Дело №2-644/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи «31» июля 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе судьи Котенко И.В.,
с участием истцов Егоровой С.Е. и Уткиной Т.Е.,
при секретаре Веркиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Светланы Евгеньевны и Уткиной Татьяны Евгеньевны к Администрации Боровичского муниципального района о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на гараж в порядке наследования,
у с т а н о в и л :
Егорова С.Е. и Уткина Т.Е. обратились в Боровичский районный суд Новгородской области с иском к Администрации Боровичского муниципального района о включении имущества в наследственную массу после умершей ФИО2 и признании права собственности на гараж в порядке наследования.
В обоснование иска указано следующее.
ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать ФИО2, которой принадлежали квартира, расположенная по адресу: <адрес> гараж №, расположенный по адресу: <адрес>. Других наследников кроме них не имеется. Ими было подано заявление нотариусу о принятии наследства после смерти матери. Однако нотариусом разъяснено, что свидетельство о праве на наследство по закону на гараж выдано быть не может, поскольку на данное имущество нет документов подтверждающих право собственности на него наследодателя. Земельный участок был выделен Администрацией Прогресского сельского поселения их отцу ФИО3, соответственно супругу наследодателя, для целей строительства гаража. По завершению строительства гаража ФИО3 не оформил его надлежащим образом и не произвел регистрацию, как того требовало законодательство. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. После смерти мужа их мать ФИО2 фактически приняла наследство, оставшееся после смерти супруга, подав нотариусу заявление о принятии наследства и получила свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру. Таким образом, приняв часть наследства после смерти мужа в виде квартиры, их мать приняла и наследство в виде гаража. Однако приняв часть наследства в виде гаража, мать не оформила его надлежащим образом.
Истцы просили включить в наследственное имущество ФИО2 спорный гараж и признать за ними право собственности на указанный объект недвижимости.
В судебном заседании истцы Егорова С.Е. и Уткина Т.Е. поддержали исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика – Администрации Боровичского муниципального района, будучи надлежащим образом уведомленным о времени месте рассмотрения дела, в суд не явился. В представленном ранее заявлении указал, что вопрос об удовлетворении требований или отказе в их удовлетворении оставляет на усмотрение суда.
Суд, выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 при жизни принадлежал гараж №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой Администрации Прогресского сельского поселения № 3 от 24 января 2017 года (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. Завещания он не оставлял. Наследниками по закону после его смерти являются его дочери Егорова С.Е. и Уткина Т.Е., отказавшиеся от принятия наследства, и жена ФИО2, которая в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако спорный гараж не вошел в перечень наследственного имущества, указанного в свидетельстве о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не был надлежащим образом оформлен в собственность прежним владельцем при его жизни.
После смерти супруга ФИО2 фактически приняла наследство в виде гаража. ФИО2 приняла меры к сохранности наследственного имущества – гаража, пользовалась указанным объектом недвижимости для хозяйственно-бытовых нужд, поддерживала его в надлежащем состоянии, оплачивала счета за электроэнергию. Произведенные ею действия свидетельствуют о фактическом принятии ею наследства после смерти супруга ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о ее смерти.
Наследниками по закону после ее смерти являются ее дочери Уткина Т.Е. Егорова С.Е., которые в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако спорный гараж не вошел в перечень наследственного имущества, поскольку не был надлежащим образом оформлен в собственность прежним владельцем при его жизни. В настоящее время оформить право собственности на спорное имущество в административном порядке не представляется возможным в связи со смертью собственника гаража.
Истцы Уткина Т.Е. и Егорова С.Е. являются дочерьми наследодателя, что подтверждается свидетельствами об их рождении и документами о заключении брака.
Егорова С.Е. и Уткина Т.Е., как установлено в судебном заседании, после смерти ФИО2 фактически владеют и пользуются гаражом, расположенным по адресу: <адрес>, гараж №, поскольку хранят там свое имущество, оплачивают счета за освещение гаража, поддерживают его в надлежащем состоянии, предприняли меры к его сохранности.
Таким образом, произведенные истцами действия свидетельствуют о фактическом принятии ими наследства после смерти ФИО2
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщённых истцами, поскольку они последовательны и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1114 ГК РФ).
В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно статье 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
Основание для установления факта принятия наследства суд установил. В ином порядке получить надлежащие документы, подтверждающие факт принятия наследства, невозможно. Установление факта принятия наследства имеет для истцов юридическое значение, так как позволяет реализовать право на получение наследственного имущества.
Таким образом, в суде нашел свое подтверждение факт строительства гаража своими силами и за счет собственных нужд на выделенном для этих целей земельном участке ФИО3 и фактического принятия наследства в виде указанного имущества после смерти наследодателя ФИО2, а после ее смерти – истцами.
При таких обстоятельствах, суд находит необходимым включить объект недвижимости – гараж в наследственную массу имущества, оставшегося после смерти матери истцов, установить, что Егорова С.Е. и Уткина Т.Е. приняли наследство после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ и потому имеются все законные основания для признания за ними права собственности на гараж №, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность), исходя из требований истцов, суд полагает необходимым признать право собственности на гараж за истцами в долях.
Истцами помимо требований о признании права собственности в порядке наследования, заявлены и требования о включении имущества в наследственную массу, однако госпошлина по этим требованиям не оплачена. В силу ст. 103 ГПК РФ с истцов в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.
Суд, руководствуясь статьями 194-199,103 ГПК РФ,
решил:
Иск Егоровой Светланы Евгеньевны и Уткиной Татьяны Евгеньевны к Администрации Боровичского муниципального района о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на гараж в порядке наследования, удовлетворить.
Включить в наследственное имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, гараж общей площадью 37,8 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, гараж №.
Признать право общей долевой собственности на гараж с инвентарным номером №, расположенный по адресу: <адрес>, гараж №, с кадастровым номером земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости №, по ? доли в праве за каждым из собственников: за Егоровой Светланой Евгеньевной и Уткиной Татьяной Евгеньевной, в порядке наследования после смерти ФИО2.
Взыскать с Егоровой Светланы Евгеньевны и Уткиной Татьяны Евгеньевны госпошлину в доход государства в сумме 300 рублей, то есть по 150 рублей с каждой.
Данное решение является основанием для регистрации права собственности за Егоровой Светланой Евгеньевной и Уткиной Татьяной Евгеньевной на указанный гараж в Боровичском территориальном отделе Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 01 августа 2017 года через Боровичский районный суд Новгородской области.
Судья И.В. Котенко