Дело № 2 - 9499/2012
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
при секретаре Потаповой Е.В.,
с участием представителя истца Демченко М.В. - Калининой О.В., представителя ответчика Министерства имущественных отношений Амурской области - Воронова В.Г., представителя ГУК «Амурский областной театр драмы» - Шевченко Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демченко Марины Владимировны, Широковой Инги Викторовны к Министерству имущественных отношений Амурской области о признании незаконным приказа от *** ***, возложении обязанности исключить из числа служебных жилых помещений двухквартирный жилой дом, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истцы предъявили в суд указанные исковые требования. В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии с Распоряжением комитета администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области *** от ***, приказа *** от ***, двухквартирный жилой дом, общей площадью 74,5 кв.м., находящийся по адресу: ***, был передан в оперативное управление ГУК «Амурский театр драмы», о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от ***. Истец Демченко М.В. проживает в ***, общей площадью 40,1 кв.м. Основанием для вселения в указанную квартиру послужило определение Благовещенского городского суда по делу *** от *** об утверждении мирового соглашения. Также *** между Государственным учреждением культуры Амурской области театр драмы и истцом Демченко М.В. был заключен договор социального найма жилого помещения. Истец Широкова И.В. проживает в ***, общей площадью 34,4 кв.м. Основанием для вселения в указанную квартиру послужило решение Государственным учреждением культуры Амурской области театр драмы. Со ней также *** был заключен договор социального найма жилого помещения. С момента вселения в указанное жилое помещение и до настоящего времени истцы проживают в предоставленных им квартирах, несут бремя содержания жилых помещений. С целью подачи заявлений о приватизации жилых помещений ими был собран соответствующий пакет документов и сделан запрос в Министерство имущественных отношений Амурской области о получении выписки из реестра собственности Амурской области в отношении квартир, подлежащих приватизации. *** истцам была выдана выписка за ***, из которой следует, что двухквартирный жилой дом, в котором они проживают в настоящее время является служебным жилым помещением областного специализированного жилого фонда на основании Приказа имущественных отношений Амурской области от *** ***-од. Обратившись в ГУК «Амурский областной театр драмы» с вопросом, на каком основании жилой дом был отнесен к служебным помещениям истцам была выдана копия Приказа министерства имущественных отношений *** от ***. Считают что отнесение к служебному жилому помещению 1- этажного 2-х квартирного жилого дома, расположенного по адресу: *** незаконным и нарушает их права и законные интересы. Как следует из представленных документов, квартиры были предоставлены в 2005 году по договорам социального найма, при этом на момент предоставления статус «служебного помещения» отсутствовал. Статус служебного помещения был установлен только в *** году. Таким образом, ответчиком был нарушен установленный законом порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилью, что повлекло нарушение наших жилищных прав, в том числе и права на приобретение квартиры в собственность на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от *** Несоблюдение установленного законом порядка при присвоении статуса служебного жилья так же влечет за собой недействительность данного статуса.
Уточнив заявленные требования, истцы просят признать приказ Министерства имущественных отношений Амурской области от *** ***-од незаконным; обязать Министерства имущественных отношений Амурской области исключить из числа служебных жилых помещений - двухквартирный жилой дом ***, Литер ***, расположенный по в ***; взыскать расходы по госпошлине.
В судебное заседание не явились истец Демченко М.В., извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, Широкова И.В., извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил, рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании представитель истца Демченко М.В. - Калинина О.В. суду пояснила, что истцы подавали заявление на приватизацию, им сразу пояснили, что этот вопрос рассматриваться не будет, так как это жилье является специализированным жилым фондом. Настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнений.
Представитель Министерства имущественных отношений Амурской области пояснил, что ст. 92 Жилищного кодекса установлено понятие специализированного жилого фонда. Требуется перечень документов для перевода жилого помещения в специализированный жилой фонд. В министерство обратился Амурский областной театр Драмы о переводе данного жилого помещения в специализированный жилой фонд, к данному заявлению был приложены необходимые документы. *** учреждение представило информацию, что в отношении объекта жилищного фонда, находящегося в оперативном ведении учреждения, договора социального найма, договора найма, договора коммерческого найма, договора аренды, какие-либо обременения в отношении жилого фонда отсутствуют. Министерство приняло решение о переводе в специализированный жилой фонд Приказом министерства от *** *** жилой дом, который расположен по адресу ***, включен в специализированный жилой фонд. А приказом министерства от *** *** за театром Драмы закреплено имущество на праве оперативного управления. Считает, что права истцов обжалуемым приказом министерства от *** *** не затрагиваются, на основании изложенного, в заявленных требованиях просил отказать.
Представитель третьего лица ГУК «Амурский областной театр драмы суду пояснил, что не знает, каким образом подавались документы на перевод, этим занимается другой работник. По закону третье лицо на стороне истцов.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, *** между ГУК ««Амурский областной театр драмы» и Широковой И.В. заключен на неопределенный срок договор социального найма жилого помещения - ***, расположенной по адресу: ***, литер ***. Указанная квартира является областной собственностью в оперативном управлении.
Также, *** между ГУК ««Амурский областной театр драмы» и Демченко М.В. заключен на неопределенный срок договор социального найма жилого помещения - ***, расположенной по адресу: ***. Указанная квартира является областной собственностью в оперативном управлении.
Из материалов дела следует и подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** от ***, что двухквартирный жилой дом общей площадью 74,5 кв.м., расположенный по адресу: *** находится в собственности Амурской области, передан в оперативное управление государственному автономному учреждения культуры «Амурский областной театр драмы» (*** год).
Приказом Министерства имущественных отношений Амурской области *** от *** 1-ноэтажный 2-х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***, включен в областной специализированный жилищный фонд, с отнесением к служебному жилому помещению.
Приказом Министерства имущественных отношений Амурской области ***-од от *** 1-ноэтажный 2-х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***, закреплен на праве оперативного управления за ГАУК «Амурский областной театр драмы».
Выпиской из реестра собственности Амурской области *** от *** подтверждается, что 1-ноэтажный 2-х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***, находится на оперативной управлении в управление государственном автономном учреждении культуры «Амурский областной театр драмы», ему присвоен статус служебного помещения.
Не согласившись с принятым Министерством имущественных отношений Амурской области решением о переводе жилого помещения занимаемого истцами по договору социального найма в статус служебного, истцы обратились в суд с указанными исковыми требованиями.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся, в частности, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, вступившим в силу ***.
В соответствии с п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** N 42 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно п.12 вышеназванных Правил для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:
а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;
в) технический паспорт жилого помещения;
г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.
Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
В соответствии с п. 3 Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Из материалов дела усматривается, что *** в Министерство имущественных отношений Амурской области от ГУК «Амурский театр драмы» поступило заявление о включении жилого дома, расположенного по адресу: г Благовещенск, *** в областной специализированный фонд с отнесением к служебному жилому помещению. К заявлению был приложен полный перечень документов указанный в п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** ***.
*** ГУК «Амурский театр драмы» представило в Министерство имущественных отношений Амурской области информацию о том, что в отношении объектов жилищного фонда, находящихся в оперативном управлении Учреждения, в Ом числе и спорного жилого дома, договора социального найма, договора найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности договора коммерческого использования, договора аренды не заключались. Обременение прав на это имущество отсутствует.
На основании поступивших данных ответчиком Министерством имущественных отношений Амурской области было издано оспариваемый приказ.
Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Амурской области.
Согласно п.1.1 Положения Министерство имущественных отношений Амурской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Амурской области, реализующим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений на территории Амурской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.
В силу п.2.1 - 2.4 Положения основными задачами министерства являются: реализация государственной политики в соответствии с федеральным и областным законодательством в сфере имущественных и земельных отношений; в установленном порядке владение, пользование и распоряжение объектами, находящимися в собственности области, в том числе земельными участками, а также осуществление функций по приватизации объектов собственности области; обеспечение максимальной эффективности и доходности от использования собственности области; защита имущественных интересов Амурской области.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленных сферах деятельности издает распорядительные акты (приказы) о включении жилого помещения, находящегося в собственности области, в специализированный жилищный фонд области с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и об исключении жилого помещения из указанного фонда (п.3.5 Положения).
В судебном заседании не оспаривалось, что на момент принятия обжалуемого приказа истцы были зарегистрированы и проживали в данном жилом помещении на основании договоров социального найма от ***.
Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства, в частности п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** ***, несмотря на то, что истцами спорный жилой дом был занят по договорам социального найма, Министерством имущественных отношений Амурской области осуществлен перевод жилого помещения в статус.
Таким образом, ответчиком был нарушен установленный законом порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилью, что повлекло нарушение жилищных прав истцов, в том числе их права на приобретение спорного жилого помещения в собственность на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от ***, так как часть 1 статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" содержит перечень помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых относятся служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истцов в полном объеме.
При этом доводы стороны ответчика об отсутствии у Министерства имущественных отношений Амурской области оснований для отказа в переводе указанного жилого помещения в специализированный жилищный фонд при наличии сведений, представленных ГУК «Амурский театр драмы», об отсутствии обременения прав на спорный жилой дом, в том числе и информации об отсутствии заключенных договоров социального найма,не могут служить основанием для отказа истцам в удовлетворении их требований и не могут ставиться в вину истцам, учитывая установленные в ходе судебного заседания нарушения их жилищных прав.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче настоящего искового заявлениям истцами Широковой И.В. и Демченко М.В. была уплачена государственная пошлина в размере *** рублей и *** рублей соответственно.
С учетом размера удовлетворенных судом исковых требований и согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с Министерства имущественных отношений Амурской области в пользу Широковой И.В. расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении в суд, в размере *** рублей, взыскать с Министерства имущественных отношений Амурской области в пользу Демченко М.В. расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении в суд, в размере *** рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Демченко Марины Владимировны, Широковой Инги Викторовны - удовлетворить.
Признать приказ Министерства имущественных отношений Амурской области от *** *** незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Амурской области исключить из числа служебных жилых помещений - двухквартирный жилой ***.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Амурской области в пользу Демченко Марины Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Амурской области в пользу Широковой Инги Викторовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ***.
Председательствующий Н.С. Юркова