Дело № 2 – 389/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года с. Языково
Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакирова К.Г.,
с участием помощника прокурора <адрес> РБ Нагаева Р.И.,
при секретаре Зубаировой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> РБ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РБ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Свое требование мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведен мониторинг Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании и о противодействии коррупции. По результатам мониторинга выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с адресами: http://66.spravo4ka.ru/, https://vk.com/id446971599 для свободного доступа неограниченного круга лиц размещена информация с предложением приобрести медицинские справки об освобождении от уроков физической культуры, справки об отсутствии противопоказаний для посещения спортивных секций и <адрес> сайты содержат сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка медицинских справок, а в дальнейшем, и их использование. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере здравоохранения. Просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенному по электронным адресам: http://66.spravo4ka.ru/, https://vk.com/id446971599, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Включить информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по указанным выше электронным адресам в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РБ Нагаев Р.И. заявленные требования полностью поддержал, просил удовлетворить.
Заинтересованное лицо руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия заинтересованного лица, в котором указал, что заявленные требования прокурора <адрес> поддерживает.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> РБ Нагаева Р.И., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведен мониторинг Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании и о противодействии коррупции. По результатам мониторинга выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с адресами: http://66.spravo4ka.ru/, https://vk.com/id446971599 для свободного доступа неограниченного круга лиц размещена информация с предложением приобрести медицинские справки об освобождении от уроков физической культуры, справки об отсутствии противопоказаний для посещения спортивных секций и <адрес> сайты содержат сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка медицинских справок, а в дальнейшем, и их использование.
Согласно п.п.1 и 6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере здравоохранения.
Так в соответствии со ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.2 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При этом, в п. 7 указанного Порядка предусмотрено, что справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо. Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина, включая: а) описание проведенного обследования и (или) лечения, их результатов; б) оценку обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; в) обоснованные выводы: о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний; о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, учебы; о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению; о причине смерти и диагнозе заболевания, в том числе по результатам патолого-анатомического вскрытия; г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья гражданина и оказания ему медицинской помощи (пункт 13).
Использование вышеперечисленных медицинских документов порождает определенные правовые последствия, дает права и возлагает обязанности на их обладателей, затрагивает интересы других лиц.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся для занятия им физической культурой и спортом; прохождения обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санаторно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Приказом Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ №бн утвержден порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, устанавливающий правила прохождения несовершеннолетними, в том числе при поступлении в образовательные учреждения медицинских осмотров, представляющих собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с пп. «а» п.26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, оператор связи обязан оказывать абоненту и(или) пользователю телематичсекие услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Настоящими Правилами, лицензией и договором.
В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Незаконное приобертение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо ложного документа (ст. 327 УК РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Также ст. 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе смети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретения или сбыт официальных документов, подделка официального документа, использование заведомо подложного документа – фактически является распространением запрещенной информации.
Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства на сайтах с адресами: http://66.spravo4ka.ru/, https://vk.com/id446971599 распространяется информация для неопределенного круга лиц, направленная на получение официальных документов, минуя установленный законом порядок их получения.
Кроме того, в соответствии со ст.4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и моровой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 5 ч.2 ст.5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.
В силу положений ст.ст. 3 и 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, а одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
В соответствии с п.5 ст.15 Закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах, в целях пресечения возможного нарушения прав неопределенного круга лиц и государства и во исполнение действующего законодательства, следует признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по указанному адресу запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> РБ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенному по электронным адресам: http://66.spravo4ka.ru/, https://vk.com/id446971599, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по электронным адресам: http://66.spravo4ka.ru/, https://vk.com/id446971599 в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».
Копию решения суда, по вступлению в законную силу, направить в Роскомнадзор для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья К.Г. Шакиров
Решение в законную силу не вступило.