Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8109/2011 ~ М-8316/2011 от 30.09.2011

Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

***                                                                                          г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре Жарковой С.К.

С участием: помощника прокурора г.Благовещенска Потаповой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Благовещенска в интересах Овчинникова Евгения Андреевича к Администрации г.Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Благовещенска, действуя в интересах Овчинникова Е.А. обратился в суд с иском в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по заявлению Овчинникова Е.А., *** года рождения о нарушении Администрацией г. Благовещенска его жилищных прав, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с непредоставлением жилья. В ходе прокурорской проверки установлено следующее. Овчинников Е.А. является лицом, из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, так как решением Благовещенского городского суда от *** его *** - ИН лишена родительских прав. Сведения об отце записаны со слов ***. По информации *** ГОУНПОПТВЛ *** ЮА в прокуратуру города, Овчинников Е.А. окончил ГОУ НПО «Профессиональное училище ***» ***, что подтверждается приказом об отчислении *** от *** и справкой от *** ***. Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** Овчинников Е.А. включен в списки на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 3 ст. 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке определенном губернатором области. Вместе с тем, до настоящего времени Администрация г. Благовещенска обязанность по предоставлению Овчинникову Е.А. жилья во внеочередном порядке не исполнила, чем нарушает его жилищные права. На основании изложенного, ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» просит суд обязать органы местного самоуправления в лице Администрации г. Благовещенска предоставить Овчинникову Е.А. жилое помещение в черте города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требования, общей площадью не менее18 кв.м. по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска Потапова Е.В. на иске настаивала.

Истец Овчинников Е.А., представитель ответчика Администрации г. Благовещенска, представитель третьего лица Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

В письменном отзыве на иск представитель Администрации г.Благовещенска Мазеина О.В. с иском не согласилась. В обоснование возражений указала, что в соответствии со ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В силу требований ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, п. 6 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит. Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и в первую очередь регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от *** ***. Статьями 5 и 8 данного Закона в редакции ФЗ от *** *** «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно разъяснений Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от *** *** наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ (статьи 71, 72 и 73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ от *** *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Во исполнение предписаний ч. 6 ст. 19 данного Закона Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Такой порядок является обязательным во всех случаях. В ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из приведенного следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно п. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона от *** ***), на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. В рамках реализации переданных полномочий было принято Постановление Правительства Амурской области от *** *** «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ***-*** годы». Согласно механизму реализации программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации программы, в части определения строительных площадок, обеспечения строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образования, на территории которых будет осуществляться строительство. Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма. Однако до настоящего времени, в собственность муниципального образования г. Благовещенска министерством имущественных отношений области жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не переданы, в связи с чем, Администрация г. Благовещенска лишена возможности исполнить переданные полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан. Таким образом, Администрация г. Благовещенска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку субъектом РФ органу местного самоуправления не переданы необходимые для предоставления жилые помещения. Кроме того, администрацией г. Благовещенска предпринимались меры к приобретению жилых помещений для сирот в *** г., однако объявленные аукционы были признаны несостоявшимися.

Выслушав доводы помощника прокурора г.Благовещенска Потаповой Е.В., исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что *** Овчинников Е.А. обратился с заявлением к прокурору г.Благовещенска о защите его жилищных прав, на основании которого прокурор г.Благовещенска обратился в суд с настоящими требованиями.

Согласно свидетельству о рождении *** от *** *** Овчинникова Евгения Андреевича, *** являются ИН, АВ

Согласно справки отдела ЗАГС Администрации г. Благовещенска Амурской области от ***, *** произведена запись ***-в о рождении ребенка Овчинникова Евгения Андреевича, *** года рождения. Сведения об отце ребенка согласно указанной справке записаны по указанию матери.

Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от *** ИН лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Овчинникова Е.А. *** года рождения. Несовершеннолетний передан органу опеки и попечительства.

