Именем Российской Федерации
«5» марта 2020г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Геворгян Л.Х.
с участием представителя истца Турищева Ю.А. по доверенности Севальневой В.А., представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафоновой А.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турищева Юрия Алексеевича, Турищева Вячеслава Юрьевича к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, указали, что решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 17.07.2009г. за истцами признано право пользования и право постоянного проживания в комнате №, общей площадью 20 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>.
27.12.2007г. с истцом Турищевым Ю.А. был заключен договор № 2780 найма жилого помещения маневренного фонда для проживания его и члена его семьи Турищева В.Ю. по адресу: <адрес>, общежитие, на время проведения капитального ремонта в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Капитальный ремонт не был проведен.
Согласно ответа от 24.07.2019г № 12398973 управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж 11.02.2013г. общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, принято в собственность городского округа город Воронеж на основании приказа заместителя Министра обороны РФ.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 09.11.2016 г. № 966 комната №, расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания.
В ответе управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж № 10580752 от 04.06.2019г. сообщается, что вопрос о переселении из указанного жилого помещения будет рассмотрен администрацией городского округа город Воронеж, но при наличии финансирования на данные цели или поступления жилых помещений повторного заселения после проведения в них капитального ремонта в 2019 году. Также разъяснено, что до приобретения другого жилого помещения может быть предоставлено помещение маневренного фонда, которое истцам предоставлено.
Истцы считают, что из данного ответа ответчик подтверждает отсутствие жилого помещения, отсутствие финансирования на цели переселения истцов в 2019 году, возможный способ предоставления жилого помещения путем его приобретения, а поскольку денежные средства на приобретение истцам жилого помещения ответчиком не выделены, истцы имеют право на денежную компенсацию за не предоставленное помещение по норме предоставления.
Поскольку собственником спорного жилого помещения не были предприняты меры по проведению капитального ремонта и впоследствии приобретению жилого помещения истцам, Турищев В.Ю. был вынужден приобрести жилое помещение по договору купли-продажи 02.03.2016г. и по ипотечному кредиту (кредитный договор № 38371 в ПАО «Сбербанк России» общей площадью 40.5 кв. м, по стоимости 1.747.155 руб. на рынке вторичного жилья, стоимость одного квадратного метра жилого помещения составляет 43 140 руб., соответственно, стоимость взыскания за жилое помещение составляет 1725 600 руб.
На основании изложенного истцы считают, что ответчиком нарушено право истцов на предоставление жилого помещения по договору социального найма при переселении из аварийного жилого помещения, поэтому истцам должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 22 кв. м.
В обоснование исковых требований истцы сослались на решение Воронежской городской Думы от 29.06.2016г. № 291-IV «О правовом регулировании отдельных вопросов приобретения жилых помещений для переселения граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда», согласно которого жилые помещения для переселения граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда приобретаются администрацией городского округа город Воронеж в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется путем предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма в аварийных многоквартирных домах, другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Жилые помещения, приобретенные за счет средств, предусмотренных настоящей подпрограммой, оформляются в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления переселяемым гражданам на условиях социального найма либо в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Истцы полагают, что указанные в программе по переселению из жилых помещений нормативы также могут быть применены к спорным отношениям по отношению к истцам по аналогии закона, в том числе по площади жилого помещения, приобретения жилого помещения и его стоимости.
На основании вышеизложенного, истцы уточнили исковые требования (л.д.118-120), просят обязать администрацию городского округа город Воронеж приобрести отдельное благоустроенное жилое помещение в городе Воронеже Воронежской области площадью не менее 22 кв. м, для предоставления истцам по договору социального найма.
Определением суда от 21.01.2020г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление по охране объектов культурного наследия Воронежской обл. и АУК Воронежской обл. «Государственная инспекция историко-культурного наследия» (л.д.1).
Истцы Турищев Ю.А., Турищев В.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление (л.д.75.
Представитель истца по Турищева Ю.А. по доверенности Севальнева В.А.. иск поддержала, пояснила изложенное.
Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафонова А.Ю. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д. 121-122).
Представители третьих управление по охране объектов культурного наследия Воронежской обл. и АУК Воронежской обл. «Государственная инспекция историко-культурного наследия» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеются заявления (л.д.99-100).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений сторон, справок, постановления, сообщений, имеющихся в деле, судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 17.07.2009г. за истцами признано право пользования и право постоянного проживания в комнате № общей площадью 20 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.11-14).
27.12.2007г. с истцом Турищевым Ю.А. был заключен договор № 2780 найма жилого помещения маневренного фонда для проживания его и члена его семьи Турищева В.Ю. по адресу: <адрес>, общежитие, на время проведения капитального ремонта в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.16-17,90). Капитальный ремонт не проведен, что сторонами не оспаривается.
Согласно ответа от 24.07.2019г № 12398973 управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж 11.02.2013г. общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, принято в собственность городского округа город Воронеж на основании приказа заместителя Министра обороны РФ (л.д.27).
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 09.11.2016 г. № 966 комната №, расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания (л.д.25,22-24).
В ответе управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж № 10580752 от 04.06.2019г. сообщается, что вопрос о переселении из указанного жилого помещения будет рассмотрен администрацией городского округа город Воронеж, но при наличии финансирования на данные цели или поступления жилых помещений повторного заселения после проведения в них капитального ремонта в 2019 году. Также разъяснено, что до приобретения другого жилого помещения может быть предоставлено помещение маневренного фонда (л.д.26).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 30.01.2020г. № 15351 ком. № <адрес> находится в реестре муниципальной собственности городского округа город Воронеж (л.д.89).
Федеральным законом от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005г. Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу и введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, которым предусмотрено, что малоимущим гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятым на соответствующий учет, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (части 1 и 2 ст. 52 ЖК РФ).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам необходимо относиться к одной из категории граждан, которые должны быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по предусмотренным законом основаниям.
Категорией граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в силу п. 1 ч. 2 статьи 57 ЖК РФ, являются малоимущие граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления, а также признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При этом малоимущим гражданам предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
В соответствии с правовой позиции Конституционного суда РФ (Определение от 18.07.2019 г. № 1984-О) согласно положению ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Такое законодательное регулирование, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Истцами не представлены суду доказательства того, что они и члены их семьи являются малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения. На учете малоимущих и нуждающихся в управлении жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж истцы не состоят. Данные обстоятельства стороной истцов не оспариваются.
Кроме того, суд считает необходимым отметить по первоначально заявленному иску, что выплата возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение, в том числе, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, осуществляется собственнику изымаемого жилого помещения (ст.32 ЖК РФ) и только в случае принятия решения органом местного самоуправления об изъятии такого жилого помещения.
Истцы не являются собственниками жилого помещения в <адрес>. Кроме того, администрацией городского округа город Воронеж не принималось решение об изъятии данного помещения для муниципальных нужд, что также сторонами не оспаривается.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Турищева Юрия Алексеевича, Турищева Вячеслава Юрьевича к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме составлено 13.03.2020г.
Именем Российской Федерации
«5» марта 2020г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Геворгян Л.Х.
с участием представителя истца Турищева Ю.А. по доверенности Севальневой В.А., представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафоновой А.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турищева Юрия Алексеевича, Турищева Вячеслава Юрьевича к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, указали, что решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 17.07.2009г. за истцами признано право пользования и право постоянного проживания в комнате №, общей площадью 20 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>.
27.12.2007г. с истцом Турищевым Ю.А. был заключен договор № 2780 найма жилого помещения маневренного фонда для проживания его и члена его семьи Турищева В.Ю. по адресу: <адрес>, общежитие, на время проведения капитального ремонта в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Капитальный ремонт не был проведен.
Согласно ответа от 24.07.2019г № 12398973 управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж 11.02.2013г. общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, принято в собственность городского округа город Воронеж на основании приказа заместителя Министра обороны РФ.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 09.11.2016 г. № 966 комната №, расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания.
В ответе управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж № 10580752 от 04.06.2019г. сообщается, что вопрос о переселении из указанного жилого помещения будет рассмотрен администрацией городского округа город Воронеж, но при наличии финансирования на данные цели или поступления жилых помещений повторного заселения после проведения в них капитального ремонта в 2019 году. Также разъяснено, что до приобретения другого жилого помещения может быть предоставлено помещение маневренного фонда, которое истцам предоставлено.
Истцы считают, что из данного ответа ответчик подтверждает отсутствие жилого помещения, отсутствие финансирования на цели переселения истцов в 2019 году, возможный способ предоставления жилого помещения путем его приобретения, а поскольку денежные средства на приобретение истцам жилого помещения ответчиком не выделены, истцы имеют право на денежную компенсацию за не предоставленное помещение по норме предоставления.
Поскольку собственником спорного жилого помещения не были предприняты меры по проведению капитального ремонта и впоследствии приобретению жилого помещения истцам, Турищев В.Ю. был вынужден приобрести жилое помещение по договору купли-продажи 02.03.2016г. и по ипотечному кредиту (кредитный договор № 38371 в ПАО «Сбербанк России» общей площадью 40.5 кв. м, по стоимости 1.747.155 руб. на рынке вторичного жилья, стоимость одного квадратного метра жилого помещения составляет 43 140 руб., соответственно, стоимость взыскания за жилое помещение составляет 1725 600 руб.
