Дело № 2-185/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бутурлиновка 24 апреля 2017 года
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи Коровиной Г. П.,
с участием помощника прокурора прокуратуры Бутурлиновского района ФИО12,
истица ФИО5,
представителя истца – ФИО1,
представителя ответчика, Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области», по доверенности № от 17.02.2017г., ФИО10,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований –ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», по доверенности № от 26.12.2016г. ФИО8,
при секретаре судебного заседания ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г.Бутурлиновка, ул. 9 Января д. 2 гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к КУВО «Управление социальной защиты населения Бутурлиновского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании за ним права на присвоение звания "Ветеран труда",
У с т а н о в и л:
Истец ФИО3 обратился в суд с исковыми требованиями к КУВО «Управление социальной защиты населения Бутурлиновского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания "Ветеран труда, утверждая следующее:
Истец награжден значком «Отличник ВМФ», памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.», почетными грамотами, грамотами за самоотверженный труд в деле выполнения Продовольственной Программы, за выполнение социалистического соревнования в честь годовщины Международного дня кооперации, за высокие показатели в работе в связи с празднованием «Дня животноводов», за высокие показатели в социалистическом соревновании к международному празднику 1-е Мая, ему присвоено звание «Ударник коммунистического труда». ДД.ММ.ГГГГ он обратился к губернатору Воронежской области с обращением о присвоении ему звания «Ветеран труда», на что ДД.ММ.ГГГГ получил от ответчика отказ в присвоении звания «Ветеран труда». Указанный отказ считает не законным, что нарушает его права и законные интересы. В связи с этим он обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в присвоении звания "Ветеран труда" и признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда".
Истец ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что он имеет достаточный трудовой стаж и имеет награды: значок "Отличник ВМФ», памятную медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.», которые дают ему право на присвоение звания «Ветеран труда». О том, что он был награжден указанным значком и медалью имеется отметка в военном билете, однако на настоящий день значок, медаль, удостоверение к медали у него не сохранились, свидетелей, которое могли бы подтвердить факт награждения его данными значком и медалью, не имеется. Он имеет и другие грамоты и поощрения за многолетний труд в кооперации, что позволяет ему просить суд признать отказ ответчика в присвоении ему звания «Ветеран труда» не законным и присвоить ему звание «Ветеран труда».
Представитель истца ФИО1, также поддержал исковые требования истца и просил их удовлетворить в полном объеме, полагая, что наличие многочисленных почетных грамот, присвоение звания «Ударник коммунистического труда», грамот за самоотверженный труд в деле выполнения Продовольственной Программы, за выполнение социалистического соревнования в честь годовщины Международного дня кооперации, за высокие показатели в работе в связи с празднованием «Дня животноводов», за высокие показатели в социалистическом соревновании к международному празднику 1-е Мая, а также награждение истца медалями, в частности значком "Отличник ВМФ», памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.», являются основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда", отказ ответчика в присвоении ему такого звания, считает незаконным.
Представитель ответчика, КУВО «УСЗН Бутурлиновского района» по доверенности ФИО10, не признала исковые требования истца, поскольку представленные им документы не подтверждают наличие права на присвоение указанного звания. Доводы истца считает ошибочными, не основанными на нормах права, поскольку имеющиеся у него грамоты, награды является формой поощрения за многолетний добросовестный труд. Имеющаяся запись в военном билете истца о награждении его значком "Отличник ВМФ», памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.», также не является основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда". Кроме того, у истца отсутствуют вышеуказанные значок, памятная медаль, удостоверение к ней, в военном билете имеется лишь запись о его награждении памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.г.», печать органа, выдавшего медаль, отсутствует, других доказательств, в подтверждение факта его награждения указанной памятной медалью, истцом не представлено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 не явилась в судебное заседание, просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя, согласно представленным ранее суду возражениям от 17.02.2017г. №, исковые требования ФИО5 не признала, обосновав следующим:
На территории Воронежской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда», в ст. 1 которого указано, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» настоящий Закон определяет порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и распространяется на зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Воронежской области граждан Российской Федерации. Как следует из документов, предоставленных истцом в обоснование своих требований он в разные периоды времени был награжден почетными грамотами, грамотами за самоотверженный труд в деле выполнения Продовольственной Программы, за выполнение социалистического соревнования в честь годовщины Международного дня кооперации, за высокие показатели в работе в связи с празднованием «Дня животноводов», за высокие показатели в социалистическом соревновании к международному празднику 1-е Мая. Данные грамоты не имеют ссылки на то, что награждение ими производится от соответствующего министерства (ведомства). Следовательно, в соответствии с положениями ст. 2 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 69-03, почетные грамоты, которыми был награжден истец, не относятся к ведомственным знакам отличия, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда». Что касается присвоенного истцу звания «Ударник коммунистического труда», то исходя из содержания Постановления Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 г. и от 16 июля 1969 г. в указанный период награждение единым по СССР знаком «Ударник коммунистического труда» и присвоение соответствующего звания происходило по совместному решению профсоюзных и хозяйственных органов в порядке, определяемом Центральным комитетом профсоюза и министерством, ведомством с учетом особенностей соответствующей отрасли народного хозяйства, пункта 9 Постановления Президиума ВЦСПС от 23.09.1966 «Об улучшении организации социалистического соревнования» (протокол № 25, пункт 1), пункта 6 Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Центрального Комитета ВЛКСМ от 30.12.1976 № 1081 «О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки» было предложено партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, советским и хозяйственным органам активно развивать движение за коммунистическое отношение к труду, повысить требования к присвоению и подтверждению почетного звания коллектива и ударника коммунистического труда, звание «Ударник коммунистического труда» не являлось ведомственным знаком отличия в труде, поскольку присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования участников движения за коммунистический труд вне зависимости от ведомственной принадлежности организации (предприятия). Звание «Ударник коммунистического труда» не является почетным званием СССР, поскольку не включено в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-Х. В систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 № 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» звание «Ударник коммунистического труда» также не входит. Довод истца о том, что факт его награждения за добросовестную службу в военном флоте знаком «Отличник ВМФ» и памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941 - 1945 г.г.» влечет для него возникновение права на присвоение звания «Ветеран труда» также является ошибочным, не подтвержденным правовыми нормами. Знак «Отличник ВМФ» и памятная медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941 - 1945 г.г.» не могут являться ведомственными знаками отличия в труде, поскольку не учреждены за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, а установлены за отличную службу, для награждения в связи с важными юбилейными датами в истории советского народа.
Представитель привлеченного определением суда от 30 марта 2017года, Военного комиссариата Воронежской области, по доверенности ФИО8, суду пояснил, что архивными сведениями о награждении ФИО5 нагрудным знаком «Отличник ВМФ» и юбилейной медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», военный комиссариат Воронежской области не располагает. Награждение лица юбилейной медалью и запись об этом в военном билете, должно подтверждаться соответствующим приказом командира войсковой части, соединения, начальником учреждения, заведения. Считает, что в этом случае возможно разрешение вопроса о присвоении истцу звания «Ветеран труда», но при соблюдении, при этом, требований действующего законодательства, однако в военном билете истца имеется лишь запись о его награждении юбилейной медалью, не скрепленной печатью. Не исключено, что данная запись в военном билете истца носила случайный характер, поскольку раньше в штабах были задействованы солдаты, которые, не разбираясь в штабной работе, вносили такие записи без ее обоснования, без указания на соответствующий приказ командира части и не скрепляя данную запись печатью. Разрешение гражданского дела относит на усмотрение суда
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - БУВО "Центр обеспечения деятельности учреждения социальной защиты Воронежской области" по неизвестной суду причине, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
По смыслу ст. 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о месте и времени судебного заседания, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд, руководствуясь ч. ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных - Департамента социальной защиты Воронежской области, удовлетворив их ходатайство, а также БУВО "Центр обеспечения деятельности учреждения социальной защиты Воронежской области", не явившегося в суд, извещенного о судебном заседании надлежащим образом.
Прокурор Бутурлиновского района Воронежской области в лице его помощника ФИО12 считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению в виду отсутствия доказательств награждения истца значком «Отличник ВМФ» и юбилейной медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», которые бы позволили решить вопрос для присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с действующим законодательством, так как сам факт награждения его не нашел своего подтверждения. Иные, имеющиеся у истца награды и поощрения, не позволяют в соответствии с действующим законодательством Воронежской области, решить вопрос о присвоении ему звания «Ветеран труда», которые являются формой поощрения за добросовестный труд.
Суд, выслушав истца ФИО5, его представителя ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО10, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по доверенности ФИО8, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Истец ФИО3 является получателем пенсии по старости, что подтверждается копией удостоверения №, выданного ГУ-УПФ РФ по Бутурлиновсккому району (л.д.8)
Из представленной истцом копии трудовой книжки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в системе потребкооперации (л.д.12-15).
Из архивной справки, выданной муниципальным архивом МКУ "Служба хозяйственно-технического обеспечения" Бутурлиновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в книге приказов директора совхоза "Бутурлиновский" по основной деятельности за 1983 год имеется приказ от 30.07.1983г. № о награждении ФИО3, скотника отделения № Почетной грамотой за самоотверженный и добросовестный труд в деле выполнения Продовольственной Программы (копия приказа № прилагается). В книге приказов директора совхоза за 1989год приказа от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении ФИО5 благодарности за достигнутые показатели в сельскохозяйственном производстве - нет. В протоколах заседаний исполнительного комитета Бутурлиновского районного Совета депутатов трудящихся за 1975 год сведений о присвоении ФИО5 звания "Ударник коммунистического труда" - нет. В виду того, что документы постоянного хранения и по личному составу Заречного сельпо на хранение в муниципальный архив МКУ "Служба хозяйственно-технического обеспечения" Бутурлиновского муниципального района не передавались, подтвердить факт о том, что ФИО5 была объявлена благодарность за успешные показатели в честь образования Советского государства не предоставляется возможным (л.д.39)
В подтверждение заявленных требований, то есть права на присвоение звания "Ветеран труда", истцом представлены в материалы дела:
- копия удостоверения «Ударник коммунистического труда», выданного 16.10.1975г. председателем Бутурлиновского сельпо и председателем комитета профсоюза, заверенного печатью Правления Бутурлиновского союза потребительских обществ;
- Грамоты за выполнение социалистического соревнования в честь 51-годовщины Международного дня кооперации, Почетной грамоты в честь 58 годовщины Международного дня кооперации, выданных председателем Бутурлиновского сельпо и председателем месткома, заверенных печатью Правления Бутурлиновского союза потребительских обществ;
- Почетная грамота за самоотверженный труд в деле выполнения Продовольственной Программы, выданной 30.07.1983г. директором совхоза «Бутурлиновский», секретарем парткома и председателем профкома, заверенной печатью совхоза «Бутурлиновский»;
- Почетная грамота за высокие показатели в социалистическом соревновании за 2 квартал 1979г.,
- Почетная грамота в честь 55 годовщины Международного дня кооперации, Почетная грамота за высокие показатели в социалистическом соревновании к международному празднику 1-е Мая, выданных председателем Заречного сельпо и председателем местного комитета, заверенной печатью Правления Бутурлиновского союза потребительских обществ (л.д.17-25)
Директором КУВО «УСЗН Бутурлиновского района» ФИО13 ДД.ММ.ГГГГг. за №, истцу ФИО5 на его заявление на имя губернатора Воронежской области о присвоении звания «Ветеран труда», на основании имеющихся у него наград, указанных выше, отказано, поскольку наличие данных наград не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а факт награждения может быть подтвержден справками архивных учреждений или судебным решением, подтверждающим данное обстоятельство (л.д.18-25)
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 19.12.2016г), ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В Воронежской области присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется на основании Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" (в ред. от 17.06.2016г.)
Согласно статье 1 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ данный закон определяет условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда" и распространяется на зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Воронежской области граждан Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ определены условия присвоения звания "Ветеран труда" в Воронежской области.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ звание "Ветеран труда" присваивается лицам: 1) имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и награжденным: а) орденами или медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации; б) либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации; в) либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде; 2) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В части 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ перечислены ведомственные знаки отличия в труде, учитываемые при присвоении звания "Ветеран труда". К ним, в частности, согласно пунктам 1 и 2 названной нормы относятся:
1) почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), награждение которыми производилось Правительством Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом палат Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом Правительства Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами-участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в данном пункте;
2) почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), если награждение производилось Президиумом Верховного Совета бывших СССР, РСФСР, а также РФ, Президиумом Центрального исполнительного комитета (ЦИК) бывшего СССР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховным Судом бывших СССР, РСФСР, Прокуратурой бывшего СССР, министерствами и ведомствами бывших СССР и РСФСР, в том числе с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в данном пункте.
Удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, указанным в данном пункте, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти СССР, РСФСР или руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти Воронежской области, руководителем (заместителем руководителя) организации при условии, что в удостоверении имеется ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной власти СССР, РСФСР (абзац третий пункта 2 части 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ).
Исходя из содержания Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", Закона Воронежской области « О присвоении звания «Ветеран труда», принятого областной Думой 29.06.2006г. (с измен. от 17.06.2916г. №91-ОЗ), Порядка обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», перечня документов, необходимых для его присвоения, а также порядка вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и дубликата указанного удостоверения в Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области №367 от 25.04.2014г. (в ред. от 21.09.2016г. №715), в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда" предусматривается наличие двух условий одновременно: награждение орденами, медалями, присвоение почетных званий Союза ССР и РСФСР или награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие соответствующего трудового стажа.
По смыслу указанных норм основанием для присвоения звания "Ветеран труда" является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
Только в случае награждения работника за особые трудовые заслуги закон предусматривает возможность присвоения гражданину звания "Ветеран труда". Награждение при иных обстоятельствах не может быть основанием для присвоения такого звания.
Исчерпывающий перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", ни законодательством РФ, ни законодательством Воронежской области, не установлен. Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде, определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение такими знаками.
Действующее законодательство не содержит толкования понятия "ведомственный знак отличия в труде", для присвоения звания "Ветеран труда". Исходя из смыслового содержания слова "ведомственный", его следует понимать именно как награда руководителя ведомства или определенного органа государственной власти (например, министерства, государственного комитета, агентства и т.д.). То есть ведомство - это центральный орган государственного управления в виде комитета, комиссии, инспекции, главного управления при правительстве, осуществляющий наряду с министерствами руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий.
К ведомственным знакам отличия в труде относятся награды, решения о награждении которыми были приняты руководством федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти и управления СССР и РСФСР, судов и органов прокуратуры СССР и РСФСР.
Таким образом, принимая во внимание, что Щербаков И.М. на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" не представил документы, подтверждающие награждение его ведомственными знаками отличия в труде, что в силу приведенных положений нормативного акта Воронежской области, является обязательным условием для присвоения такого звания, суд приходит к выводу об отсутствии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда".
Кроме того, Постановлениями Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 г. и от 16 июля 1969 г. в указанный период награждение единым по СССР знаком "Ударник коммунистического труда" и присвоение соответствующего звания происходило по совместному решению профсоюзных и хозяйственных органов в порядке, определяемом Центральным комитетом профсоюза и министерством, ведомством с учетом особенностей соответствующей отрасли народного хозяйства, то наличие этого звания дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
Согласно п. 9 Постановления Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 "Об улучшении организации социалистического соревнования" (протокол N 25, пункт 1) профсоюзные органы совместно с хозяйственными руководителями для поощрения передовиков движения за коммунистический труд были обязаны использовать меры материального и морального поощрения, применяемые в социалистическом соревновании. Наряду с этим введены дополнительные меры морального стимулирования участников движения за коммунистический труд, в частности, для рабочих, служащих и колхозников, которым присваивается звание ударника коммунистического труда, был введен единый по СССР нагрудный знак "Ударник коммунистического труда" и удостоверение.
При этом указанное Постановление не содержит указаний об утверждении такого знака отличия в труде, как "Ударник коммунистического труда", в качестве ведомственного знака.
Пунктом 6 Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Центрального Комитета ВЛКСМ от 30 декабря 1976 г. N1081 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки" предложено партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, советским и хозяйственным органам активно развивать движение за коммунистическое отношение к труду, повысить требования к присвоению и подтверждению почетного звания коллектива и ударника коммунистического труда.
Таким образом, исходя из содержания приведенных положений, звание "Ударник коммунистического труда" не являлось ведомственным знаком отличия в труде, поскольку присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования участников движения за коммунистический труд вне зависимости от ведомственной принадлежности организации (предприятия).
