Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2016 года г.Раменское
Раменский городской суд, Московской области в составе:
Председательствующего судьи Щербакова Л.В.
при секретаре Приговоровой Е.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-147/16 по иску Семенова А. Е. к администрации Раменского муниципального района о признании лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Московской области,
у с т а н о в и л:
Семенов А.Е. обратился в суд с иском, в котором указал, что в <дата>., он будучи несовершеннолетним, остался без попечения родителей, т.к. мать умерла, а отец уклонялся от его воспитания. В связи с этим он был определен в учреждение для детей-сирот в котором находился по <дата>. Постановлением Главы Раменского района от <дата>. <номер> ему была предоставлена комната площадью <...>.м в общежитии по адресу: <адрес>, где он проживает в настоящее время. Вопрос об обеспечении его жильем не реализован. В связи с тем, что его отец не был лишен родительских прав, он не может считаться лицом из числа сирот и детей оставшихся без попечения родителей, что мешает решить вопрос об обеспечении его жилым помещением. Просит суд признать его лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Московской области.
В судебном заседании Семенов А.Е. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Раменского муниципального района представила письменное мнение в котором в иске просила отказать./л.д.20-22/
Третье лицо Министерство финансов МО представила письменные возражения на иск в которых просила отказать в части удовлетворении требований за счет бюджета Московской области.
Третье лицо администрация с/п <...> представила письменное мнение в котором не возражала против удовлетворения заявленных требований./л.д.23/
Представитель Управления опеки и попечительства Минобразования МО по Раменскому муниципальному району в судебном заседании поддержала позицию истца./л.д.30-33/
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела. Суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из свидетельства о рождении Семенова А. Е. <...>. его родителями были ФИО1 и ФИО2../л.д.5/ Согласно решения Раменского исполкома от <дата>. Семенову А. Е. выделяется путевка в дом ребенка, в связи с тем, что его мать умерла, а отец уклоняется от воспитания./л.д.6/ Из справки отдела ЗАГС администрации Раменского района МО от <дата>. следует, что имеется актовая запись о смерти ФИО1 умершего <дата>г. от отравления угарным газом./л.д.7/
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Таким образом, Семенов А.Е. относится к категории детей сирот.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 2 ст. 8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 г. N 248/2007-ОЗ "О представлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13 февраля 2013 года N 75/5 утвержден порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, за счет субвенции из бюджета Московской области.
В соответствии с указанными нормами, органы опеки и попечительства по заявлению лиц данной категории при наличии одного из оснований, перечисленных в пункте ч. 4 статьи 8 ФЗ N 159-ФЗ, на Межведомственной комиссии признают невозможность проживания и включают в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на предоставление жилья за счет средств бюджета Московской области, которые направляют в Министерство образования Московской области. Таким основанием в частности является, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.(п.3)
Согласно ч.7 ст.8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 г. N 248/2007-ОЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются из специализированного муниципального жилищного фонда лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным соответствующим муниципальным образованием Московской области, но не менее 27 квадратных метров.
Семенову А.Е. в соответствии с Постановлением Главы Раменского района <номер> от <дата>. было предоставлено жилое помещение в виде комнаты в общежитии по адресу: <адрес>, площадью <...>.м./л.д.11/, т.е. менее учетной нормы.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Семенова А.Е. удовлетворить
Признать Семенова А. Е., <...> лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Признать Семенова А. Е., <...>. нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Московской области.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2016 года