На основании изложенного истцы считают, что ответчиком нарушено право истцов на предоставление жилого помещения по договору социального найма при переселении из аварийного жилого помещения, поэтому истцам должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 22 кв. м.
В обоснование исковых требований истцы сослались на решение Воронежской городской Думы от 29.06.2016г. № 291-IV «О правовом регулировании отдельных вопросов приобретения жилых помещений для переселения граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда», согласно которого жилые помещения для переселения граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда приобретаются администрацией городского округа город Воронеж в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется путем предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма в аварийных многоквартирных домах, другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Жилые помещения, приобретенные за счет средств, предусмотренных настоящей подпрограммой, оформляются в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления переселяемым гражданам на условиях социального найма либо в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Истцы полагают, что указанные в программе по переселению из жилых помещений нормативы также могут быть применены к спорным отношениям по отношению к истцам по аналогии закона, в том числе по площади жилого помещения, приобретения жилого помещения и его стоимости.
На основании вышеизложенного, истцы уточнили исковые требования (л.д.118-120), просят обязать администрацию городского округа город Воронеж приобрести отдельное благоустроенное жилое помещение в городе Воронеже Воронежской области площадью не менее 22 кв. м, для предоставления истцам по договору социального найма.
Определением суда от 21.01.2020г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление по охране объектов культурного наследия Воронежской обл. и АУК Воронежской обл. «Государственная инспекция историко-культурного наследия» (л.д.1).
Истцы Турищев Ю.А., Турищев В.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление (л.д.75.
Представитель истца по Турищева Ю.А. по доверенности Севальнева В.А.. иск поддержала, пояснила изложенное.
Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафонова А.Ю. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д. 121-122).
Представители третьих управление по охране объектов культурного наследия Воронежской обл. и АУК Воронежской обл. «Государственная инспекция историко-культурного наследия» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеются заявления (л.д.99-100).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений сторон, справок, постановления, сообщений, имеющихся в деле, судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 17.07.2009г. за истцами признано право пользования и право постоянного проживания в комнате № общей площадью 20 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.11-14).
27.12.2007г. с истцом Турищевым Ю.А. был заключен договор № 2780 найма жилого помещения маневренного фонда для проживания его и члена его семьи Турищева В.Ю. по адресу: <адрес>, общежитие, на время проведения капитального ремонта в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.16-17,90). Капитальный ремонт не проведен, что сторонами не оспаривается.
Согласно ответа от 24.07.2019г № 12398973 управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж 11.02.2013г. общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, принято в собственность городского округа город Воронеж на основании приказа заместителя Министра обороны РФ (л.д.27).
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 09.11.2016 г. № 966 комната №, расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания (л.д.25,22-24).
В ответе управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж № 10580752 от 04.06.2019г. сообщается, что вопрос о переселении из указанного жилого помещения будет рассмотрен администрацией городского округа город Воронеж, но при наличии финансирования на данные цели или поступления жилых помещений повторного заселения после проведения в них капитального ремонта в 2019 году. Также разъяснено, что до приобретения другого жилого помещения может быть предоставлено помещение маневренного фонда (л.д.26).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 30.01.2020г. № 15351 ком. № <адрес> находится в реестре муниципальной собственности городского округа город Воронеж (л.д.89).
Федеральным законом от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005г. Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу и введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, которым предусмотрено, что малоимущим гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятым на соответствующий учет, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (части 1 и 2 ст. 52 ЖК РФ).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам необходимо относиться к одной из категории граждан, которые должны быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по предусмотренным законом основаниям.
Категорией граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в силу п. 1 ч. 2 статьи 57 ЖК РФ, являются малоимущие граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления, а также признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При этом малоимущим гражданам предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
В соответствии с правовой позиции Конституционного суда РФ (Определение от 18.07.2019 г. № 1984-О) согласно положению ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Такое законодательное регулирование, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Истцами не представлены суду доказательства того, что они и члены их семьи являются малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения. На учете малоимущих и нуждающихся в управлении жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж истцы не состоят. Данные обстоятельства стороной истцов не оспариваются.
Кроме того, суд считает необходимым отметить по первоначально заявленному иску, что выплата возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение, в том числе, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, осуществляется собственнику изымаемого жилого помещения (ст.32 ЖК РФ) и только в случае принятия решения органом местного самоуправления об изъятии такого жилого помещения.
Истцы не являются собственниками жилого помещения в <адрес>. Кроме того, администрацией городского округа город Воронеж не принималось решение об изъятии данного помещения для муниципальных нужд, что также сторонами не оспаривается.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Турищева Юрия Алексеевича, Турищева Вячеслава Юрьевича к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме составлено 13.03.2020г.