№ 2-1546/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2012 года г. Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе судьи Чернянской Е.И.,
при участии представителя ответчика Хван Н.Е.,
при секретаре Шевченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования г. Иркутск, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Автоторг» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Иркутска обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с настоящим иском к ООО «Автоторг», в обоснование указав, что в результате проведенной проверки со стороны ответчика установлены нарушения природоохранного законодательства, а именно – ответчик как орагнизация, осуществляющая размещение отходов производства и потребления, не имеет договора на вывоз ТБО на 2011 г., по состоянию на 1 квартал 2011 г. ООО «Автоторг» в Управление Росприроднадзора по Иркутской области не представляло расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ссылается на ФЗ «Об охране окружающей среды», приказ Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 12.02.2007 г., методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду. Просит обязать ответчика произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по установленной законом форме и предоставить данный расчет в Управление Росприроднадзора по Иркутской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебное заседание прокурор Ленинского района г.Иркутска не явился, о месте и дате рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, и при таких обстоятельствах в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ООО «Автоторг» занимается продажей автотоваров, не оказывают какого-либо воздействия на окружающую среду, подпадающее под определенные законодательством виды негативного воздействия. На вывоз бытовых отходов (каковыми, как предполагает представитель, может являться упаковка, канцелярские товары) был заключен договор с ОАО «Транспортная компания». Информации о проведении проверки общества прокуратурой информации не имеется.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 12.08.2011 г., ООО «Автоторг» поставлено на учет в ИФНС по Советскому району г. Владивостока 15.01.2002 г., основной вид деятельности – розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, дополнительный вид деятельности- техническое обслуживание и ремонт автомашин (л.д. 35-61).
В подтверждение иска прокурором представлен составленный по запросу прокуратуры заместителем мэра администрации г. Иркутска список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в Ленинском округе администрации г. Иркутска, не имеющих договора на вывоз твердых бытовых отходов на 2011 год (11-15), а также ответ исполняющего обязанности руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области о том, что запрашиваемые предприятия в 2010 году и в 1 квартале 2011 года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не представляли.
В деле не имеется документов о проверки деятельности ООО «Автоторг», а также иных документов, подтверждающих негативное воздействие ответчика на окружающую среду.
Как следует из перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в Ленинском округе г. Иркутска, ООО «Автоторг» не имеет договора на вывоз ТБО на 2011 г. (л.д. 11-15).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункта 1, распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы в том числе за размещение отходов.
В силу п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в том числе размещение отходов.
Из анализа указанных выше норм закона следует, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возникает лишь в случае, когда происходит негативное воздействие, которое подпадает под виды, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - "Закон об отходах производства и потребления", "Закон") под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Данный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 г., плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под определенные законодательством виды негативного воздействия.
Из материалов дела не усматривается, что ООО «Автоторг» занимается размещением отходов.
Юридическое лицо, не осуществляющее размещение отходов производства и потребления, в силу ч. 2 ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
По изложенному, исковые требования прокурора Ленинского района г. Иркутска не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования г. Иркутск, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Автоторг» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.
Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2012 года.
Судья Е.И. Чернянская