Судебный акт #1 (Не определен) по делу № 2-1092/2019 ~ М-939/2019 от 06.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2019 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ванеева С.У.,

при секретаре судебного заседания Тарасовой С.М.,

с участием истца Представителя Министерство экологии и природопользования Московской области по доверенности Юнусовой Л.А., Представителя ответчика Серегиной Е.И. по доверенности Гребенщиковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1092/2019 по иску Министерства экологии и природопользования Московской области к Авдалян Нареку Нориковичу и Серегиной Елене Николаевне о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (почвам),-

у с т а н о в и л :

Министерство экологии и природопользования Московской областиобратилось в суд к Авдалян Н.Н. и Серегиной Е.Н. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (почвам), ссылаясь на то, что в ходе проведения административного расследования Министерством установлено, что на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> (далее — земельныйучасток), собственником земельного участка Серегиной Еленой Николаевной и арендатором по договору аренды АвдалянНарикомНориковичем допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления 4 класса опасности в виде их несанкционированного размещения на земельном участке, чем причинен вред почве как объекту охраны окружающей среды в размере <данные изъяты>. согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Представитель Министерство экологии и природопользования Московской области по доверенности Юнусова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Ответчик Авдалян Н.Н. в судебное заседание не явился, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Серегиной Е.И. по доверенности Гребенщикова В.А.в судебное заседание явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворения иска к Серегиной Е.Н. просила отказать, в связи с тем, что истцом не доказана вина Серегиной Е.И. в причинении какого-либо вреда окружающей среде.

Проверив материалы дела, суд находит, что данный иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, чтоВ соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ от 25.10.01. № 136-ФЗ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В ходе проведения административного расследования Министерством установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:17:0000000:59958 по адресу: северо-восточнее пос. Большие Дворы г. о. Павловский Посад Московской области (далее — земельный участок), собственником земельного участка Серегиной Еленой Николаевной и арендатором по договору аренды АвдалянНарикомНориковичем допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления 4 класса опасности в виде их несанкционированного размещения на земельном участке, чем причинен вред почве как объекту охраны окружающей среды в размере 153 257 руб. согласно экспертному заключению № 156 от 12.10.2018.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Частью 2 данной статьи запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 30.04.2003 № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитбетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

Однако на земельных участках вышеуказанные условия при обращении с отходами производства и потребления не соблюдаются. Отходы производства и потребления складируются на открытом грунте в отсутствие противофильтрационного основания, что создает угрозу загрязнения окружающей среды.

Пункт 4.11 ГОСТа 30772-2001, введенного постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, определяет, что объекты размещения отходов — это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Однако земельные участки не являются объектом размещения (хранения) отходов.

Пункт 4.13 ГОСТа определяет, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.

Таким образом, установлено, что Ответчиками допущено размещение отходов производства и потребления на не оборудованной и не предназначенной для размещения отходов территории.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

По данному факту Ответчики привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 рублей на основании постановлений Министерства экологии и природопользования Московской области и от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ, вступивших в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом возникшей необходимости в проведении экспертизы компонентов окружающей природной среды ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение о назначении экспертизы, проведение которой было поручено аналитической лаборатории ООО «Центр экологических анализов и расчетов» (свидетельство об аккредитации , выдан ДД.ММ.ГГГГ г.).

ДД.ММ.ГГГГ года в рамках административного расследования с участием специалистов ООО «Центр экологических анализов и расчетов» проведен отбор проб отходов на земельных участках (координаты согласно протоколу отбора проб).

По итогам проведенной экспертизы и согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по морфологическому составу отходы, отобранные на земельных участках, относятся к отходам строительства и ремонта, имеющим 4 класс опасности для окружающей среды.

В отсутствие разрешительной документации, предусматривающей накопление отходов на земельных участках, размещение отходов является несанкционированным, сумма размера вреда почве составила 153 257 руб. (расчет вреда в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , приведен в экспертном заключении).

В соответствии со статьей 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения вреда.

По смыслу указанных норм вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке на основании норм статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Следовательно для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, вина причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом, доказанность размера причиненного вреда.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанной с охраной окружающей среды относится, в частности предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 21 от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

В соответствии с положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 14.5 Положения «О министерстве экологии и природопользования Московской области», утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Министерство в соответствии с пунктом 12.2 Положения наделено полномочием по осуществлению регионального государственного экологического надзора, а также наделено правом обращения в установленном порядке в суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджет муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии с Законом Московской области «О бюджете Московской области» Министерство экологии и природопользования Московской области является главным администратором сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащим зачислению в бюджет городских округов.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ). О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, суд считает необходимым солидарно взыскать сАвдалян Н.Н. и Серегиной Е.Н.госпошлину по делу в доход бюджета городского округа Павловский Посад Московской области в размере 4265 руб. 14 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,-

Р е ш и л :

ИсковыетребованияМинистерства экологии и природопользования Московской области удовлетворить:

Взыскать солидарно с АвдалянНарекаНориковича, Серегиной Елены Николаевны в доход городского округа Павловский Посад Московской области 153 257 (Сто пятьдесят три тысячи двести пятьдесят семь) рублей 00 копеек в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде (почвам).

Взыскать солидарно с АвдалянНарекаНориковича, Серегиной Елены Николаевныгоспошлину по делув доход бюджета городского округа Павловский Посад Московской области в размере 4265 руб. 14 коп.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца.

Председательствующий                                                                     С.У. Ванеев

2-1092/2019 ~ М-939/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство экологии и риродопользования МО
Ответчики
Серегина Елена Николаевна
Авдалян Нарек Норикович
Суд
Павлово-Посадский городской суд Московской области
Судья
Ванеев Сослан Умарович
Дело на странице суда
pavlov-posad--mo.sudrf.ru
06.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2019Передача материалов судье
07.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2019Подготовка дела (собеседование)
01.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Судебное заседание
09.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2020Дело оформлено
11.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Не определен)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее