Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2014 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Жигулиной М.А.,
при секретаре Пушкиной Т.Е.,
с участием представителя заявителя Регионального отделения «Политической партии пенсионеров за справедливость» в Тульской области по доверенности Панченко С.А., представителя заинтересованных лиц Избирательной комиссии Тульской области, территориальных избирательных комиссий Кимовского, Киреевского, Новомосковского районов Тульской области по доверенностям Машкова А.Н., помощника прокурора Центрального района г. Тулы Комиссаровой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Регионального отделения «Политической партии пенсионеров за справедливость» в Тульской области о защите избирательных прав и права на участие в референдуме,
установил:
Региональное отделение «Российской политической партии пенсионеров за справедливость» в Тульской области (далее по тексту – заявитель, региональное отделение политической партии) обратилось в суд с заявлением в порядке главы 26 ГПК РФ о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, оспаривая действия Центральной избирательной комиссии РФ, Избирательной комиссии Тульской области по признанию законными действий нижестоящих территориальных избирательных комиссий.
В обоснование заявления о нарушении своих избирательных прав, заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ в адрес регионального отделения политической партии поступили извещения территориальных комиссий Киреевского, Кимовского и Новомосковского районов Тульской области (соответственно), в которых указывалось на то, что краткое наименование регионального отделения политической партии, указанное в документах, поданных в названные территориальные избирательные комиссии, не соответствует требованиям п. 10 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п. 8 ч. 1 ст. 15.1 Закона Тульской области от 8.07.2008 года №1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления».
Полагая доводы, приведенные в извещениях, незаконными Региональное отделение «Российской политической партии пенсионеров за справедливость» в Тульской области обратилось с жалобами на действия территориальных избирательных комиссий в Центральную избирательную комиссию, которая в нарушение требований ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» направила жалобы для рассмотрения и ответа в избирательную комиссию Тульской области.
Избирательная комиссия Тульской области, рассмотрев обращения регионального отделения политической партии, направила ответ лишь в отношении одного обращения, касающегося извещения территориальной избирательной комиссии Киреевского района Тульской области, указав на соответствие действий территориальной избирательной комиссии требованиям действующего законодательства. Вопрос о законности использования краткого наименования избирательного объединения как «ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ» остался, по мнению заявителя, не разрешенным.
Поскольку в региональном отделении политической партии на тот момент отсутствовали юристы, обращение в Центральную избирательную комиссию по факту незаконных действий председателя избирательной комиссии Тульской области при даче вышеупомянутого ответа состоялось в январе 2014 года.
На обращение регионального отделения политической партии от ДД.ММ.ГГГГ Центральная избирательная комиссия РФ дала ответ от ДД.ММ.ГГГГ года, который носит формальный характер, поставленные в обращении вопросы по существу не разрешены.
В связи с изложенным заявитель просил суд:
признать незаконным, необоснованным решение Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, из смысла которого следует необходимость обращения регионального отделения политической партии в суд для оценки соответствия федеральному закону представленных избирательным объединением документов с указанием краткого наименования избирательного объединения «ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ» в Тульской области, как нарушающее избирательные права регионального отделения политической партии, включая связанное с этим решение избирательной комиссии Тульской области, которым оспариваемые действия нижестоящих территориальных избирательных комиссий признаны законными.
Восстановить избирательные права регионального отделения политической партии, путем признания возможности использования избирательным объединением: Региональное отделение «Российской политической партии пенсионеров за справедливость» краткого наименования избирательного объединения: РО «ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ» в Тульской области.
В судебном заседании:
представитель заявителя Регионального отделения «Российской политической партии пенсионеров за справедливость» в Тульской области по доверенности Панченко С.А. заявленные требования поддержал по приведенным выше основаниям, просил удовлетворить. Возражая против заявления заинтересованных лиц о пропуске срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, указал на то обстоятельство, что региональным отделением политической партии оспариваются действия и решения принятые Центральной избирательной комиссией РФ и избирательной комиссии Тульской области в связи с рассмотрением последней жалоб регионального отделения политической партии на действия нижестоящих избирательных комиссий. Срок обращения в вышестоящую избирательную комиссию законом не регламентирован. Сообщение Центральной избирательной комиссии РФ в ответ на обращение регионального отделения политической партии было получено лишь ДД.ММ.ГГГГ года, что исключает вывод о пропуске срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Представитель заинтересованных лиц – избирательной комиссии Тульской области, территориальных избирательных комиссий Кимовского, Киреевского и Новомосковского районов Тульской области по доверенностям Машков А.Н. с заявленными требованиями не согласился, полагал их не подлежащими удовлетворению в силу нижеприведенных оснований.
Как усматривается из заявления, нарушение своих прав заявитель связывает с действиями территориальных избирательных комиссий Новомосковского, Кимовского и Киреевского районов Тульской области относительно возможности использования краткого наименования избирательного объединения, имевших место в период подготовки муниципальных выборов ДД.ММ.ГГГГ - 29, 27 и ДД.ММ.ГГГГ соответственно,
Вместе с тем, заявителем при подаче рассматриваемого заявления нарушены правила подсудности, установленные ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ, другими федеральными законами.
Законность ответа Избирательной комиссии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №748-ик/01-25, на который ссылается заявитель, может быть проверена лишь при условии соблюдения заявителем трехмесячного срока на обжалование соответствующих действий избирательной комиссии (ч. 1 ст. 260 ГПК РФ), который заявителем пропущен.
Уважительные причины пропуска данного срока отсутствуют.
Действия избирательных комиссий являлись законными и обоснованными, доказательств тому, что избирательные права заявителя нарушены не представлено. Своевременно в период выборов данные действия в установленном законом порядке региональным отделением политической партии оспорены не были. Заявитель принимал участие в муниципальных выборах, по результатам голосования представители партии набрали необходимое количество голосов и имеют свое представительство в законодательном органе муниципального образования Киревского района Тульской области.
Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии РФ не явился, извещен, в своих письменных возражениях относительно иска просил отказать в удовлетворении заявления, указав на пропуск срока для обращения с заявленными требованиями, нарушении правил подсудности, отсутствие нарушений прав заявителя.
Руководствуясь положениями ст. 260.1 ГПК РФ, суд чел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.
Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме в силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - это установленные Конституцией РФ, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Подсудность заявления о нарушении избирательных прав регламентирована в зависимости от субъекта, принявшего оспариваемое решение (совершившего оспариваемое действие), ст.ст. 24, 26, 27 ГПК РФ.
В частности дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума отнесены к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума – к подсудности Верховного Суда Российской Федерации. Дела, исключенные из данного перечня, относятся к подсудности районных судов.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если истек срок полномочий избирательной комиссии, комиссии референдума, решение, действие, бездействие которых оспариваются, то родовая подсудность должна определяться исходя из уровня этой комиссии и уровня выборов, референдума, а территориальная подсудность - с учетом места нахождения комиссии, которая организовала подготовку и проведение соответствующих выборов, референдума и относится к заинтересованным лицам по заявленным требованиям.
Решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу. Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию.
При этом к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подп. 21 и 38 ст. 2, п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
В рассматриваемом случае оспариваемые действия Центральной избирательной комиссии РФ и избирательной комиссии Тульской области связаны с рассмотрением жалоб Регионального отделения «Российской политической партии пенсионеров за справедливость» в Тульской области на действия избирательных комиссий, организующих муниципальные выборы, совершенных в период подготовки выборов, а, следовательно, рассматриваемое заявление отнесено к подсудности районного суда.
Правила территориальной подсудности заявителем не нарушены, поскольку одно из заинтересованных лиц, чьи действия обжалуются – избирательная комиссия Тульской области расположена на территории Центрального района г. Тулы.
Разрешая заявление заинтересованных лиц о применении последствий пропуска заявителем срока для обращения за судебной защитой нарушенного права, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ на территории Тульской области проводились муниципальные выборы, что является общеизвестным обстоятельством на территории Тульской области.
Подготовку и проведение выборов депутатов в соответствии с требованиями ст. 6 Закона Тульской области от 08.07.2008 года № 1055-ЗТО (ред. от 15.07.2013) «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» (принят Постановлением Тульской областной Думы от 08.07.2008 года № 65/3165) (вместе с «Предложением о включении в список кандидатов», «Подписями членов политической партии в поддержку включения гражданина в список кандидатов», «Контрольными соотношениями данных, внесенных в протокол об итогах голосования») осуществляли: избирательные комиссии муниципальных образований, которые в силу данного закона являлись комиссиями, организующими данные выборы в отдельно взятом муниципальном районе; нижестоящие территориальные комиссии, окружные избирательные комиссии и участковые комиссии.
Избирательная комиссия области в силу прямого указания (ст. 11 названного закона Тульской области) не входит в систему вышеперечисленных избирательных комиссий, обладая полномочиями по: установлению единой нумерации избирательных участков и утверждению образцов печатей избирательных комиссий; принятию инструкций и иных нормативных актов по вопросам применения упомянутого Закона Тульской области. Избирательная комиссия области устанавливает формы избирательных документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов в соответствии с названным Законом, осуществляет иные полномочия в соответствии с законами.
Статья 2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (ред. от 21.02.2014 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - это избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов, она является вышестоящей комиссией на данном уровне выборов.
Следовательно, принятые избирательной комиссией, организующей выборы, решения и совершенные действия в отношении избирательных объединений в период подготовки выборов могут быть отменены или признаны недействительными лишь в установленном законом судебном порядке.
Предварительное обращение заявителя в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, ЦИК России не является обязательным условием для его обращения в суд (п. 8 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ).
