Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1425/2017 ~ М-1543/2017 от 23.10.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2017 года город Тула

Привокзальный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Потаповой Н.В.,

при секретаре Нагорнове А.В.,

с участием представителя истцов по доверенностям Протасовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда города Тулы гражданское дело № 2-1425/17 по иску Калекина М.В., Богачевой Л.Г. к ООО «Землемер», администрации г.Тулы о снятии земельного участка с кадастрового учета,

у с т а н о в и л:

Калекин М.В., Богачева Л.Г. обратились в суд с иском к ООО «Землемер», администрации г.Тулы о снятии земельного участка с кадастрового учет, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в обоснование исковых требований указали, что земельный участок по адресу: г... поставлен на кадастровый учет дважды под разными кадастровыми номерами.

Земельный участок с кадастровым номером № *, расположенный по адресу: ..., площадью 1038 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом, зарегистрирован на праве общей долевой собственности за Калекиным М.В. - 1/3 доля, за Богачевой Л.Г. - 2/3 доли. Границы земельного участка не внесены в ЕГРН.

Сведения о правах на земельный участок с кадастровым № *, расположенный по адресу: ..., площадью 1167 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием - многоквартирный дом отсутствуют, при этом он поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный, границы земельного участка внесены в ЕГРН.

Как указали истцы, при проведении кадастровых работ по уточнению границ принадлежащего им земельного участка с кадастровым № * была установлена недостоверность сведений, содержащихся в ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым № *. В частности, земельного участка с кадастровым № *, с назначением многоквартирный дом - не существует. Также и не существует многоквартирного дома по указанному адресу.

В этих же границах существует земельный участок с кадастровым № * с назначением индивидуальный жилой дом. Границы земельного участка обозначены на местности - установлен забор по периметру участка. Споры с соседями о границах отсутствуют. Фактически на земельном участке находятся два изолированных жилых дома, один из которых используется истцом Калекиным М.В., а другой – истцом Богачевой Л.Г.

По мнению истцов, кадастровые работы производились ООО «Землемер» номинально, т.е. без выезда на место, что привело к внесению к ЕГРН недостоверных сведений.

На основании изложенного, уточнили требования и просили суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым № *, расположенного по адресу: ... площадью 1167 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: многоквартирный дом. Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым № *, расположенный по адресу: ... площадью 1167 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: многоквартирный дом. Установить границы земельного участка с кадастровым № *, расположенного по адресу: ... площадью 1170 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом в следующих координатах:

Номера *

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Истец Калекин М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался должным образом.

Истец Богачева Л.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась должным образом.

Представитель истцов по доверенностям Протасова Е.А. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме и просила удовлетворить их по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Забельникова Н.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась должным образом.

Представитель ответчика ООО «Землемер» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался должным образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался должным образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу Статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

Статьей 304 ГК РФ закреплены права собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Положения абзаца 2 пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) гласят, что в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Пунктом 1 ст.69 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно п. 7 ст. 69 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании п. 1.4 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 8.04.1996 года, межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения объекта. недвижимости.

Правовое регулирование межевания земельных участков как объектов землеустройства, осуществляется Федеральным законом "О землеустройстве", и ведомственными актами специально уполномоченных органов исполнительной власти. В соответствии с Законом межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с их закреплением межевыми знаками и определением соответствующих координат. Межевание объектов землеустройства включает в себя, в частности, работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Об этом же указано в "Инструкции по межеванию земель", утвержденной Роскомземом 8.04.1996 г.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

В соответствии со ст. 14 названного Закона Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 7.1 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ)

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

Между тем, статьей 22. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2. В межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

3. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.

12. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

13. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017 удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.

На основании письма Минэкономразвития РФ от 27.03.2009 г. № 4448 –ИМ/Д23 в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (далее - дополнительные сведения).

В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях". В состав межевого плана в указанном случае также включаются:

заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также включение дополнительных сведений о местоположении такой границы в раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях"; акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений).

Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя.

Между тем, ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрен порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.

Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Инструкция по межеванию земель, утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, гласит, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Нормами ст.ст. 26,27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) определено, что государственная регистрация приостанавливается, а впоследствии в государственной регистрации отказывается, в том числе, в случае если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, либо в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

Из анализа данной нормы суд делает вывод, что, если земельный участок с указанной разницей в значениях площади может быть объектом кадастрового учета и соответственно является объектом права, то он может быть объектом права собственности и, следовательно, может быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 64 ЗК РФ при возникновении земельных споров границы земельного участка устанавливаются судом.

Судом установлено, что Калекин М.В. является собственником 1/3 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером № *, расположенный по адресу: ... площадью 1038 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: индивидуальный жилой дом на основании решения исполнительного комитета Привокзального районного совета народных депутатов от дата г. № * договора мены от дата г., зарегистрированного дата* г* при этом, Богачева Л.Г. является собственником 2\3 доли в праве на вышеуказанный земельный участок на основании решения исполнительного комитета Привокзального районного совета народных депутатов от дата г. № *, решения Привокзального районного суда г.Тулы от дата, вступившего в законную силу дата г., договора от дата г., удостоверенного нотариусом Косогорской государственной нотариальной конторой Тульской области З.дата г., реестровый номер, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата г.

Согласно сообщению ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области от дата г. № * земельный участок с кадастровым номером № *, расположенный по адресу: ... площадью 1167 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: многоквартирный дом поставлен на государственный кадастровый учет дата г.на основании заявления о постановке на государственный учет и межевому плану, подготовленному на основании постановления администрации г. Тулы от дата г. № 3501 « Об утверждении схемы расположения земельных участков».Указанному участку присвоен статус «учтенный».

Частью 3 ст. 70 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» установлено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законом порядке РФ до 1.03.2008 г., в случае, если сведения о правообладателях такого участка отсутствуют в ЕГРН, учитывая, что вышеуказанный земельный участок получил статус ранее учтенный после 1.03.2008 г., основания для снятия с кадастрового учета отсутствуют. В силу положений п. 33.ч.2 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», п. 2.ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, осуществлена государственная регистрация прав на все образованные из него участки, а потому вышеуказанный земельный участок, может быть снят с учета в случае его преобразования.

Аналогичные сведения содержатся в сообщении администрации г. Тулы от дата г. № *.

По данным архивной справки, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от дата г. №*, домовладение по адресу : ... поставлено на первичный технический учет дата г. на земельном участке площадью 1591,94 кв.м. По данным последней технической инвентаризации от дата г. домовладение, расположенное по адресу : ... находится на земельном участке по документам и по фактическому пользованию площадью 1038 кв.м.

Согласно кадастровому паспорту от дата г. №* земельный участок с кадастровым номером *, с категорией земель- земли – населенных пунктов, разрешенным использованием- индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г... имеет площадь 1038 кв.м. Границы не установлены, сведения о правах отсутствуют.

Между тем, из кадастрового паспорта от дата г. № * следует, что земельный участок с кадастровым номером № *, расположенный по адресу: ... площадью 1167 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: многоквартирный дом поставлен на государственный кадастровый учет дата г. Границы установлены. Сведения о правах отсутствуют.

Из представленной суду выписки из ЕГРН от дата г. № * разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № *, расположенный по адресу: ..., площадью 1038 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов установлено индивидуальный жилой дом. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена. Собственниками указаны Калекин М.В. – 1/3 доля в праве. Богачева Л.Г. -2/3 доли в праве.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что при межевании земельного участка, с кадастровым номером № * была допущена ошибка, то есть границы земельного участка с кадастровым номером № *, принадлежащего истцам на праве собственности, совпадают с границами земельного участка внесенных в Государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером № *, разрешенным использованием многоквартирный жилой дом, при этом разрешенное использование земельных участков кадастрового квартала № * является индивидуальное жилищное строительство, и фактически на данном земельном участке многоквартирный жилой дом отсутствует, то есть речь идет об одном и том же земельном участке, который ошибочно дважды поставлен на кадастровый учет, что в свою очередь привело к нарушению прав истцов и невозможности осуществлять использование, принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером *.

Установленные по делу нарушения прав истцов, допущенные при межевании земельного участка, с кадастровым номером №* являются обстоятельствами, достаточными для признания оспариваемого межевания недействительным.

В связи с тем, что на основании недействительного межевания были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером №*, расположенного по адресу: ..., то указанные сведения кадастрового учета являются недействительными и подлежащими исключению из ЕГРН.

Статьи 3, 15, 17 Федерального закона от 18. 06. 2001 года № 78-ФЗ
«О землеустройстве» предусматривают, что в случаях изменения границ объектов землеустройства обязательно должны быть проведены работы по межеванию объектов землеустройства, т.е. установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

В соответствии с п.2 Инструкции по межеванию земель, утверждённой Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года межевание земель включает в себя подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов, полное обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ), полевое обследование границ размежовываемого земельного участка, оценкой состояния межевых знаков, составление технического проекта (задания) межевания земель, уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ, согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков, сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью, определение координат пунктов ОМС и межевых знаков, определение площади земельного участка, составление чертежа границ земельного участка, контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ, государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков, формирование межевого дела, сдачу материалов в архив.

Таким образом, основная суть межевания (в сфере землеустроительной деятельности) представляет собой установление (определение) на местности границ объектов землеустройства, в том числе и земельных участков.

Это соответствует требованиям, закреплённым в Правилах
установления на местности границ объектов землеустройства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года N688 в силу ст.17 Федерального закона от 18 июня 2001г.N78-ФЗ «О землеустройстве».

В обоснование заявленных требований об установлении границ земельного участка с кадастровым номером № *, расположенного по адресу: ... предоставлен топографический план, выполненный кадастровым инженером Хахаевой С.Л. и чертеж границ земельного участка, содержащегося в нем, согласно которых площадь земельного участка с кадастровым номером № *, расположенного по адресу: ... с 1038 кв.м. уточнилась и составила 1170 кв.м, которая ответчиками по делу не оспаривались, в связи с чем суд считает их допустимыми доказательствами по делу и принимает их во внимание.

Правильность данных плана и чертежа убедительными доказательствами не опровергнута, в связи с чем, суд кладет их в основу выносимого решения, и определяет местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № * согласно ведомости координат, содержащейся в топографическом плане, подготовленной кадастровым инженером Х

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При рассмотрении настоящего спора стороной истцов предоставлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, проверив и оценив показания представителя истцов, отсутствие возражений со стороны ответчиков, рассматривая дело в рамках заявленных исковых требований, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Калекина М.В., Богачевой Л.Г. о признании недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым номером №*, исключении сведений о его границах из ГКН, установлении границ земельного участка с кадастровым номером №*, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

решил:

признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым № *, расположенного по адресу: г..., площадью 1167 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: многоквартирный дом.

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым № *, расположенный по адресу: ..., площадью 1167 кв.м., с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: многоквартирный дом.

Установить границы земельного участка с кадастровым № *, расположенного по адресу: ... с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: индивидуальный жилой дом, площадью 1170 кв.м. согласно ведомости координат, содержащейся в топографическом плане, подготовленной кадастровым инженером Х., в следующих координатах:

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Привокзальный районный суд г.Тулы путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

Председательствующий

2-1425/2017 ~ М-1543/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калекин Максим Валерьевич
Богачева Любовь Гееоргиевна
Ответчики
ООО "Землемер"
Администрация г. Тулы
Другие
Борисова Ольга Владимировна
ФБГУ "ФКП Росреестра" по ТО
Суд
Привокзальный районный суд г.Тулы
Судья
Потапова Н.В.
Дело на странице суда
privokzalny--tula.sudrf.ru
23.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2017Передача материалов судье
26.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2017Подготовка дела (собеседование)
13.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.11.2017Предварительное судебное заседание
20.12.2017Судебное заседание
26.12.2017Судебное заседание
26.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2018Дело оформлено
30.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее