Дело № 2 – 1246/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Усолье Пермского края 24 мая 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи Бабиновой Н.А.,
при секретаре Пономаревой А.С.,
с участием прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Курбатова С.О.,
представителей ответчика Усольского городского поселения Мурдугалимова Д.А., действующего на основании доверенности от <дата>., Ундровской Л.А., действующей на основании доверенности № № от .....
представителя третьего лица МКП «.....» Джанджгава Г.М., действующего на распоряжения № <дата>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье Пермского края гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Усольскому городскому поселению о возложении обязанности организовать сбор и вывоз загрязненного снега вдоль автомобильных дорог местного значения,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Усольскому городскому поселению о возложении обязанности организовать сбор и вывоз загрязненного снега вдоль автомобильных дорог местного значения после их механизированной очистки в соответствии с требованиями федерального законодательства (с уточнениями от 27.04.2016г. л.д......), указывая, что в <дата> Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей г. Усолье по вопросу не организации администрацией г. Усолья вывоза загрязнённого противогололёдной смесью, отходами, химическими веществами от эксплуатации транспорта, снега, собираемого вдоль дорог после их механизированной очистки.По результатам проверки доводы заявителей нашли своё подтверждение -администрацией г.Усолье в течение всего <дата> заключались договоры на зимнее содержание дорог лишь в части их механизированной очистки. Вывоз снега с территории города после очистки дорог не осуществлялся. Согласно письму администрации Усольского городского поселения от <дата> №, снег с территории города после очистки дорог не вывозится.Между тем, муниципальными контрактами и актами выполненных работ по ним подтверждается факт подсыпки МКП «.....» и ООО «.....» дорог песчано-соляной смесью.Засоление почв придорожных полос, согласно докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в <дата> (стр. .....) Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, является негативной тенденцией на территории края.При таянии снега произойдет перенос загрязняющих веществ на землю, водосборные территории реки Кама и её загрязнение в черте населенного пункта. Для предотвращения негативного воздействия загрязненного снега на землю, водные объекты необходимо организовать вывоз снега на специально отведённые места.Непринятие мер по организации уборки загрязненного снега администрацией города Усолье нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции РФ. Просит возложить на ответчика Усольское городское поселение в лице администрации Усольского городского поселения Пермского края обязанность организовать сбор и вывоз загрязнённого снега вдоль автомобильных дорог местного значения после их механизированной очистки в соответствии с федеральным законодательством в зимний период времени <дата>
В судебном заседании представительистца – прокурор Курбатов С.О. исковые требования поддержал, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представители ответчика Мурдугалимов Д.А., Ундровская Л.А. в судебном заседании против удовлетворения требований истца возражали, указав, что муниципальный контракт на зимнее содержание дорог в <дата> был заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> № «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с победителем МКП «.....». Подсыпка дорог песчано-соляной смесью в <дата> не производилась, поэтому засоление почв придорожных полос не происходило. Кроме того, на момент подачи уточненного искового заявления снег на обочинах дорог поселения отсутствовал.Муниципальный контракт на зимнее содержание дорог во <дата> - <дата> не заключался. Процедура торгов не проводилась, техническое задание на выполнение работ по зимнему содержанию дорог не утверждалось и не утверждено в настоящее время. Содержание технического задания и условий контракта в данный момент согласовывается.
Представитель третьего лица МКП «.....» Джанджгава Г.М.против удовлетворения требований возражал.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что <дата>. от жителей г. Усолье Пермского края поступило обращение Березниковскому природоохранному прокурору по вопросу не организации администрацией г.Усолья вывоза загрязнённого противогололёдной смесью, отходами, химическими веществами от эксплуатации транспорта, снега, собираемого вдоль дорог после их механизированной очистки (л.д. .....).
По факту обращения Березниковским природоохранным прокурором проведена проверка (л.д......).
В ходе проверки установлено, что администрацией Усольского городского поселения в течение всего <дата> вывоз снега с территории города после очистки дорог не осуществлялся, тротуары на территории г. Усолье отсутствуют, на территории г. Усолья контроль за уборкой дорог от снега осуществляется посредством патрулирования сотрудниками администрации (л.д. .....). Администрацией Усольского городского поселения заключались договоры на зимнее содержание дорог лишь в части их механизированной очистки: <дата> заключен муниципальный контракт № по зимнему содержанию дорог во втором полугодии <дата> (л.д. .....), <дата> заключен муниципальный контракт № по зимнему содержанию дорог в первом полугодии <дата> в г. Усолье (л.д. .....), <дата>. заключен муниципальныйконтракт № по зимнему содержанию дорог в первом полугодии <дата> (Пыскорский куст, Березовский куст) (л.д. .....), в <дата> заключен контракт по зимнему содержанию дорог в январе <дата> (л.д. .....), №. заключен контракт на зимнее содержание дорог в г. Усолье в январе №: механизированная уборка от снега дорог улиц с твердым покрытием (л.д. .....), в подтверждение исполнения указанных контрактов представлены акты, платежные поручения (л.д. .....).
По результатам проверки Березниковским природоохранным прокурором главе администрации Усольского городского поселения ФИО9 <дата>. направлено представление № об устранении нарушений законодательства об отходах, о благоустройстве, о дорожной деятельности и санитарно – эпидемиологического законодательства, которым установлен срок – ..... месяц для сообщения о принятых мерах (л.д. .....).