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованных лиц о том, что избирательная комиссия Тульской области как не являющаяся вышестоящей для избирательных комиссий муниципальных районов, не может рассматривать жалобы на их решения, действия (бездействия), иное бы противоречило положениям ст. 21, Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяющей, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с п. 7 ст. 75 названного Федерального закона.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в свою очередь, также осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с п. 7 ст. 75 указанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто представителями заявителя и заинтересованных лиц, оспариваемые действия избирательной комиссии Тульской области, выразившиеся в направлении ответа на обращение регионального отделения политической партии о нарушении избирательных прав территориальной избирательной комиссией Киреевского района об отсутствии нарушений в оспариваемых действиях, осуществлены ДД.ММ.ГГГГ Ответ на обращение заявителя относительно аналогичных нарушений, допущенных, по его мнению, территориальными избирательными комиссиями Кимовского и Новомосковского районов в установленный срок не был дан, доказательств обратному суду не представлено.
Вместе с тем в трехмесячный срок данные действия (бездействие) избирательной комиссии Тульской области региональным отделением Тульской области оспорены не были.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, установленного законом для защиты нарушенного права, заявителем не приведено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что региональным отделением политической партии пропущен срок для предъявления требования о признании незаконными действий избирательной комиссии Тульской области, заявление в указанной части не подлежит удовлетворению по указанному основанию.
Анализируя доводы заявителя о нарушении его избирательных прав действиями Центральной избирательной комиссии РФ, разъяснившей заявителю право на обращение в суд за защитой своих избирательных прав, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Статья 15-1 Закона Тульской области от 08.07.2008 года № 1055-ЗТО (ред. от 15.07.2013 года) «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления», в соответствии с которым проводилась подготовка к проведению муниципальных выборов ДД.ММ.ГГГГ года, для уведомления о выдвижении списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию муниципального образования избирательные документы, в том числе, сведения о наименовании избирательного объединения, а в случае, если оно состоит более чем из семи слов, также о кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименовании избирательного объединения, которое будет размещено в избирательном бюллетене, по форме, установленной избирательной комиссией области. Аналогичные положения в отношении краткого наименования избирательного объединения содержатся в Федеральном законе от 10.01.2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 22.02.2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Краткое наименование политической партии образуется с соблюдением требований, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «О политических партиях», только из слов, составляющих наименование политической партии, указанное в ее уставе
Согласно положениям ст. 23 Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» принятие решений о создании региональных отделений, установление их наименований и внесение в них изменений относится к исключительной компетенции Президиума Центрального совета партии (п. 3 ч. 2 названной статьи).
При этом в силу положений ст. 31 (ч. 2) устава к формированию наименования региональных отделений, устанавливаемого решением Президиума, предъявляется ряд требований. В частности полное наименование регионального отделения должно включать полное наименование партии с указанием территориальной принадлежности, сокращенное и кратное наименования регионального отделения партии включают сокращенное (краткое) наименование партии с указанием территориальной принадлежности.
Суду заявителем документ, подтверждающий установление краткого наименования регионального отделения политической партии в Тульской области не представлен.
Согласно имеющимся свидетельствам о государственной регистрации регионального отделения политической партии оно имеет полное и сокращенное наименование.
В своем ответе на обращение Панченко С.А. Центральная избирательная комиссия РФ указала на то обстоятельство, что оценка соответствия документов, представленных избирательным объединением в избирательную комиссию при выдвижении списка кандидатов требованиям действующего законодательства дает избирательная комиссия, в компетенцию которой входит решение вопросов о заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, и его регистрации.
Анализируя действия избирательной комиссии Киреевского района Тульской области Центральная избирательная комиссия РФ не усмотрела нарушения требований ч. 1.1 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года, обратив внимание заявителя на то, что решение по вопросу о регистрации списка кандидатов или об отказе в его регистрации обжалуется в порядке, предусмотренном ст. 75 названного Федерального закона в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд, которые оценивают правомерность принятого решения, в том числе выводов о несоответствии представленных при выдвижении документов требованиям закона.
Поскольку на момент обращения заявителей с рассматриваемой Центральной избирательной комиссией РФ жалобой решения избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов не принималось, Центральная избирательная комиссия РФ правомерно указала на отсутствие права предопределять соответствующие выводы избирательных комиссий.
Доказательств тому, что данный ответ негативным образом повлиял на избирательные права регионального отделения партии, в том числе на участие в выборах ДД.ММ.ГГГГ года, либо нарушает права избирательного объединения на участие в избирательных кампаниях на будущий период суду не представлено.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконными действий Центральной избирательной комиссии РФ удовлетворению не подлежат.
Не подлежат удовлетворению и требования о восстановлении избирательных прав регионального отделения политической партии, путем признания возможности использования избирательным объединением: Региональное отделение «Российской политической партии пенсионеров за справедливость» краткого наименования избирательного объединения: РО «ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ» в Тульской области, поскольку формирование наименования региональных отделений политических партий не отнесено к компетенции суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление Регионального отделения «Политической партии пенсионеров за справедливость» в Тульской области о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19.03.2014 года.
Судья: