Дело № 2-12/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Эвенск «28» января 2015 г.
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Яруллиной Н.М.,
заместителя прокурора Северо-Эвенского района Горбачёвой М.П.,
при секретаре Осокиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: пос. Эвенск, ул. Победы, д. 19, дело по исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Северо-Эвенского района обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области (далее – МБДОУ «Детский сад п. Эвенск) об обязании совершить определенные действия.
В обоснование своих требований прокурор Северо-Эвенского района указал следующее.
Прокуратурой Северо-Эвенского района проведена проверка МБДОУ «Детский сад п. Эвенск» соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности.
В ходе проверки установлено, что в МБДОУ «Детский сад п. Эвенск» отсутствует система технического контроля за обстановкой – видеонаблюдение.
Согласно п.п.1.п.13. ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение требований, в том числе, в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п.6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения.
Таким образом, МБДОУ «Детский сад п. Эвенск» меры по повышению надежности защиты образовательного учреждения от возможных актов террористического характера и других чрезвычайных происшествий приняты не были.
Незащищенность образовательного учреждения, а также свободный доступ посторонних лиц способствует созданию негативных последствий, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу и жизнь как обучающихся несовершеннолетних детей, так и граждан, посещающих данное учреждение. нарушение требований законодательства в указанной сфере существенно ущемляет права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
Просит суд обязать МБДОУ «Детский сад п. Эвенск» оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о его времени и месте извещён. Просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, с исковыми требованиями согласен, сообщает, что в 2012 году руководителем Управления образования ФИО2 направлялась заявка в Департамент образования администрации Магаданской области на оснащение детского сада системой видеонаблюдения.
Третье лицо, участвующее в деле – администрация Северо-Эвенского района просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Третье лицо, участвующее в деле – Управление образования администрации Северо-Эвенского района по существу искового требования возражений не имеет, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
С учётом положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и мнения прокурора суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора заявленные требования прокурора подтвердил, просит обязать ответчика оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Заслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2., п.14. ч.3., ч.7 ст.28, п.8. ч.1.ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся; образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009», утвержденного Приказом Минрегион России от 29 декабря 2011 года N 635/10 (далее - Свод правил), для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения.
Требования нормативного документа направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению. Требования Свода правил распространяются на помещения общественного назначения. Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется Свод правил приведен в приложении «В» Свода правил. Согласно данному перечню, к основным функционально – типологическим группам зданий и помещений общественного назначения относятся здания и помещения учебно-воспитательного назначения: учреждения образования, дошкольные образовательные организации, общеобразовательные учреждения, внешкольные учреждения (школьников и молодежи).
В силу положений п.п.1,2 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных организаций, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.п.6.1.п.6.,п.11.ч.1.ст.8, ч.4. ст.9, ч.1,4.ст. 62, ч.1.ст.70, ч.1.,ч.3. ст.71 Устава муниципального образования «Северо-Эвенский район», принятого решением Собрания представителей Северо-Эвенского района от 03.02.2006 г. № 58, к вопросам местного значения Северо-Эвенского района относятся – участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Северо-Эвенского района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечении е которого осуществляется органами государственной власти Магаданской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Магаданской области.
Северо-Эвенский район имеет собственный бюджет (бюджет Северо-Эвенского района); в бюджете Северо-Эвенского района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставляемые для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Магаданской области, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы бюджета Северо-Эвенского района.
Права граждан на осуществление местного самоуправления гарантированы и предусмотрены Конституцией Российской Федерации. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами Магаданской области и Уставом муниципального образования «Северо-Эвенский район» не допускается.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением Северо-Эвенского района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Магаданской области, областных законов, Устава Северо-Эвенского района, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с п.1.1, п. «а», п. «д» ч.2, п.3.1., п.3.3, п.3.8, п.3.9, п.3.11, п.5.2, п.5.3.,5.4. п.п.5.5.6.,п.п. 5.6.8. Положения «Об Управлении образования администрации Северо-Эвенского района» (далее – Положение), утвержденного решением собрания представителей Северо-Эвенского района от 19.05.2010 г. № 323, Управление образования администрации Северо-Эвенского района является структурным функциональным органом администрации Северо-эвенского района, осуществляющим управление в сфере образования в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом муниципального образования «Северо-Эвенский район» и Положением»; к основным задачам Управления образования относятся: обеспечение государственной политики в области образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с Конституцией Российской Федерации, Положением; создание условий для реализации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей и молодежи; в соответствии с возложенными задачами Управление образования осуществляет руководство отраслью и координирует деятельность подведомственных учреждений системы образования в районе; участвует в разработке программ социального развития района, разрабатывает предложения по формированию местного бюджета в образовательной отрасли; является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных учреждений образования, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений образования и осуществляет контроль за использованием ими бюджетных средств; создает условия для обеспечения охраны жизни и здоровья детей; непосредственное руководство Управлением образования осуществляет руководитель в соответствии с действующим законодательством, уставом муниципального образования «Северо-Эвенский район» и Положением; руководитель Управления образования назначается на должность и освобождается от должности главой администрации Северо-Эвенского района на основании трудового договора; руководитель Управления образования действует от имени Управления образования без доверенности, в том числе представляет интересы Управления образования в органах власти и управления различных уровней, в органах судебной системы Российской Федерации и Министерстве внутренних дел, Прокуратуры Российской Федерации, в других учреждениях и организациях; является распорядителем бюджетных средств и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации имеет право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Распоряжением Администрации Северо-Эвенского района от 26.07.2011 г. № 566-к руководителем Управления образования назначена с 26.07.2011 года ФИО2
Согласно Свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серии 49 № 000340074, Свидетельству о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц серии 49 № 000339237 и в соответствии с п.1.2, п.1.4,п.1.5, п.1.6, п.1.7.,п.1.13, п.2.3, п.3.3,п.3.4, п.п.5.2.5,п.п.5.2.6, п.п. 5.2.7, п.п.6.1.8 Устава МБДОУ «Детский сад п. Эвенск» (далее по Уставу МБДОУ «Детский сад п. Эвенск» – Учреждение), утвержденного приказом руководителя Управления образования администрации Северо-Эвенского района от 08.06.2011 № 105, является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием «Северо-Эвенский район» для оказаниях услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере образования, и является юридическим лицом, учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Северо-Эвенский район»; полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Северо-Эвенский район» осуществляет Управление образования администрации Северо-Эвенского района; Учреждение находится в ведомственном подчинении Управления образования администрации Северо-Эвенского района; Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейских судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский район»; для достижения целей создания Учреждение осуществляет охрану жизни и другие виды деятельности; для выполнения цели своей деятельности Учреждение имеет право по согласованию с Учредителем планировать свою деятельность и определять основные направления и перспективы развития; Учреждение обязано обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный из здоровью и трудоспособности; к компетенции Учреждения относится материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах бюджетного финансирования, внебюджетных средств, создание условий, необходимых для организации воспитательной и образовательной деятельности Учреждения; Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников Учреждения во время образовательного процесса.
Руководителем Учреждения является заведующий Учреждением, который назначается и освобождается от должности Учредителем в соответствии с действующим законодательством. Руководитель в силу своей компетенции без доверенности действует от имени Учреждения, представляет его во всех организациях, в судах, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Приказом Управления образования администрации Северо-Эвенского района от 17.07.2012г. № 158 заведующей МБДОУ «Детский сад п. Эвенск» с 08.06.2011г. назначена ФИО3
К письму заведующей МБДОУ «Детский сад п. Эвенск» ФИО3 (исх. от 23.01.2015 № 7), приложена заявка руководителя Управления образования ФИО2, которая направлялась в 2012 году в Департамент образования администрации Магаданской области на оснащение детского сада системой видеонаблюдения.
Однако доказательств о приобретении и установке системы видеонаблюдения, а также по оборудованию помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения суду ответчиком не предоставлены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на МБДОУ «Детский сад п. Эвенск» обязанности по оборудованию помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения.
Оборудование помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, то есть создание и поддержание необходимого уровня защищенности данного объекта, входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие терроризму.
Таким образом, в судебном заседании установлено не соблюдение ответчиком требований п. 6.48 СП 118.13330.2012. "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009", утвержденного Приказом Минрегион России от 29 декабря 2011 года N 635/10, в связи с чем, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в доход соответствующего бюджета.
Размер государственной пошлины по рассматриваемому делу составит 4000 рублей и подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский район».
Руководствуясь ст., ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области в доход бюджета муниципального образования» Северо-Эвенский район» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 29.01.2015г. с подачей апелляционной жалобы через районный суд.
Судья Н. М. Яруллина