Звание "Ударник коммунистического труда" не является почетным званием СССР, поскольку не включено в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. N 360-Х.
В систему государственных наград, установленную пунктом 9 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" звание "Ударник коммунистического труда" также не входит.
Кроме того, что в судебном заседании истец ФИО3 ссылается на то, что за время прохождения военной службы в 1962-1964 годах, он был награжден значком «Отличник ВМФ» и медалью «20 лет Победы в ВОВ 1914-1945 г.г.», что подтверждается копией военного билета, учетно-послужной карточкой к военному билету (л.д. 9-10).
Ответчик - КУ ВО "Управление социальной защиты населения Бутурлиновского района", а также третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований - Департамент социальной защиты Воронежской области, довод истца о том, что факт награждения его за добросовестную службу в военном флоте знаком "Отличник ВМФ" и медалью "Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г." влечет для него возникновение права на присвоение звания "Ветеран труда" является ошибочным, не подтвержденным правовыми нормами.
В соответствии с Положением о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота" и "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67(с изменениями и дополнениями, внесенных приказом МО СССР 1969 №191), нагрудные знаки "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота" и "Отличник Военно-Воздушных Сил" учреждены для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин срочной и сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР.
Нагрудными знаками награждаются
- солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества;
- сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.
Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы.
О награждении солдат, матросов, сержантов и старшин нагрудными знаками объявляется приказом командира, начальника, имеющего право награждать, с внесением награды в служебную книжку военнослужащего, а при увольнении в запас - в военный билет.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76 "О статусе военнослужащих" (в ред. от 03.04.2017г.), время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж, однако, это не означает, что военная служба по призыву является трудовой деятельностью, соответственно, нагрудный знак, полученный в период службы по призыву, не является ведомственным знаком отличия в труде.
Таким образом, нагрудный знак "Отличник Военно-Морского Флота" являлся знаком отличия в службе, а не знаком отличия в труде за длительный и безупречный труд, данным нагрудным знаком Щербаков И.М. был награжден командиром воинской части, что не позволяет отнести его к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Истец ссылается также на наличие у него права на присвоение звания «Ветеран труда», а основанием к тому служит запись в военном билете о его награждении медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г.».
Рассматривая заявленные требования истца ФИО5 в этой части, суд исходит из следующего:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 07.05.1965 года № 3545-VI «Об учреждении юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.», утверждена юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г.» и положение о данной юбилейной медали.
В соответствии с п. 1 Положения о юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г.» юбилейной медалью награждались все военнослужащие и лица вольнонаемного состава, принимавшие в рядах Вооруженных Сил Союза ССР участие в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, партизаны Великой Отечественной войны, весь личный состав Вооруженных Сил Союза ССР, а также и другие лица, награжденные медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов ».
Согласно п. 2 указанного Положения вручение юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» производится от имени Президиума Верховного ФИО2 ФИО7 военнослужащим – командирами войсковых частей, соединений и начальниками учреждений, заведений.
Вместе с тем, как факт награждения истца ФИО5, так и всего личного состава Вооруженных Сил СССР, который находился на военной службе в рядах Советской Армии, не нашел своего подтверждения ни материалами дела, ни в ходе судебного разбирательства гражданского дела, иных доказательств в подтверждение данного факта, в том числе и свидетельскими показаниями, истцом не представлено.
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" своим письмом №общ/11346 от ДД.ММ.ГГГГ, суду сообщил, что документы частей ВМФ, Центральный архив МО РФ не хранит.
В свою очередь, филиал Центрального архива Военно-Морского Флота <адрес>, суду сообщил, что документы войсковой части 7214ДД.ММ.ГГГГ-1965г.г. на хранение в филиал из архива Кольской флотилии не поступали. Сведениями о службе ФИО5 и его награждении нагрудным знаком "Отличник ВМФ" и юбилейной медалью "Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.", филиал не располагает (л.д.62)
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что оснований для присвоения ФИО5 звания « Ветеран труда», поскольку отсутствует подтверждение о его награждении медалью « 20 лет Победы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.г.», являются состоятельными.
В военном билете истца ФИО5, в п. 21 военного билета - «Правительственные награды и награждения нагрудными знаками и ценными подарками», имеется лишь запись о награждении медалью « 20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
В отсутствии иных доказательств в подтверждение данного факта, награждение ФИО5 вышеуказанной юбилейной медалью в военном билете не заверены подписями военного комиссара или командира войсковой части (начальника учреждения) и гербовой печатью, как этого требует приказ Министра обороны РФ от 19.11.2007 года №500, хотя бесспорных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о необходимости удостоверения сведений указанных в п. 21 военного билета подписью военного комиссара или командира войсковой части (начальника учреждения) и гербовой печатью по состоянию на 1964 год, суду представлено не было и в ходе рассмотрения дела судом не добыто.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.
Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.
Однако, рассматривая вышеуказанные доказательства по делу, представленные истцом как в целом, так и каждого в отдельности, факт награждения ФИО5 юбилейной медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов » в период прохождения им военной службы в рядах Вооруженных Сил Союза ССР, судом ставятся под сомнение, иных доказательств обратного истцом суду не представлено.
С учетом изложенного, суд считает что ФИО3 на момент обращения в КУ ВО «Управления социальной защиты населения Бутурлиновского района», с заявлением о присвоении звания « Ветеран труда », имея необходимый трудовой стаж и ряд почетных наград, в совокупности не имел право на присвоение звание « Ветеран труда », в связи с чем исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований ФИО5 к КУВО «Управление социальной защиты населения Бутурлиновского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
: Судья Г. П. Коровина
Дело № 2-185/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бутурлиновка 24 апреля 2017 года
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи Коровиной Г. П.,
с участием помощника прокурора прокуратуры Бутурлиновского района ФИО12,
истица ФИО5,
представителя истца – ФИО1,
представителя ответчика, Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области», по доверенности № от 17.02.2017г., ФИО10,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований –ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», по доверенности № от 26.12.2016г. ФИО8,
при секретаре судебного заседания ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г.Бутурлиновка, ул. 9 Января д. 2 гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к КУВО «Управление социальной защиты населения Бутурлиновского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании за ним права на присвоение звания "Ветеран труда",
У с т а н о в и л:
Истец ФИО3 обратился в суд с исковыми требованиями к КУВО «Управление социальной защиты населения Бутурлиновского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания "Ветеран труда, утверждая следующее:
Истец награжден значком «Отличник ВМФ», памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.», почетными грамотами, грамотами за самоотверженный труд в деле выполнения Продовольственной Программы, за выполнение социалистического соревнования в честь годовщины Международного дня кооперации, за высокие показатели в работе в связи с празднованием «Дня животноводов», за высокие показатели в социалистическом соревновании к международному празднику 1-е Мая, ему присвоено звание «Ударник коммунистического труда». ДД.ММ.ГГГГ он обратился к губернатору Воронежской области с обращением о присвоении ему звания «Ветеран труда», на что ДД.ММ.ГГГГ получил от ответчика отказ в присвоении звания «Ветеран труда». Указанный отказ считает не законным, что нарушает его права и законные интересы. В связи с этим он обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в присвоении звания "Ветеран труда" и признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда".
Истец ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что он имеет достаточный трудовой стаж и имеет награды: значок "Отличник ВМФ», памятную медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.», которые дают ему право на присвоение звания «Ветеран труда». О том, что он был награжден указанным значком и медалью имеется отметка в военном билете, однако на настоящий день значок, медаль, удостоверение к медали у него не сохранились, свидетелей, которое могли бы подтвердить факт награждения его данными значком и медалью, не имеется. Он имеет и другие грамоты и поощрения за многолетний труд в кооперации, что позволяет ему просить суд признать отказ ответчика в присвоении ему звания «Ветеран труда» не законным и присвоить ему звание «Ветеран труда».
Представитель истца ФИО1, также поддержал исковые требования истца и просил их удовлетворить в полном объеме, полагая, что наличие многочисленных почетных грамот, присвоение звания «Ударник коммунистического труда», грамот за самоотверженный труд в деле выполнения Продовольственной Программы, за выполнение социалистического соревнования в честь годовщины Международного дня кооперации, за высокие показатели в работе в связи с празднованием «Дня животноводов», за высокие показатели в социалистическом соревновании к международному празднику 1-е Мая, а также награждение истца медалями, в частности значком "Отличник ВМФ», памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.», являются основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда", отказ ответчика в присвоении ему такого звания, считает незаконным.
Представитель ответчика, КУВО «УСЗН Бутурлиновского района» по доверенности ФИО10, не признала исковые требования истца, поскольку представленные им документы не подтверждают наличие права на присвоение указанного звания. Доводы истца считает ошибочными, не основанными на нормах права, поскольку имеющиеся у него грамоты, награды является формой поощрения за многолетний добросовестный труд. Имеющаяся запись в военном билете истца о награждении его значком "Отличник ВМФ», памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.», также не является основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда". Кроме того, у истца отсутствуют вышеуказанные значок, памятная медаль, удостоверение к ней, в военном билете имеется лишь запись о его награждении памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.г.», печать органа, выдавшего медаль, отсутствует, других доказательств, в подтверждение факта его награждения указанной памятной медалью, истцом не представлено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 не явилась в судебное заседание, просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя, согласно представленным ранее суду возражениям от 17.02.2017г. №, исковые требования ФИО5 не признала, обосновав следующим:
На территории Воронежской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда», в ст. 1 которого указано, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» настоящий Закон определяет порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и распространяется на зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Воронежской области граждан Российской Федерации. Как следует из документов, предоставленных истцом в обоснование своих требований он в разные периоды времени был награжден почетными грамотами, грамотами за самоотверженный труд в деле выполнения Продовольственной Программы, за выполнение социалистического соревнования в честь годовщины Международного дня кооперации, за высокие показатели в работе в связи с празднованием «Дня животноводов», за высокие показатели в социалистическом соревновании к международному празднику 1-е Мая. Данные грамоты не имеют ссылки на то, что награждение ими производится от соответствующего министерства (ведомства). Следовательно, в соответствии с положениями ст. 2 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 69-03, почетные грамоты, которыми был награжден истец, не относятся к ведомственным знакам отличия, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда». Что касается присвоенного истцу звания «Ударник коммунистического труда», то исходя из содержания Постановления Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 г. и от 16 июля 1969 г. в указанный период награждение единым по СССР знаком «Ударник коммунистического труда» и присвоение соответствующего звания происходило по совместному решению профсоюзных и хозяйственных органов в порядке, определяемом Центральным комитетом профсоюза и министерством, ведомством с учетом особенностей соответствующей отрасли народного хозяйства, пункта 9 Постановления Президиума ВЦСПС от 23.09.1966 «Об улучшении организации социалистического соревнования» (протокол № 25, пункт 1), пункта 6 Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Центрального Комитета ВЛКСМ от 30.12.1976 № 1081 «О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки» было предложено партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, советским и хозяйственным органам активно развивать движение за коммунистическое отношение к труду, повысить требования к присвоению и подтверждению почетного звания коллектива и ударника коммунистического труда, звание «Ударник коммунистического труда» не являлось ведомственным знаком отличия в труде, поскольку присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования участников движения за коммунистический труд вне зависимости от ведомственной принадлежности организации (предприятия). Звание «Ударник коммунистического труда» не является почетным званием СССР, поскольку не включено в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-Х. В систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 № 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» звание «Ударник коммунистического труда» также не входит. Довод истца о том, что факт его награждения за добросовестную службу в военном флоте знаком «Отличник ВМФ» и памятной медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941 - 1945 г.г.» влечет для него возникновение права на присвоение звания «Ветеран труда» также является ошибочным, не подтвержденным правовыми нормами. Знак «Отличник ВМФ» и памятная медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941 - 1945 г.г.» не могут являться ведомственными знаками отличия в труде, поскольку не учреждены за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, а установлены за отличную службу, для награждения в связи с важными юбилейными датами в истории советского народа.
Представитель привлеченного определением суда от 30 марта 2017года, Военного комиссариата Воронежской области, по доверенности ФИО8, суду пояснил, что архивными сведениями о награждении ФИО5 нагрудным знаком «Отличник ВМФ» и юбилейной медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», военный комиссариат Воронежской области не располагает. Награждение лица юбилейной медалью и запись об этом в военном билете, должно подтверждаться соответствующим приказом командира войсковой части, соединения, начальником учреждения, заведения. Считает, что в этом случае возможно разрешение вопроса о присвоении истцу звания «Ветеран труда», но при соблюдении, при этом, требований действующего законодательства, однако в военном билете истца имеется лишь запись о его награждении юбилейной медалью, не скрепленной печатью. Не исключено, что данная запись в военном билете истца носила случайный характер, поскольку раньше в штабах были задействованы солдаты, которые, не разбираясь в штабной работе, вносили такие записи без ее обоснования, без указания на соответствующий приказ командира части и не скрепляя данную запись печатью. Разрешение гражданского дела относит на усмотрение суда
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - БУВО "Центр обеспечения деятельности учреждения социальной защиты Воронежской области" по неизвестной суду причине, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
По смыслу ст. 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о месте и времени судебного заседания, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд, руководствуясь ч. ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных - Департамента социальной защиты Воронежской области, удовлетворив их ходатайство, а также БУВО "Центр обеспечения деятельности учреждения социальной защиты Воронежской области", не явившегося в суд, извещенного о судебном заседании надлежащим образом.
Прокурор Бутурлиновского района Воронежской области в лице его помощника ФИО12 считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению в виду отсутствия доказательств награждения истца значком «Отличник ВМФ» и юбилейной медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», которые бы позволили решить вопрос для присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с действующим законодательством, так как сам факт награждения его не нашел своего подтверждения. Иные, имеющиеся у истца награды и поощрения, не позволяют в соответствии с действующим законодательством Воронежской области, решить вопрос о присвоении ему звания «Ветеран труда», которые являются формой поощрения за добросовестный труд.
Суд, выслушав истца ФИО5, его представителя ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО10, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по доверенности ФИО8, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Истец ФИО3 является получателем пенсии по старости, что подтверждается копией удостоверения №, выданного ГУ-УПФ РФ по Бутурлиновсккому району (л.д.8)
Из представленной истцом копии трудовой книжки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в системе потребкооперации (л.д.12-15).
Из архивной справки, выданной муниципальным архивом МКУ "Служба хозяйственно-технического обеспечения" Бутурлиновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в книге приказов директора совхоза "Бутурлиновский" по основной деятельности за 1983 год имеется приказ от 30.07.1983г. № о награждении ФИО3, скотника отделения № Почетной грамотой за самоотверженный и добросовестный труд в деле выполнения Продовольственной Программы (копия приказа № прилагается). В книге приказов директора совхоза за 1989год приказа от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении ФИО5 благодарности за достигнутые показатели в сельскохозяйственном производстве - нет. В протоколах заседаний исполнительного комитета Бутурлиновского районного Совета депутатов трудящихся за 1975 год сведений о присвоении ФИО5 звания "Ударник коммунистического труда" - нет. В виду того, что документы постоянного хранения и по личному составу Заречного сельпо на хранение в муниципальный архив МКУ "Служба хозяйственно-технического обеспечения" Бутурлиновского муниципального района не передавались, подтвердить факт о том, что ФИО5 была объявлена благодарность за успешные показатели в честь образования Советского государства не предоставляется возможным (л.д.39)
В подтверждение заявленных требований, то есть права на присвоение звания "Ветеран труда", истцом представлены в материалы дела:
- копия удостоверения «Ударник коммунистического труда», выданного 16.10.1975г. председателем Бутурлиновского сельпо и председателем комитета профсоюза, заверенного печатью Правления Бутурлиновского союза потребительских обществ;
- Грамоты за выполнение социалистического соревнования в честь 51-годовщины Международного дня кооперации, Почетной грамоты в честь 58 годовщины Международного дня кооперации, выданных председателем Бутурлиновского сельпо и председателем месткома, заверенных печатью Правления Бутурлиновского союза потребительских обществ;
- Почетная грамота за самоотверженный труд в деле выполнения Продовольственной Программы, выданной 30.07.1983г. директором совхоза «Бутурлиновский», секретарем парткома и председателем профкома, заверенной печатью совхоза «Бутурлиновский»;
- Почетная грамота за высокие показатели в социалистическом соревновании за 2 квартал 1979г.,
- Почетная грамота в честь 55 годовщины Международного дня кооперации, Почетная грамота за высокие показатели в социалистическом соревновании к международному празднику 1-е Мая, выданных председателем Заречного сельпо и председателем местного комитета, заверенной печатью Правления Бутурлиновского союза потребительских обществ (л.д.17-25)
Директором КУВО «УСЗН Бутурлиновского района» ФИО13 ДД.ММ.ГГГГг. за №, истцу ФИО5 на его заявление на имя губернатора Воронежской области о присвоении звания «Ветеран труда», на основании имеющихся у него наград, указанных выше, отказано, поскольку наличие данных наград не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а факт награждения может быть подтвержден справками архивных учреждений или судебным решением, подтверждающим данное обстоятельство (л.д.18-25)
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 19.12.2016г), ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В Воронежской области присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется на основании Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" (в ред. от 17.06.2016г.)
Согласно статье 1 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ данный закон определяет условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда" и распространяется на зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Воронежской области граждан Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ определены условия присвоения звания "Ветеран труда" в Воронежской области.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ звание "Ветеран труда" присваивается лицам: 1) имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и награжденным: а) орденами или медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации; б) либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации; в) либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде; 2) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В части 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ перечислены ведомственные знаки отличия в труде, учитываемые при присвоении звания "Ветеран труда". К ним, в частности, согласно пунктам 1 и 2 названной нормы относятся:
1) почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), награждение которыми производилось Правительством Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом палат Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом Правительства Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами-участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в данном пункте;
2) почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), если награждение производилось Президиумом Верховного Совета бывших СССР, РСФСР, а также РФ, Президиумом Центрального исполнительного комитета (ЦИК) бывшего СССР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховным Судом бывших СССР, РСФСР, Прокуратурой бывшего СССР, министерствами и ведомствами бывших СССР и РСФСР, в том числе с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в данном пункте.
Удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, указанным в данном пункте, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти СССР, РСФСР или руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти Воронежской области, руководителем (заместителем руководителя) организации при условии, что в удостоверении имеется ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной власти СССР, РСФСР (абзац третий пункта 2 части 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года N 69-ОЗ).
Исходя из содержания Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", Закона Воронежской области « О присвоении звания «Ветеран труда», принятого областной Думой 29.06.2006г. (с измен. от 17.06.2916г. №91-ОЗ), Порядка обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», перечня документов, необходимых для его присвоения, а также порядка вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и дубликата указанного удостоверения в Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области №367 от 25.04.2014г. (в ред. от 21.09.2016г. №715), в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда" предусматривается наличие двух условий одновременно: награждение орденами, медалями, присвоение почетных званий Союза ССР и РСФСР или награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие соответствующего трудового стажа.
По смыслу указанных норм основанием для присвоения звания "Ветеран труда" является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
Только в случае награждения работника за особые трудовые заслуги закон предусматривает возможность присвоения гражданину звания "Ветеран труда". Награждение при иных обстоятельствах не может быть основанием для присвоения такого звания.
Исчерпывающий перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", ни законодательством РФ, ни законодательством Воронежской области, не установлен. Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде, определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение такими знаками.
Действующее законодательство не содержит толкования понятия "ведомственный знак отличия в труде", для присвоения звания "Ветеран труда". Исходя из смыслового содержания слова "ведомственный", его следует понимать именно как награда руководителя ведомства или определенного органа государственной власти (например, министерства, государственного комитета, агентства и т.д.). То есть ведомство - это центральный орган государственного управления в виде комитета, комиссии, инспекции, главного управления при правительстве, осуществляющий наряду с министерствами руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий.
К ведомственным знакам отличия в труде относятся награды, решения о награждении которыми были приняты руководством федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти и управления СССР и РСФСР, судов и органов прокуратуры СССР и РСФСР.
Таким образом, принимая во внимание, что Щербаков И.М. на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" не представил документы, подтверждающие награждение его ведомственными знаками отличия в труде, что в силу приведенных положений нормативного акта Воронежской области, является обязательным условием для присвоения такого звания, суд приходит к выводу об отсутствии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда".
Кроме того, Постановлениями Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 г. и от 16 июля 1969 г. в указанный период награждение единым по СССР знаком "Ударник коммунистического труда" и присвоение соответствующего звания происходило по совместному решению профсоюзных и хозяйственных органов в порядке, определяемом Центральным комитетом профсоюза и министерством, ведомством с учетом особенностей соответствующей отрасли народного хозяйства, то наличие этого звания дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
Согласно п. 9 Постановления Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 "Об улучшении организации социалистического соревнования" (протокол N 25, пункт 1) профсоюзные органы совместно с хозяйственными руководителями для поощрения передовиков движения за коммунистический труд были обязаны использовать меры материального и морального поощрения, применяемые в социалистическом соревновании. Наряду с этим введены дополнительные меры морального стимулирования участников движения за коммунистический труд, в частности, для рабочих, служащих и колхозников, которым присваивается звание ударника коммунистического труда, был введен единый по СССР нагрудный знак "Ударник коммунистического труда" и удостоверение.
При этом указанное Постановление не содержит указаний об утверждении такого знака отличия в труде, как "Ударник коммунистического труда", в качестве ведомственного знака.
Пунктом 6 Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Центрального Комитета ВЛКСМ от 30 декабря 1976 г. N1081 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки" предложено партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, советским и хозяйственным органам активно развивать движение за коммунистическое отношение к труду, повысить требования к присвоению и подтверждению почетного звания коллектива и ударника коммунистического труда.
Таким образом, исходя из содержания приведенных положений, звание "Ударник коммунистического труда" не являлось ведомственным знаком отличия в труде, поскольку присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования участников движения за коммунистический труд вне зависимости от ведомственной принадлежности организации (предприятия).
Звание "Ударник коммунистического труда" не является почетным званием СССР, поскольку не включено в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. N 360-Х.
В систему государственных наград, установленную пунктом 9 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" звание "Ударник коммунистического труда" также не входит.
Кроме того, что в судебном заседании истец ФИО3 ссылается на то, что за время прохождения военной службы в 1962-1964 годах, он был награжден значком «Отличник ВМФ» и медалью «20 лет Победы в ВОВ 1914-1945 г.г.», что подтверждается копией военного билета, учетно-послужной карточкой к военному билету (л.д. 9-10).
Ответчик - КУ ВО "Управление социальной защиты населения Бутурлиновского района", а также третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований - Департамент социальной защиты Воронежской области, довод истца о том, что факт награждения его за добросовестную службу в военном флоте знаком "Отличник ВМФ" и медалью "Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г." влечет для него возникновение права на присвоение звания "Ветеран труда" является ошибочным, не подтвержденным правовыми нормами.
В соответствии с Положением о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота" и "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67(с изменениями и дополнениями, внесенных приказом МО СССР 1969 №191), нагрудные знаки "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота" и "Отличник Военно-Воздушных Сил" учреждены для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин срочной и сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР.
Нагрудными знаками награждаются
- солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества;
- сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.
Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы.
О награждении солдат, матросов, сержантов и старшин нагрудными знаками объявляется приказом командира, начальника, имеющего право награждать, с внесением награды в служебную книжку военнослужащего, а при увольнении в запас - в военный билет.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76 "О статусе военнослужащих" (в ред. от 03.04.2017г.), время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж, однако, это не означает, что военная служба по призыву является трудовой деятельностью, соответственно, нагрудный знак, полученный в период службы по призыву, не является ведомственным знаком отличия в труде.
Таким образом, нагрудный знак "Отличник Военно-Морского Флота" являлся знаком отличия в службе, а не знаком отличия в труде за длительный и безупречный труд, данным нагрудным знаком Щербаков И.М. был награжден командиром воинской части, что не позволяет отнести его к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Истец ссылается также на наличие у него права на присвоение звания «Ветеран труда», а основанием к тому служит запись в военном билете о его награждении медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г.».
Рассматривая заявленные требования истца ФИО5 в этой части, суд исходит из следующего:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 07.05.1965 года № 3545-VI «Об учреждении юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.», утверждена юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г.» и положение о данной юбилейной медали.
В соответствии с п. 1 Положения о юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г.» юбилейной медалью награждались все военнослужащие и лица вольнонаемного состава, принимавшие в рядах Вооруженных Сил Союза ССР участие в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, партизаны Великой Отечественной войны, весь личный состав Вооруженных Сил Союза ССР, а также и другие лица, награжденные медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов ».
Согласно п. 2 указанного Положения вручение юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» производится от имени Президиума Верховного ФИО2 ФИО7 военнослужащим – командирами войсковых частей, соединений и начальниками учреждений, заведений.
Вместе с тем, как факт награждения истца ФИО5, так и всего личного состава Вооруженных Сил СССР, который находился на военной службе в рядах Советской Армии, не нашел своего подтверждения ни материалами дела, ни в ходе судебного разбирательства гражданского дела, иных доказательств в подтверждение данного факта, в том числе и свидетельскими показаниями, истцом не представлено.
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" своим письмом №общ/11346 от ДД.ММ.ГГГГ, суду сообщил, что документы частей ВМФ, Центральный архив МО РФ не хранит.
В свою очередь, филиал Центрального архива Военно-Морского Флота <адрес>, суду сообщил, что документы войсковой части 7214ДД.ММ.ГГГГ-1965г.г. на хранение в филиал из архива Кольской флотилии не поступали. Сведениями о службе ФИО5 и его награждении нагрудным знаком "Отличник ВМФ" и юбилейной медалью "Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.", филиал не располагает (л.д.62)
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что оснований для присвоения ФИО5 звания « Ветеран труда», поскольку отсутствует подтверждение о его награждении медалью « 20 лет Победы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.г.», являются состоятельными.
В военном билете истца ФИО5, в п. 21 военного билета - «Правительственные награды и награждения нагрудными знаками и ценными подарками», имеется лишь запись о награждении медалью « 20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
В отсутствии иных доказательств в подтверждение данного факта, награждение ФИО5 вышеуказанной юбилейной медалью в военном билете не заверены подписями военного комиссара или командира войсковой части (начальника учреждения) и гербовой печатью, как этого требует приказ Министра обороны РФ от 19.11.2007 года №500, хотя бесспорных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о необходимости удостоверения сведений указанных в п. 21 военного билета подписью военного комиссара или командира войсковой части (начальника учреждения) и гербовой печатью по состоянию на 1964 год, суду представлено не было и в ходе рассмотрения дела судом не добыто.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.
Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.
Однако, рассматривая вышеуказанные доказательства по делу, представленные истцом как в целом, так и каждого в отдельности, факт награждения ФИО5 юбилейной медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов » в период прохождения им военной службы в рядах Вооруженных Сил Союза ССР, судом ставятся под сомнение, иных доказательств обратного истцом суду не представлено.
С учетом изложенного, суд считает что ФИО3 на момент обращения в КУ ВО «Управления социальной защиты населения Бутурлиновского района», с заявлением о присвоении звания « Ветеран труда », имея необходимый трудовой стаж и ряд почетных наград, в совокупности не имел право на присвоение звание « Ветеран труда », в связи с чем исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований ФИО5 к КУВО «Управление социальной защиты населения Бутурлиновского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
: Судья Г. П. Коровина