В ответ на представление, главой администрации Усольского городского поселения указано, что подсыпку дорог ПСС согласно контракта подрядчик МКП «.....» не осуществляло, у подрядчика отсутствует техника КДМ для осуществления данного вида работ, на территории Усольского городского поселения отсутствует оборудованная площадка для временного хранения отходов производства и потребления (снегосвалка), вопросы вывоза загрязненного снега от эксплуатации транспортных средств решатся после решения договорных отношений с Березниковским полигоном ТБО (л.д. .....), что подтверждается актами выполненных работ (л.д. .....).
Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 12 и подп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее по тексту - ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую средудолжна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, учета природных и социально-экономических особенностей территорий при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, приоритета сохранения естественных экологических систем, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и др.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 7-ФЗ, к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ), юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу положений статей 1, 12 Закона № 89-ФЗ отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).
В соответствии со ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее по тексту - Закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 и п, 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 5, 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая созданиеи обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; вопросы благоустройства территории городского поселения.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Порядок содержания и уборки городских территорий в зимний период, требования при выполнении уборочных работ, обеспечивающих чистоту и необходимые условия для безопасного движения транспортных средств, пешеходов, ответственность за нарушение санитарного содержания и благоустройства городских территорий определены Правилами благоустройства и содержания территории Усольского городского поселения, утверждёнными Решением Думы Усольского городского поселения от <дата> № (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 2.4. Правил, уборка территории - комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территории открытого грунта и территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега, льда, газонов - от мусора, а также со сбором и вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора; иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
В силу п. 4.6. Правил, на территории Усольского городского поселения запрещается вывозить и складировать мусор, промышленные и бытовые отходы, снег, грунт и прочее вне специально отведенных для этого мест.
Согласно п. 5.6. Правил, уборка территории городского поселения в зимний период производится с целью ликвидации опавших листьев, мусора, снега и снежно-ледовых образований, обработки проезжих частей дорог, пешеходных тротуаров противогололедными материалами и включает в себя: своевременную очистку дорожек от снега при снегопадах; формирование снежных валов и куч на заранее подготовленной территории.
В соответствии с п. 5.7.1. Правил, уборка снега и снежно-ледовых образований с территории городского поселения, а также обработка улиц и дорог противогололедными средствами осуществляются в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность -деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Состав и виды работ, выполняемых при содержании автомобильных дорог, установлены Классификатором работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённому приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402.
В соответствии с подп. 4, 6, 8 п. 7 данного Классификатора в состав работ по зимнему содержанию входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов.
В соответствии с п. 3.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В силу п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые и площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Аналогичные требования к снегосвалкам сформулированы и в методических рекомендациях по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог .....
В соответствии с федеральным классификатором отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, отходы от зимней уборки улиц имеют код 73121000000, свидетельствующий о неопределенности класса опасности отхода.
В нарушение ст.ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 12, 13, 42 ЗК РФ, ст.ст. 3, 11, 39, 51 Закона № 7-ФЗ, ст. 1, 8, 11, 12 Закона № 89-ФЗ, ст.ст. 21, 22, 39 Закона № 52-ФЗ, ст. 14 Закон № 131-ФЗ, ст. 13 Закона № 257-ФЗ, ст. 12 Закона № 196-ФЗ, п.п. 2.4., 4.6., 5.6., 5.7.1 Правил благоустройства и содержания территории Усольского городского поселения, п. 3.2., п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03, администрацией г. Усолье вывоз загрязнённого противогололёдной смесью, отходами, химическими веществами от эксплуатации транспорта, снега, собираемого вдоль дорог после механизированной их очистки, не организован, в течение всего 2015 года заключались договоры на зимнее содержание дорог лишь в части их механизированной очистки.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представлять суду доказательства в обоснование своих требований либо возражений.
Представителями ответчика не представил доказательств необоснованности исковых требований.
Суд отклоняет доводы представителей ответчика о том, что иск не подлежит удовлетворению, так как зимний сезон <дата> закончился, муниципальный контракт на зимнее содержание дорог во №. не заключался, процедура торгов не проводилась, техническое задание на выполнение работ по зимнему содержанию дорог не утверждалось и не заключалось, соответственно на день рассмотрения иска нарушений прав жителей Усольского городского поселения не нарушаются.
Однако, содержание дорог в зимний период определено муниципальным контрактом № от <дата>., подрядчиком по которому является МКП «.....», срок действия данного контракта до <дата>
Соответственно, нарушение природоохранного законодательства со стороны Усольского городского поселения является длящимся, требования закона Администрацией Усольского городского поселения не выполняются длительный период времени. При утверждении технического задания и условий контракта для заключения муниципального контракта за зимнее содержание дорог в зимний сезон 2016-2017 г.г. ответчик с учетом возложенных на него настоящим решением обязанностей, не допустит возможного нарушения требований природоохранного законодательства.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности и законности требований природоохранного прокурора, поэтому считает, что иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Усольское городское поселение в лице администрации Усольского городского поселения организовать сбор и вывоз загрязнённого снега вдоль автомобильных дорог местного значения после их механизированной очистки в соответствии с федеральным законодательством в зимний период времени <дата>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения (30.05.2016 г.).
Судья Н.А.Бабинова