Постановлением Администрации г. Благовещенска Амурской области *** от *** Отделу по учету и распределению жилья предписано поставить несовершеннолетнего Овчинникова Е.А. на учет на внеочередное получение жилого помещения по окончании пребывания в детском государственном учреждении или обучении в учебном заведении.

Согласно справки ГОУНПОПТЛ *** от *** *** Овчинников Е.А. в период с *** по *** обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище ***» *** по специальности: ***.

Однако жилым помещением на условиях социального найма Овчинников Е.А. не обеспечен, что не оспаривалось представителем Администрации г. Благовещенска

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Жилищный кодекс РФ регламентирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.2). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5).

Право таких лиц на получение жилого помещения конкретизировано Федеральным законом от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Установлено, что по окончанию обучения и до настоящего времени жилое помещение Овчинникову Е.А. не предоставлено.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от *** *** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Овчинникова Е.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Из справки отдела по учету и распределению жилой площади Комитета по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска от *** следует, что в электронной базе данных Бюро технической инвентаризации за Овчинниковым Е.А. недвижимого имущества по состоянию на *** в г.Благовещенске на зарегистрировано.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от *** *** (ред. от ***) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Амурским областным Советом народных депутатов ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск обоснованно предъявлен истцом к органу местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилой площадью указанной категории лиц регламентирован Постановлением Губернатора Амурской области от *** ***, согласно которому орган местного самоуправления приобретает жилые помещения в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Как следует из доводов представителя ответчика, органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма. Однако до настоящего времени, в собственность муниципального образования г. Благовещенска министерством имущественных отношений области жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не переданы, в связи с чем, Администрация г. Благовещенска лишена возможности исполнить переданные полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан. Таким образом, Администрация г. Благовещенска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку субъектом РФ органу местного самоуправления не переданы необходимые для предоставления жилые помещения. Кроме того, администрацией г. Благовещенска предпринимались меры к приобретению жилых помещений для сирот в ***., однако объявленные аукционы были признаны несостоявшимися.

Однако суд не может согласиться с приведенными возражениями, поскольку по существу Закон Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также иные нормативные правовые акты не устанавливают, что в случае не передачи необходимых для предоставления жилых помещений, органы местного самоуправления освобождаются от обязанности обеспечения жилыми помещениями.

Вопросы финансирования в данном случае касаются исключительно отношений между субъектом Российской Федерации - Амурской областью и органом местного самоуправления г.Благовещенска, участниками которых граждане не являются.

В силу ст.15, 18 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Таким образом, невыполнением министерством имущественных отношений области обязанности по передаче жилых помещений в собственность муниципальных образований для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может служить основанием ограничения указанных прав этих детей.

Ссылку представителя Администрации г.Благовещенска на Постановление Правительства Амурской области от *** *** "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** - *** годы" суд находит не состоятельной, поскольку данная программа разработана в целях обеспечения за счет бюджетных средств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в наиболее эффективной форме за счет строительства малоэтажных быстровозводимых домов для указанной категории лиц, имеющей право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета и не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением мэра г.Благовещенска от *** *** установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18,0 кв. метра на одного члена семьи.

Таким образом Овчинников Е.А. имеет право на предоставление ему по договору социального найма жилого помещения в г.Благовещенске не менее 18 кв. метров.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование прокурора г.Благовещенска о предоставлении Овчинникову Е.А. по договору социального найма отвечающего установленным требованиям жилого помещения в г.Благовещенске общей площадью не менее 18 кв. метров подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г.Благовещенска предоставить Овчинникову Евгению Андреевичу по договору социального найма жилое помещение в г.Благовещенске общей площадью не менее 18 кв. метров, отвечающее установленным требованиям.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти дней через Благовещенский городской суд.

В окончательной форме решение принято ***

Председательствующий                                                                                             В.В. Бабич

2-8109/2011 ~ М-8316/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Благ-ска
Овчинников Евгений Андреевич
Ответчики
Администрация г.Благ-ска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Бабич Вячеслав Викторович
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
30.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2011Передача материалов судье
03.10.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2011Судебное заседание
12.12.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее