САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33 – 11050/2011 |
Судья Демидова О.Ю. |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Пучинина Д.А. |
судей |
Быханова А.В. Кутыева О.О. |
при секретаре |
Порохневе В.И. |
рассмотрела в судебном заседании 20 июля 2011 года дело № 2-1103/11 по кассационной жалобе ОАО «Росгосстрах» на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 февраля 2011 года по иску Широкова В.В. к ОАО «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения, штрафа.
Заслушав доклад судьи Пучинина Д.А., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А :
Широков В.В. обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ОАО «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения в размере 395 700 р., штрафа в размере 1891 961 р.
В обоснование требований истец указал, что в 2008 г. был уволен с военной службы, впоследствии, вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы по контракту, он в октябре 2009 г. был признан инвалидом 2 группы, однако при обращении к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения в соответствии с государственным контрактом, заключенным между Министерством обороны РФ и ОАО «Росгосстрах», ответа не получил, денежные средстве перечислены не были, в связи с чем Широков В.В., полагая свои права нарушенными, обратился в суд с указанным иском.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 года исковые требования Широкова В.В. удовлетворены частично.
Названным решением суд взыскал в пользу истца страховое возмещение в размере 395 700 руб. и штраф в размере 100000 руб. 00 коп., также с ОАО «Росгосстрах» в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 8 157 руб.
В кассационной жалобе ОАО «Росгосстрах» просит отменить указанное решение, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Широков В.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, на дату увольнения 28 октября 2008 года проходил военную службу по контракту.
05 октября 2009 года Широкову В.В. установлена 2 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников федеральных органов налоговой полиции», Широков В.В. обратился в ОАО «Росгосстрах» с заявлением о выплате страховой суммы, на которое ответа не последовало, выплаты произведено не было.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции сослался на положения ст. 4 ФЗ РФ от 28.03.1998 года № 52-ФЗ и пришел к выводу о том, что истец имеет право на выплату страхового возмещения в рамках указанного Закона, поскольку истец получил инвалидность 2 группы в течение 1 года после увольнения, инвалидность установлена в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, в связи с чем, Широкову В.В. полагается выплата страховой суммы в размере 50 окладов месячного денежного содержания, установленных на день выплаты страховых сумм. Суд первой инстанции на основании анализа представленных документов пришел к выводу о том, что страховая выплата подлежит взысканию с ОАО «Росгосстрах» в силу того, что инвалидность установлена в 2009 году, страховой случай наступил в период действия государственного контракта, заключенного Министерством обороны РФ с ОАО «Росгосстрах» 30 декабря 2008 года, в связи с чем, обязанность по выплате страхового возмещения возложена на ОАО «Росгосстрах», в период с 01 января по 31 декабря 2009 года являющееся страховщиком по государственному контракту, заключенному на условиях ФЗ РФ от 28.03.1998 № 52-ФЗ.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального права.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников федеральных органов налоговой полиции» страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования.
Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.
Во исполнение указанного Закона 30 декабря 2008 между Министерством обороны РФ и ОАО «Росгосстрах» был заключен государственный контракт № 205/181/3/153 на оказание в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ и граждан, призванных на военные сборы. В соответствии с п. 1.3 указанного государственного контракта от 30.12.2008 застрахованными лицами являются лица, определенные в соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» и Указом Президента РФ от 01.01.2008 «О штатной численности Вооруженных Сил РФ». Согласно п. 3.1 Контракта страховые случаи устанавливаются в соответствии со статьей 4 Закона об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих. Контракт действует с 01 января по 31 декабря 2009 года (пункт 11.1 государственного контракта от 30 декабря 2008 года). 29 июня 2009 между Министерством обороны РФ и ОАО «Росгосстрах» было заключено Соглашение о внесении изменений (дополнений) в Государственный контракт № 205/181/3/153 от 30.12.2008 на оказание в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы. В соответствии с п. 2.1 указанного Соглашения были предусмотрены дополнительные обязательства по выплате страховых сумм, а именно помимо страховых случаев, предусмотренных государственным контрактом (пункт 3.1), ОАО «Росгосстрах» обязалось производить выплаты по страховым случаям, предусмотренным абз. 2 и 3 ст. 4 Закона об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, в отношении граждан, до истечения одного года после увольнения их с военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если гибель (смерть) или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов (т.е. в период с 01 января по 31 декабря 2008 года).
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В силу ст. 1 п. п. 2 ФЗ РФ от 28.03.198 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников федеральных органов налоговой полиции» при наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Исходя из положений абз. 2 ст. 4 ФЗ РФ от 28.03.1998 № 52-ФЗ страховым случаем является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы. Данной нормой страховой случай не связан со временем получения заболевания.
Таким образом, доводы ОАО «Росгосстрах», содержащиеся в кассационной жалобе, о том, что истец не был застрахован ОАО «Росгосстрах», поскольку в связи с увольнением в 2008 году не являлся военнослужащим по состоянию на 01 января 2009 года, нельзя признать состоятельными, поскольку данный вывод противоречит вышеуказанным положениям Закона, определяющим момент наступления страхового случая, право и обязанность по выплате страхового возмещения для субъектов обязательного государственного страхования, коими в данном случае, помимо истца, являются ОАО «Росгосстрах» и Министерство Обороны РФ.
Судебная коллегия также не может принять во внимание довод ОАО «Росгосстрах» о том, что ОАО «Росгосстрах» не имеет обязательств перед истцом ввиду невыплаты Министерством Обороны в 2009 году страховой премии за истца, поскольку обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении службы. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим и приравненных к ним лицам обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защиту имущественных прав. Однако правовой механизм осуществления страховых выплат должен включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данного вида страхования, исключая необходимость для выгодоприобретателей при ротации организаций-страховщиков, привлекаемых Российской Федерацией для непосредственной реализации данного вида страхования, получать страховые выплаты в судебном порядке. При таких данных материальные претензии страхователей и страховщиков данного вида обязательного государственного страхования, касающиеся выплат страховых премий, могут и должны разрешаться посредством обращения в Арбитражный Суд.
Поскольку действие договора об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ и граждан, призванных на военные сборы, заключенного 30 декабря 2003 года между Министерством обороны РФ и ОАО «Военно-страховая компания», прекратилось 01 января 2009 года, обязанность по выплате истцу страхового возмещения не может быть возложена на ОАО «Военно-страховая компания». Наличие у ОАО «Росгосстрах» обязанности по выплате страхового возмещения истцу подтверждается также условиями заключенного между Министерством Обороны РФ и ОАО «Росгосстрах» Соглашением о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт № 205/181/3/153 от 30.12.2008, которым закреплена обязанность ОАО «Росгосстрах» осуществлять страховые выплаты лицам, уволенным с военной службы в 2008 году, которым установлена инвалидность до истечения года с момента увольнения с военной службы.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: