Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4409/2018 ~ М-4623/2018 от 06.12.2018

дело № 2-4409/18

УИД26RS0029-01-2018-008121-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации                            

24 декабря 2018года                  город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Весниной О.В.

при секретаре судебного заседания Пилиева А.Т.

с участием:

истца Степановой С.В.

представителя ответчика (по доверенности) Калмыковой Т.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала суда гражданское дело по исковому заявлению С. к МУ «Управление социальной поддержки населения администрации города Пятигорска» об установлении факта постоянного проживания на территории Ставропольского края, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям

УСТАНОВИЛ:

С. обратилась в суд с иском к МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» об установлении факта постоянного проживания на территории Ставропольского края, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям.

В обоснование заявленных требований в заявлении указала, что она зарегистрирована по адресу: <адрес> а, фактически проживает по адресу: <адрес>, состоит в браке со С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ. Ее семья состоит из 6 человек: она - С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруг - С., ДД.ММ.ГГГГ. г.р., дети: С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Заявитель родилась и постоянно проживает на территории Ставропольского края по вышеуказанному адресу. Супруг истца родился в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ переехал к родителями в РФ и с этого момента постоянно проживает по адресу: <адрес> С. обучается в МБОУ СОШ , ее дочери С. и С. посещали МБДОУ детский сад "Золотой орешек".

Истец зарегистрирована по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, супруг (зарегистрирован по адресу <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ, а дочерей она зарегистрировала только в 2017 году.

После рождения четвертого ребенка С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она обратилась в МУ "Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста грех лет.

Однако, ей было отказано в назначении указанной выплаты, так как, предоставленные документы не подтверждали наличие регистрации на территории Ставропольского края ее детей. При повторном обращении в МУ "Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, она также получила отказ №10831-06 от 01.08.2018 г, по тому же основанию.

Регистрация в Российской Федерации носит уведомительный характер и не может ограничивать граждан в праве получения государственной денежной помощи.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации №606 от 07 мая 2012 года "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 01 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 гола третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации №606 от 07 мая 2012 года "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года" утвержден Порядок назначения выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста грех лет, в Ставропольском крае.

Кроме того, апелляционным определением от 7 февраля 2018 года по делу № 19-АПГ17-12 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации признала абзац 4 пункта 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 №571 в редакции Постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524) недействующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

Конституцией Российской Федерации гарантируется в Российской Федерации государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства путем установления государственных пенсий, пособий и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39).

Просит установить факт постоянного проживания на территории Ставропольского края С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на момент рождения четвертого ребенка - С., то есть на ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право получения ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей по достижении ребенком возраста трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ, возложить на МУ "Управление социальной поддержки населения администрации города Пятигорска" обязанность выплачивать С. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей по достижению ребенком возраста трех лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» Калмыкова Т.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании показала, что согласно статье 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №    184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, а именно: социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также малоимущих граждан, осуществляются указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса также предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки и определяющие основания, порядок, размер и условия их предоставления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» к 2018 году необходимо достичь суммарного коэффициента рождаемости до 1,753.

В связи с этим высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации, поручено установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата).

Финансирование указанных расходов осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.

Перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществляется софинансирование расходных обязательств на выплату ежемесячной денежной выплаты, ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

В число субъектов с неблагоприятной демографической ситуацией, начиная с 2013 года, включается Ставропольский край. В 2017 году из 85 субъектов Российской Федерации только 50 включены в указанный перечень.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и в целях улучшения демографической ситуации в Ставропольском крае для нуждающихся семей, жителей Ставропольского края, постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» ежемесячная денежная выплата была установлена.

Пунктом 2 постановления Губернатора Ставропольского края № 571 определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий:

наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей;

среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой;

постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края №571 Правительством Ставропольского края принято постановление от 20 декабря 2012 года № 498-п «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае» (далее - Порядок).

Пунктом 5 Порядка конкретизированы условия реализации права на ежемесячную денежную выплату, вытекающие из постановления Губернатора Ставропольского края № 571, и указано, что эти условия должны быть соблюдены родителями и несовершеннолетними детьми, с учетом которых определялось право на ЕДВ, на дату подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и до достижения ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, возраста трех лет.

Вышеуказанные нормы допускают наличие регистрации по месту жительства в различных муниципальных образованиях родителей и несовершеннолетних детей, но только в пределах Ставропольского края.

Одновременно с этим, согласно подпункту 5 пункта 7 Порядка СК в качестве документа, подтверждающего состав семьи заявителя и факт постоянного проживания на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату, является: домовая книга; выписка из поквартирной карточки с указанием даты регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края каждого члена семьи; справка о составе семьи, выданная управляющей жилищноэксплуатационной организацией, на балансе которой находится жилой дом, либо органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, с указанием даты регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края каждого члена семьи.

ДД.ММ.ГГГГг. С. обратилась с заявлением о назначении ЕДВ и пакетом документов в Управление.

В результате рассмотрения документов установлено, что на момент рождения четвертого ребенка – С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дети С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не имели регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края.

На момент обращения С. Управление руководствовалось п.2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012г. №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее постановление №571), в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 г. № 524. Согласно которому, право на назначение и выплату ЕДВ у семьи возникает при соблюдении следующих условии: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; среднедушевой доход не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой; наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012г.

Порядок и условия назначения и выплаты ЕДВ урегулированы Постановлением Правительства СК от 20 декабря 2012 г. №498-п. «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае», в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 13.10.2016 № 425-п, (далее - Порядок СК).

Однако, решением Верховного суда Российской Федерации №19- АПГ17-12 от 07.02.2018 г. (далее - решение Верховного Суда) не отменено постановление №571, а вынесено определение об изменении оспариваемого абзац в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительство гражданина.

В настоящее время в постановление №571 внесены изменения, которые распространяются на правоотношения, возникающие с 13 октября 2016г.

Одно из условий «наличие регистрации...» заменено «на постоянное проживание на территории    Ставропольского    края родителей    и несовершеннолетних детей на     дату рождения    в семье третьего     или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями),    выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.

Вместе с тем, согласно п.6 Порядка, при обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату.

С. обратилась за назначением выплаты ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, право на данную выплату при соблюдении всех условий, предусмотренных Порядком, возникло у нее за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором она подала заявление, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Просит в удовлетворении заявленных требований Степановой С.В. отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, оценив представленные доказательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В соответствии с указанной Концепцией решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами.

Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения. Источниками
финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753, осуществлять с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при назначении выплат в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации. Рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до дата нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от дата N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлена ежемесячная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет (ежемесячная денежная выплата) в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае. Определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и детей среднедушевой доход семьи не превышающий величину среднедушевого денежного дохода. В пункте 5 указанного постановления установлено, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года.

Решением Ставропольского краевого суда от 06.10.2017г. признан не действующим со дня принятия абзац 4 пункта 2 и пункт 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524), признан не действующим со дня принятия пункт 1.1.2 постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 07.02.2017г. решение Ставропольского краевого суда от 06.10.2017г. в части признания не действующим пункта 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012г. №571 в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524 отменено с принятием в этой части нового решения, которым отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим этого пункта постановления; решение Ставропольского краевого суда от 6 октября 2017 года в части признания недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524 изменить, признав оспариваемый абзац не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.03.2018г.95, вступившим в силу 27.03.2018г., внесены изменения в пункт 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и абзац четвертый изложен в следующей редакции: «постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.

Таким образом, на момент рассмотрения дела пунктом 2 постановления определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после дата, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 года N 498-п утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после дата третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в Ставропольском крае.

В соответствии с пунктом 5 данного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за такой выплатой, при наличии права на это, при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло права на выплату; среднедушевой доход.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4)» которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. N 713, принятым во исполнение предписания названного Закона.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Кроме того, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не содержат обязанности несовершеннолетнего или его законного представителя (в отличие от совершеннолетних граждан) зарегистрировать несовершеннолетнего по месту жительства.

В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе, об установлении факта родственных отношений.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает такие факты только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно ст. 2 Закона РФ от дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания.

По делу установлено, что С. является матерью несовершеннолетних детей: С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о рождении.

По делу также установлено, что С. ответчиком - МУ «Управлением социальной поддержки населения администрации города Пятигорска» было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, со ссылкой на абз.4 п.2 Постановления N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от дата N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". Основанием к отказу послужил факт, что согласно представленным документам малолетняя дочь Степанова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не была зарегистрирована на территории <адрес>

Истцом ФИО6 суду представлены копия свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО6, свидетельство о заключении брака I-ДН от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о рождении ФИО1 III-ДН от ДД.ММ.ГГГГ, история развития ребенка ФИО1 ГБУЗ СК «Городская детская больница» <адрес>.

Однако, исходя из апелляционного определения Верховного Суда РФ от 07.02.2018г. и постановления <адрес> от 17.08.2012г. в редакции постановления от 23.03.2018г., отсутствие регистрации несовершеннолетних детей истца не исключает установления факта их проживания на территории <адрес> для целей данного постановления.

Таким образом, факт постоянного проживания на территории Ставропольского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Семья находится под защитой государства, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст.ст.38,39 Конституции РФ).

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей.

В соответствии с п.2 ст.1 данного Закона, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Правительство Ставропольского края установило ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае, ежегодно устанавливаемой нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края.

Согласно п.2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой; наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года (абзац введен постановлением Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N 524).

Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования (п.5).

В целях реализации постановления Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N 498-п "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае" утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае

Согласно п.5 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за ежемесячной денежной выплатой и до достижения третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, возраста трех лет следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, а также с несовершеннолетними детьми, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату (за исключением несовершеннолетнего ребенка (детей), находящегося под опекой (попечительством), на полном государственном обеспечении по медицинским показаниям или временно отсутствующего по месту жительства заявителя в связи с обучением в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по очной форме обучения); среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой.

Согласно п.7 указанного Порядка, для назначения ежемесячной денежной выплаты заявитель обращается в уполномоченный орган по месту жительства (месту пребывания) либо многофункциональный центр с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по форме, устанавливаемой министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается уполномоченным органом на основании заявления и следующих документов:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и гражданство заявителя;

2) документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации другого родителя; документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации несовершеннолетних детей;

3) свидетельство о рождении ребенка (на каждого из детей);

4) документы, подтверждающие доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, указанные в Порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи.

В случае невозможности подтверждения сведений о доходах семьи соответствующими документами, размер доходов семьи (или их отсутствие) указывается заявителем в заявлении;

5) один из документов, подтверждающих состав семьи заявителя и факт постоянного проживания на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату:

домовая (поквартирная) книга;

выписка из поквартирной карточки с указанием даты регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края каждого члена семьи;

справка о составе семьи, выданная управляющей жилищно-эксплуатационной организацией, на балансе которой находится жилой дом, либо органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, с указанием даты регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края каждого члена семьи (далее - справка о составе семьи);

свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Если заявитель и несовершеннолетний ребенок (дети) проживают фактически вместе, то факт их совместного проживания подтверждается актом об установлении факта совместного проживания ребенка с заявителем, составляемым по месту жительства (месту пребывания) заявителя уполномоченным органом, в который он обратился.

В случае нахождения ребенка под опекой (попечительством), на полном государственном обеспечении, а также при его обучении в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, заявителем представляется справка органа опеки и попечительства, организации, в которой ребенок находится на полном государственном обеспечении по медицинским показаниям, или соответствующей образовательной организации.

7) справка, выданная уполномоченным органом по прежнему месту жительства (месту пребывания) заявителя, о неполучении ежемесячной денежной выплаты либо прекращении ее выплаты (при перемене места жительства заявителя на территории Ставропольского края);

8) свидетельство о смерти (в случае смерти ребенка (детей), учитываемого при определении права на ежемесячную денежную выплату);

9) один из документов, подтверждающих родство между ребенком и родителем (в случае перемены фамилии, имени, отчества родителя и (или) ребенка):

свидетельство о заключении брака;

свидетельство о расторжении брака;

свидетельство о перемене имени;

10) один из документов, подтверждающих право отца на ежемесячную денежную выплату:

свидетельство о смерти матери детей;

решение суда о признании матери детей безвестно отсутствующей или умершей;

решение суда о лишении (ограничении) родительских прав матери детей.

В соответствии с п.12 указанного порядка, основаниями для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты являются:

1) отсутствие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату;

2) неподтверждение факта постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения в ней третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года;

( в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 13.10.2016 N 425-п)3) установление факта отсутствия совместного проживания заявителя с несовершеннолетними детьми, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым пункта 5 настоящего Порядка;

4) превышение среднедушевого дохода семьи величины среднедушевого денежного дохода по краю;

5) установление в ходе проведенной проверки факта представления заявителем недостоверных сведений о составе семьи и (или) ее доходах, в результате чего право на ежемесячную денежную выплату не подтверждено;

6) обращение за назначением ежемесячной денежной выплаты после достижения ребенком возраста трех лет;

8) лишение (ограничение) родительских прав в отношении детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату;

9) пребывание третьего или последующего ребенка, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, под опекой (попечительством), на полном государственном обеспечении;

10) установление факта получения ежемесячной денежной выплаты в уполномоченном органе.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и названного Федерального закона, регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П; Определения от 13 июля 2000 года N, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставление мер социальной поддержки не может быть обусловлено исключительно наличием регистрации по месту жительства. Регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен непосредственно судом.

Согласно ст.ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Отсутствие в данном случае на момент рождения четвертого ребенка постоянной регистрации по месту жительства – С. не может ограничивать право на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемую в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, так как право на данную меру социальной поддержки обусловлено фактом рождения ребенка, а не действиями компетентных органов по постановке на регистрационный учет по месту жительства.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено фактическое проживание ФИО1 на территории <адрес> на дату рождения четвертого ребенка у ФИО6, она имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемую в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет.

ДД.ММ.ГГГГг. ФИО6 обратилась с заявлением о назначении ЕДВ и пакетом документов в Управление.

В результате рассмотрения документов установлено, что на момент рождения четвертого ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дети ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не имели регистрации по месту жительства на территории <адрес>.

На момент обращения ФИО6 Управление руководствовалось п.2 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее постановление ), в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно которому, право на назначение и выплату ЕДВ у семьи возникает при соблюдении следующих условии: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; среднедушевой доход не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в <адрес> за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой; наличие регистрации по месту жительства на территории <адрес> у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после ДД.ММ.ГГГГг.

Порядок и условия назначения и выплаты ЕДВ урегулированы Постановлением Правительства СК от ДД.ММ.ГГГГ -п. «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>», в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, (далее - Порядок СК).

Однако, решением Верховного суда Российской Федерации - АПГ17-12 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение Верховного Суда) не отменено постановление , а вынесено определение об изменении оспариваемого абзац в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории <адрес> иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительство гражданина.

В настоящее время в постановление внесены изменения, которые распространяются на правоотношения, возникающие с ДД.ММ.ГГГГг.

Одно из условий «наличие регистрации...» заменено «на постоянное проживание на территории   <адрес> родителей    и несовершеннолетних детей на     дату рождения    в семье третьего     или последующего ребенка, родившегося после ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденное документами (сведениями),    выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.

Вместе с тем, согласно п.6 Порядка, при обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату.

ФИО6 обратилась за назначением выплаты ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, право на данную выплату при соблюдении всех условий, предусмотренных Порядком, возникло у нее за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором она подала заявление, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования С. к МУ «Управление социальной поддержки населения администрации города Пятигорска» об установлении факта постоянного проживания на территории Ставропольского края, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания на территории Ставропольского края С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на момент рождения четвертого ребенка - С. признав за С. право на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей по достижении ребенком возраста трех лет, возложив на МУ "Управление социальной поддержки населения администрации города Пятигорска" обязанность выплачивать С. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей по достижению ребенком возраста трех лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья                                     О.В.Веснина

2-4409/2018 ~ М-4623/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Степанова Светлана Владимировна
Ответчики
МУ УСПН администрации г.Пятигорска
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Веснина О.В.
Дело на сайте суда
piatigorsky--stv.sudrf.ru
06.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2018Передача материалов судье
10.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2018Подготовка дела (собеседование)
19.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2018Судебное заседание
24.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2019Дело оформлено
20.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее