Дело № 5-594/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 августа 2018 года город Соликамск
Судья Соликамского городского суда Пермского края Т.В. Крымских, при ведении протокола секретарем Пановым Ю.В., с участием Самедовой Х.С.кызы, переводчика ФИО5оглы, представителя заинтересованного лица - инспектора ОВМ МО МВД России «Соликамский» ФИО6, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Самедовой Х.С. кызы <дата> года рождения, уроженки <...>, гражданки республики Азербайджан, замужней, несовершеннолетних детей не имеющей, зарегистрированной по месту жительства в Азербайджане, <...>, пребывающей в городе Соликамске Пермского края по адресу <...>, не работающей, не привлекавшейся к административной ответственности, со слов, не судимой,
ус т а н о в и л:
инспектором ОВМ МО МВД России «Соликамский» <дата> составлен протокол № об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ о нарушении гражданином республики Азербайджан Самедовой Х.С.кызы положений ФЗ РФ №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г.
В протоколе об административном правонарушении указано, что <дата> в <данные изъяты> часов по адресу <...>, в ходе проверки мест пребывания иностранных граждан выявлено административное нарушение, совершенное гражданкой Азербайджан Самедовой Х.С.кызы, а именно, Самедова Х.С.кызы прибыла в Российскую Федерацию <дата>, поставлена на миграционный учет на срок до <дата>.
Ранее, в предыдущий период прибыла на территорию Российской Федерации <дата>, получила патент на работу для осуществления трудовой деятельности серии <данные изъяты> №, выданный <дата> ГУ МВД России по Пермскому краю, <дата> оплатила налог в виде фиксированного авансового платежа в размере <данные изъяты> рублей, что явилось основанием для продления срока пребывания в Российской Федерации на срок по <дата>.
По окончании срока временного пребывания с территории Российской Федерации Самедова Х.С.кызы не убыла, выехала только <дата>.
С <дата> по <дата> Самедова Х.С.кызы пребывала на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание. Срок временного пребывания Самедовой Х.С.кызы не продлевался, вид на жительство не выдавался, заявление и иные документы, необходимые для продления срока действия патента, получения нового патента, разрешения на временное проживание не принимались.
Таким образом, Самедова Х.С.кызы, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ, допустила нарушение режима пребывания на территории РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, и эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, т.е. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Самедова Х.С.кызы в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласилась, пояснила, что протокол содержит правильные сведения, сама протокол подписала и сама делала в нем записи. Она действительно незаконно пребывала на территории Российской Федерации в период с <дата> по <дата>, не выехала из Российской Федерации по той причине, что неправильно посчитала срок временного пребывания. Ее родной сын, к которому она приехала, и братья, которые проживают так же в Соликамске, являются гражданами Российской Федерации.
Свидетель ФИО7оглы пояснил, что мать Самедова приехала в город Соликамск к нему. У них близкие отношения. Он является гражданином Российской Федерации.
Выслушав ФИО1кызы, свидетеля, заслушав должностное лицо - инспектора ОВМ МО МВД России «Соликамский» ФИО6, полагавшего протокол об административным правонарушении обоснованным и просившего назначить Самедовой Х.С.кызы наказание в виде штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации по той причине, что в Российской Федерации проживают члены ее семьи, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья городского суда считает вину Самедовой Х.С.кызы, являющейся иностранным гражданином, полностью установленной.
Часть 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, предусмотрела административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
ФЗ РФ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. По смыслу ст.1 указанного ФЗ, иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В соответствии со ст.2 Федерального закона, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 данного Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 5 Закона).
По правилам ч.2 ст.5 Закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст.6.1 приведенного Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 данного Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Установлено, что Самедова Х.С.кызы прибыла в Российскую Федерацию <дата>, поставлена на миграционный учет на срок до <дата>. Ранее, в предыдущий период прибыла на территорию Российской Федерации <дата>, получила патент на работу для осуществления трудовой деятельности серии <данные изъяты> №, выданный <дата> ГУ МВД России по Пермскому краю, <дата> оплатила налог в виде фиксированного авансового платежа в размере <данные изъяты> рублей, что явилось основанием для продления срока пребывания в Российской Федерации на срок по <дата>. По окончании срока временного пребывания с территории Российской Федерации Самедова Х.С.кызы не убыла, выехала только <дата>.
В силу ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Самедова Х.С.кызы, являющаяся иностранным гражданином, по истечении срока её временного пребывания в Российской Федерации не исполнила обязанности выехать из Российской Федерации. Таким образом, Самедова Х.С.кызы, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ, допустила нарушение режима пребывания на территории РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, и эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Вина Самедовой Х.С.кызы в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, установлена и подтверждается совокупностью собранных по делу допустимых доказательств, предусмотренных ст.26.2 КоАП РФ: протоколом об административном правонарушении; письменным объяснением Самедовой Х.С.кызы; копией паспорта иностранного гражданина; выписками из электронной базы УФМС, УВМ МВД; миграционной картой; пояснениями Самедовой Х.С.кызы, данными в ходе рассмотрения дела.
Учитывая, что Самедова Х.С.кызы по окончании законного срока пребывания в Российской Федерации не выехала за пределы Российской Федерации, проживает без документов, подтверждающих право на пребывание на территории РФ, она уклонилась от выезда за пределы РФ, то её действия верно квалифицированы по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ. По существу совершение административного правонарушения Самедовой Х.С.кызы не оспаривается.
При назначении наказания судья городского суда учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, её имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, к которым суд относит раскаяние, а так же обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а именно, повторное совершение однородного административного правонарушения.
На основании ч.1 ст.3.10 КоАП РФ, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Самедовой Х.С.кызы на уважение семейной жизни.
В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, назначение Самедовой Х.С.кызы административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в настоящий момент является преждевременным, несмотря на сведения о привлечении её к административной ответственности за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда полагает, что Самедовой Х.С.кызы следует назначить административное наказание в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации. При этом, наказание в виде штрафа не может быть назначено в размере ниже четырех тысяч рублей, поскольку, назначение штрафа в меньшем размере в данном случае не обеспечит достижение цели назначения административного наказания.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда
п о с т а н о в и л:
признать Самедову Х.С. кызы виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнуть штрафу в размере 4000 рублей (четырех тысяч рублей) в доход федерального бюджета без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Обязанность по исполнению постановления возложить на Отдел судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району УФССП России по Пермскому краю.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель - УФК по Пермскому краю (МО МВД России «Соликамский»), ИНН/КПП 5904140498/590401001, р/счет – 40101810700000010003 Отделение Пермь, БИК – 045773001. Вид платежа – КБК: 188116400000016020140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), ОКТМО 57730000, УИН 1881159999063681561.
Штраф по постановлению судьи необходимо уплатить в течение 60-и суток со дня вступления постановления в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо немедленно представить в канцелярию Соликамского городского суда по адресу:
Пермский край, г. Соликамск, ул.20 лет Победы, 155.
В случае неуплаты штрафа в указанный срок виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях.
Статья 20.25 КоАП РФ предусмотрела административную ответственность за неуплату административного штрафа, а именно: неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд.
Судья Т.В. Крымских.