приема опасных отходов от потребителей ртутьсодержащих ламп в частном секторе округа, муниципальный контракт со специализированной организацией администрацией <...> не заключен, что свидетельствует о том, что действия ответчика по накоплению ртутьсодержащих и люминесцентных ламп до определения специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и здоровья граждан, могут нанести вред окружающей среде, здоровью человека.

При таких обстоятельствах, суд считает, что довод истца о ненадлежащем состоянии сбора и вывоза опасных отходов от населения на территории Соликамского городского округа подтвержден совокупностью доказательств, представленных сторонами в силу положений ст. 56 ч. 1 ГПК РФ, поэтому требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению контроля за сбором и вывозом ртутьсодержащих отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и здоровья граждан подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию <...> обеспечить контроль за сбором и вывозом ртутьсодержащих отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и здоровья граждан.

В удовлетворении иска в части признания противоправным бездействия, выразившегося в отсутствии на территории Соликамского городского округа нормативно-правового акта по организации сбора и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп от населения в период до <дата> года, в возложении обязанности в течении 1 месяца принять нормативно-правовой акт по организации сбора, вывоза, утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп от населения, в котором определить порядок и место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, ответственных лиц (в том числе, лиц, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением требований данного нормативно-правового акта) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд <...> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме - <дата> года.

Судья                                    Н.В.Рублева

    

2-739/2014 ~ М-581/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей
Ответчики
Администрация г. Соликамска
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Рублева Нелли Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
25.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2014Передача материалов судье
25.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2014Судебное заседание
21.05.2014Судебное заседание
06.06.2014Судебное заседание
23.06.2014Судебное заседание
30.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2014Дело оформлено
16.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее