Дело № 2-1789/15
Решение
именем Российской Федерации
«6» февраля 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Емшанова И.С.,
при секретаре Хованец Е.М.,
с участием заявителей Г., ТретьеЛицо3, их представителя Представитель1, представителя администрации города Благовещенска Представитель2, представителя управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска Представитель3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. (действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2), ТретьеЛицо3 к администрации города Благовещенска о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2, ТретьеЛицо3 обратились в суд настоящим заявлением, в обоснование которого указали, что в августе-сентябре *** года в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Амурской области, жилой дом, расположенный по адресу: ***, был подтоплен.
В соответствии с актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка от *** года межведомственной комиссией установлен факт подтопления дома *** ниже уровня пола, в результате чего произошло ***
Межведомственной комиссией принято решение о предоставлении пострадавшим гражданам, проживающим в указанном доме, единовременной материальной помощи в размере *** (*** на человека). Однако выделенных денежных средств недостаточно для восстановления жилого помещения, поскольку в настоящее время дом нуждается в проведении капитального ремонта.
В целях получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта *** года Г. обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
*** года администрацией Благовещенска было отказано в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по причине отсутствия поврежденных вещей в доме.
*** года заявители вновь обратились в управление ЖКХ администрации города Благовещенска с просьбой включить их в список граждан, имеющих пpaво на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилья.
*** года управлением ЖКХ администрации города Благовещенска в предоставлении указанной меры государственной поддержки заявителям было отказано.
Принимая во внимание факт постоянного проживания заявителей в указанном доме на момент чрезвычайной ситуации, а также отсутствие в собственности заявителей иного жилья, пригодного для проживания, полагают, что у них возникло право на получение социальной выплаты для целей капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
На основании изложенного просят суд признать за Г., ТретьеЛицо3, ТретьеЛицо2 и ТретьеЛицо1 право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***; включить Г., ТретьеЛицо3, ТретьеЛицо2 и ТретьеЛицо1 в списки граждан - получателей социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В судебном заседании заявители Г., ТретьеЛицо3, их представитель Представитель1 настаивали на признании за ними права на получение денежных средств для проведения капитального ремонта принадлежащего им жилого помещения. Дополнительно указали, что в настоящее время жилому дому требуется капитальный ремонт, однако заключение межведомственной комиссии, подтверждающее факт необходимости проведения ремонтных работ у заявителей отсутствует, поскольку комиссией жилое помещение не осматривалось.
Представители администрации города Благовещенска, управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска возражали относительно заявленных требований, полагали, что поскольку доказательства необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения в материалах как одно их необходимых условий для предоставления социальной выплаты в материалах дела отсутствуют, правовых оснований для признания за заявителями права на данную меру поддержки не имеется.
В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2, обеспечившие явку своих законных представителей, представители министерства строительства и архитектуры Амурской области, министерства финансов Амурской области, Министерства финансов РФ, Правительства Амурской области, о причинах неявки суду не сообщившие. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как указал в одном из своих определений Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, равно как и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиям и ликвидации их последствий, относится к полномочиям законодателя (определение от 24 сентября 2012 года № 1808-О).
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения на территории муниципального образования города Благовещенска летом 2013 года является общеизвестным и в силу части 1 статьи 61 ГПК Российской Федерации не нуждается в доказывании.
В ходе разбирательства по настоящему делу судом с достоверностью установлено, что Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** от *** года.
Согласно пояснениям, данным заявителями и их представителем в ходе судебного заседания, они совместно со своими несовершеннолетними детьми ТретьеЛицо1 и ТретьеЛицо2 постоянно проживают в указанном жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в июле-августе 2013 года на территории Амурской области.
*** года Г. и членам ее семьи была произведена единовременная материальная помощь в размере *** (*** на человека) согласно представленному в материалы дела расходному кассовому ордеру № ***.
Как следует из материалов дела, *** года Г. обратилась в управление ЖКХ администрации города Благовещенска с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на капитальный ремонт в связи с повреждением жилого помещения, расположенного по адресу: *** в результате чрезвычайной ситуации.
По результатам рассмотрения поступившего заявления *** года управлением ЖКХ города Благовещенска в адрес Г. был направлен ответ № *** из которого следует, что заявителю было отказано в предоставлении указанной компенсационной выплаты в связи с тем, что в отношении жилого помещения отсутствует принятое в установленном порядке решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта. Также уполномоченным органом было указано на непредоставление заявителем полного пакета документов, необходимых для проверки права обратившегося лица на денежную выплату, что является нарушением порядка реализации возникшего права.
В рамках настоящего гражданского дела заявители ставят вопрос о признании за ними права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, принадлежащего Г. на праве собственности, полагают, что соответствуют всем необходимым условиям, при которых наступает выплата денежных средств на указанные выше цели.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В связи с крупномасштабным наводнением на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и необходимостью оперативной ликвидации его последствий Президентом Российской Федерации издан Указ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Данный нормативный акт, признавая важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территории указанных регионов, предусматривает конкретные меры для решения данной задачи и основы расходования средств федерального бюджета на указанные цели.
В качестве конкретной меры, направленной на скорейшую ликвидацию последствий наводнения, подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья *** рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и установление порядка выделения указанных средств.
На территории Амурской области правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений регламентирован Законом Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».
Указанный законодательный акт закрепляет право граждан, отвечающих установленным условиям, на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона, право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Из приведенной нормы следует, что указанная социальная выплата, носящая целевой характер, направлена на оказание помощи пострадавшим гражданам в восстановлении утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения.
В случае соответствия пострадавшего лица всем обязательным условиям предоставления социальной выплаты, указанный гражданин в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, подлежит включению в список граждан, жилые помещения которых повреждены, что в последующем является основанием для выплаты указанному гражданину денежных средств в установленном размере.
Аналогичные правовые нормы содержит Порядок предоставления социальной выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года, на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (утв. постановлением администрации города Благовещенска от 27 ноября 2013 года № 5919), регулирующий механизм осуществления выплат пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений на территории муниципального образования города Благовещенска.
Данные нормативные акты действовали на момент обращения заявителя в управление ЖКХ администрации города Благовещенска с соответствующим заявлением (*** года), в связи с чем суд считает, что указанные нормы права применимы к сложившимся правоотношениям.
Решая вопрос о признании за Г. и членами ее семьи – ТретьеЛицо3, ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2 права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения суд исходит из того, что законодатель устанавливает четкие критерии, которым должно соответствовать пострадавшее лицо, рассчитывающее на получение денежной выплаты на капитальный ремонт.
В частности, помимо отсутствия в собственности заявителя и членов его семьи иного жилья, пригодного для постоянного проживания, обратившееся лицо должно являться собственником поврежденного жилого помещения (либо членом семьи собственника), проживать в пострадавшем жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Кроме того, принимая во внимание целевое назначение социальной выплаты, факт повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, а также необходимость проведения капитального ремонта должны быть зафиксированы в установленном порядке путем принятия уполномоченным органом соответствующего решения.
Таким органом, обладающим соответствующей компетенцией по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, исходя из содержания Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, является межведомственная комиссия, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.
Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что для получения социальной выплаты на капитальный ремонт, поврежденное жилое помещение должно быть обследовано межведомственной комиссией, по результатам проведенного обследования комиссией составляется акт обследования, а также заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, который является доказательством необходимости проведения капитального ремонта.
В рассматриваемом случае совокупность условий, необходимая для признания за заявителем и членами ее семьи права на получение денежных средств для капитального ремонта жилого дома, отсутствует.
Как усматривается из представленных документов, в пострадавшем жилом помещении зарегистрирован ТретьеЛицо3 с *** года. Согласно отметке о регистрации, имеющейся в паспорте Г., она зарегистрирована по ***.
Таким образом, доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания собственника Г. в указанном жилом помещении, материалы дела не содержат.
Факт повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и необходимость проведения капитального ремонта дома *** материалами дела также не подтвержден, решение соответствующего органа о признании жилого дома требующим капитального ремонта заявителями не представлено.
В этой связи суд приходит к выводу, что на данный момент отсутствует совокупность необходимых условий, свидетельствующих о возникновении у заявителей права на денежную выплату для цели проведения капитального ремонта жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании за Г., ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2 и ТретьеЛицо3 права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Поскольку у заявителей не возникло право на указанную денежную выплату, оснований для включения заявителей в соответствующий список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление Г. (действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2), ТретьеЛицо3 к администрации города Благовещенска о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено *** года
Председательствующий Емшанов И.С.