Дело №2-620/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бийск 28 июля 2016 года
Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Уманца А.С.,
при секретаре Татариновой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску администрации Бийского района Алтайского края к Слободчиковой ФИО5, Слободчикову ФИО6 о прекращении права собственности на объект недвижимого имущества, об обязании снести признанный аварийным и непригодным для проживания жилой дом, произвести мероприятия по снятию объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Бийского района Алтайского края обратилась с суд с иском к Слободчиковой Т.В., Слободчикову Н.В. о прекращении права собственности на объект недвижимого имущества, об обязании снести признанный аварийным и непригодным для проживания жилой дом, произвести мероприятия по снятию объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности на жилое помещение.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что по состоянию на 29.05.2014 на территории Бийского района Алтайского края сложилась чрезвычайная ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог. В силу статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 утверждены правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Жилой дом, общей площадью 34,8 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, попал в зону затопления. Собственниками указанного дома являются ответчики (общая совместная собственность).
В соответствии с частью 2 статьи 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается в случае их случайной гибели и сноса. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Граждане, которые в результате паводка лишились жилья, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» имеют право на получение государственного жилищного сертификата. Основанием для включения в список на получение государственного жилищного сертификата является решение межведомственной комиссии при местных администрациях о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также справка органов местного самоуправления, подтверждающая факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, аварий, пожара, стихийного бедствия, являются непригодными для проживания в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального (муниципального) жилищного контроля.
Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р, на основании акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ выдано заключение № о признании жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Заключение межведомственной комиссии составлено с учетом технического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ. выданного ООО «Проектная мастерская «ООО «ХХI ВЕК», согласно которому здание жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, признано аварийным и непригодным для проживания.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечением террористических актов правомерными действиями» гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, выдаются государственные жилищные сертификаты (далее по тексту решения - ГЖС).
Распоряжением администрации Алтайского края от 28.08.2014 №307-р утвержден список граждан-получателей ГЖС в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
В указанный список на получение ГЖС включен ответчик Слободчиков ФИО7, проживающий по адресу: <адрес>.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования об его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с его функциональным назначением невозможна, так как жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Истец полагает, что по аналогии данные нормы применимы для признания индивидуальных жилых домов аварийными и не пригодными для эксплуатации.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В связи с тем, что собственники жилого дома не желают осуществить снос дома в добровольном порядке, а также обратиться в кадастровую палату с заявлением о снятии жилого дома с кадастрового учета, администрация Бийского района Алтайского края вынуждена обратиться с иском в суд. Жилой дом до настоящего времени не снесен. В рамках проверки зафиксировано, что подтверждается актом обследования помещения, составленным членами комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках проверки зафиксировано, что рассматриваемый жилой дом в настоящее время не снесен, процедура сноса дома не начата. Требование о сносе, о прекращении права собственности на жилой дом направлено на прекращение действия негативных факторов чрезвычайной ситуации и на обеспечение общественной безопасности.
Истец просил суд:
1) прекратить право собственности Слободчикова ФИО8, Слободчиковой ФИО9 на объект недвижимого имущества - жилой дом, общей площадью 34,8 квадратных метров, с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
2) снять с государственного кадастрового учета объект недвижимого имущества - дом, общей площадью 34,8 квадратных метров, с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>;
3) обязать ответчиков:
- в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу снести объект недвижимого имущества - дом, общей площадью 34,8 квадратных метров, с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
- в срок не позднее шестидесяти дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса объекта недвижимого имущества - дома, общей площадью 34,8 квадратных метров, с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Ответчики в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, не явились.
Суд приходит к выводу о том, что неявка ответчиков, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, и непредставление документов, подтверждающих уважительность причин неявки, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Бийского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, в судебное заседание, назначенное на 28.07.2016, не явился, притом, что о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки, ходатайства об отложении разбирательства дела, возражений на иск в суд не представил.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края в мае 2014 года, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь. В Бийском, Красногорском, Солтонском муниципальных районах и г.Бийске уровни воды в реках превысили критические отметки.
По состоянию на 29.05.2014 на территории Бийского района Алтайского края сложилась чрезвычайная ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
В результате паводка в мае-июне 2014 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, был объявлен режим чрезвычайной ситуации на всей территории Алтайского края.
По этой причине постановлением администрации Алтайского края от 29.05.2014 №254 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
04.06.2014 администрацией Алтайского края принято постановление №264 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края».
В силу статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 утверждены правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
По представленным доказательствам судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Судом установлено, что в населенном пункте - <адрес>, по адресу: <адрес>, имеется жилой дом общей площадью 34,8 квадратных метров (далее по тексту решения - спорный дом), который попал в зону затопления.
Право общей совместной собственности на спорный дом с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано за ответчиками.
Согласно имеющейся в материалах дела копии заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, составленного межведомственной комиссией администрации Бийского района Алтайского края по использованию жилого и нежилого фонда и техническому обследованию зданий и сооружений, спорный дом был признан непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Алтайского края от 12.08.2014 №291-р, спорный дом включен в сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания вследствие паводка 2014 года.
Ответчики обратились с заявлением в администрацию Бийского района Алтайского края о включении их в список на получение государственного жилищного сертификата, как граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года.
Решением жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от 29.07.2014 №7, ответчики были включены в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие резкого подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае-июне 2014 года.
Слободчикову Н.В. выдан государственный жилищный сертификат, исходя из количества членов его семьи - пять человек. Указанный сертификат погашен посредством приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 2 статьи 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается в случае их случайной гибели и сноса.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Граждане, которые в результате паводка лишились жилья, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» имеют право на получение государственного жилищного сертификата. Основанием для включения в список на получение государственного жилищного сертификата является решение межведомственной комиссии при местных администрациях о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также справка органов местного самоуправления, подтверждающая факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, аварий, пожара, стихийного бедствия, являются непригодными для проживания в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального (муниципального) жилищного контроля.
Судом установлено и ответчиками не оспаривалось то обстоятельство, что спорный дом в установленном законом порядке был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования об его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Эксплуатация спорного дома, в соответствии с его функциональным назначением невозможна, так как он признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Из объяснений сторон по делу, письменных доказательств судом установлено, что спорный дом до настоящего времени не снесен.
Учитывая, что спорный дом является непригодным для проживания и, причиной этого стало его затопление в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года, а также то, что дом признан аварийным и подлежащим сносу и ответчики уже реализовали свое право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие паводка, суд приходит к выводу о том, что необходимо прекратить право собственности на спорный дом, снять его с государственного кадастрового учета и обязать ответчиков снести его.
Оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, приняв во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, требования законодательства, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены бесспорные доказательства, подтверждающие законность и обоснованность заявленных им требований, и удовлетворяет иск.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 55, 56, 60, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск администрации Бийского района Алтайского края к Слободчиковой ФИО10, Слободчикову ФИО11 о прекращении права собственности на объект недвижимого имущества, об обязании снести признанный аварийным и непригодным для проживания жилой дом, произвести мероприятия по снятию объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности на жилое помещение.
Прекратить право собственности Слободчикова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Слободчиковой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объект недвижимого имущества - жилой дом, общей площадью 34,8 квадратных метров, с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Снять с государственного кадастрового учета объект недвижимого имущества - дом, общей площадью 34,8 квадратных метров, с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Слободчикова ФИО14, Слободчикову ФИО15, в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу снести объект недвижимого имущества - дом, общей площадью 34,8 квадратных метров, с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Слободчикова ФИО16, Слободчикову ФИО17, в срок не позднее шестидесяти дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести мероприятия по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса объекта недвижимого имущества - дома, общей площадью 34,8 квадратных метров, с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы через Бийский районный суд.
Судья А.С.Уманец