Дело № 2-678/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2015 года г. Берёзовский
Берёзовский городской суд Кемеровской области составе: председательствующего судьи Воробьёвой И.Ю.,
При секретаре Кондратенковой Д.Г.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксенова <данные изъяты> к Отделу министерства внутренних дел по г.Березовскому Кемеровской области, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Аксенов Д.А. обратился в суд с иском, просит взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
Требования обосновывает тем, что он в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он содержался в ИВС при МВД России по г. Берёзовскому КО. В камере, где он содержался, отсутствовало спальное место, постельное бельё, столовая посуда, мыло, стиральный порошок, бумага для гигиенических целей, настольные игры (шашки, шахматы, домино), газеты, предметы для уборки камеры. Камеры не были оборудованы: столом, санитарным узлом (унитазом), вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей. Бачком для питьевой водой, радиодинамиком, урной для мусора. Отсутствовала душевая комната. Его более 10 дней в месяц содержали в ИВС. В связи с тем, что не было надлежащих условий содержания, ему причинен моральный вред и нравственные страдания.
Истец Аксенов Д.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку он отбывает наказание в виде лишения свободы.
Представитель Отдела МВД России по г. Берёзовскому Митрофанова О.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, пояснила следующее. Исковое заявление Аксенова Д.А. не содержит указаний на то, действия какого должностного лица им обжалуются, кем допущены нарушения условий содержания. Им только констатируются нарушения (по его мнению), имевшие место в ИВС Отдела МВД России по г. Березовскому. Истцом не установлен круг лиц, совершивших незаконные действия в отношении него.
Требования Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ, Правила внутреннего распорядка содержания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 26.01.1996 №41 (действовавших в период нахождения истца в ИВС), в период содержания Аксенова в ИВС Отдела МВД России по г. Березовскому соблюдались в полном объеме, нарушений действовавшего законодательства сотрудниками допущено не было.
Аксенов Д.А. с заявлениями о нарушении правил его содержания в ИВС Отдел МВД России по г. Березовскому, не обращался. Каких-либо претензий относительно условий его содержания, не высказывал.
При этом необходимо отметить, что изолятор временного содержания предназначен для временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и не является местом повышенной комфортности.
Таким образом, полагает, что доводы Аксенова Д.А. о вышеизложенных нарушениях, являются надуманными и не соответствующими действительности. Истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих указанные в иске нарушения его неимущественного права на содержание в условиях, обеспечивающих уважение человеческого достоинства.
Кроме того, полагает, что истцом не обоснованно заявлены завышенные требования о компенсации морального вреда, не доказан факт его причинения, не обоснован размер компенсации. В исковом заявлении не указано, какие именно нравственные или физические страдания причинены ему действиями сотрудников органов внутренних дел и уголовным преследованием.
Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен. Из письменных объяснений следует, что Министерство финансов Российской Федерации исковые требования не признает по следующим основаниям. Истцом пропущен установленный законом срок давности. По общему правилу, установленному ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом. Однако, как разъяснено абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (далее - Постановление ВС РФ №10), в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для зашиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.
Минфин России считает, что к таким требованиям относятся и требования о компенсации морального вреда в связи с оспариванием гражданами в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из искового заявления усматривается, что о нарушении его прав должностными лицами ИВС истец знал с марта <данные изъяты>.
Учитывая указанное обстоятельство, Минфин России считает, что истцом по настоящему делу пропущен не только вышеуказанный трехмесячный срок, но и общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.
Отсутствуют установленные действующим законодательством основания для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов или должностных лиц этих органов.
Истцом не было представлено доказательств как самого факта причинения морального вреда, так и наличия обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий условиями содержания в ИВС.
Истцом не представлены доказательства незаконности действий (бездействия) должностных лиц, которые посягали бы на его личные неимущественные права, наличие вреда и доказанность его размера, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда), в связи с чем отсутствуют установленные законом основания для удовлетворения иска. Кроме того, в настоящем процессе незаконность действий, указанных истцом в исковом заявлении, не может быть установлена, поскольку для оспаривания действий государственных органов или их должностных лиц установлен иной судебный порядок - предусмотренный гл. 25 ГПК РФ.
Согласно ст. 13 Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Из содержания данной нормы следует, что Закон не исключает возможности перевода в изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых на десять суток в конце одного месяца и на такой же срок в начале следующего месяца. Общий срок пребывания в изоляторе временного содержания составит, таким образом, двадцать суток.
Заслушав представителя ответчика ОМВД РФ по г. Берёзовскому, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, дав оценку представленным сторонами доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика Министерства финансов РФ, и находит исковые требования Гуцул А.А. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст.151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства.. .
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» наряду со следственными изоляторами местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.
В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 21.07.1998) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" - Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно ст.13 указанного Закона - Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Судом установлено следующее. Аксенов Д.А. содержался под стражей в ИВС при Отделе МВД РФ по <адрес>ёзовскому в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается справкой ОМВД РФ по г. Берёзовскому.
Истцом доказательств в обоснование исковых требований не представлено.
Каких-либо доказательств того, что за весь период содержания в ИВС истец обращался с жалобами на ненадлежащие условия его содержания, не представлено, действия (бездействие) ИВС незаконными не признавались.
Согласно справкам ОМВД РФ по г. Берёзовскому следует, что за <данные изъяты> г. в ИВС Отдела МВД России по г. Берёзовскому журнал учета выдачи постельных принадлежностей, журнал учета выдачи гигиенических средств - отсутствуют. Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых содержавшихся в <данные изъяты> годах в ИВС Отдела МВД России по г. Березовскому проводилось в соответствии требованиями главы 5 приказа МВД РФ от 22 ноября 2005 года №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», а именно обеспечение камер ИВС бытовыми принадлежностями производится в соответствии с нормами положенности. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Доводы истца о том, что он содержался в ИВС более 10 дней в месяц, опровергаются материалами дела. В период с <данные изъяты>. Аксенов содержался в ИВС 10 дней в <данные изъяты>. и 9 дней в <данные изъяты>., что не запрещено ст.13 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В судебном заседании свидетель ФИО6 пояснила, что истец Аксенов Д.А. - её сын. В <данные изъяты> году он содержался в ИВС, она относила ему одежду, лекарства, одеяло. Свидания им не предоставлялись, Аксенов болел чесоткой, когда освободился, рассказывал, что спал на полу, окна в камере были выбиты, кормили 1 раз в день.
Суд полагает, что показания свидетеля не являются достаточными доказательствами по делу, поскольку даны со слов истца, опровергаются показаниями представителя ответчика, иных объективных доказательств не имеется.
Кроме того, согласно п.12 ст.17 Федерального закона №103 истец имел право пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
Таким образом, причинение истцу морального вреда в связи с содержанием в ИВС Отдела МВД России по г.Березовскому ничем не подтверждено.
Доказательств того, что материально-бытовое обеспечение истца в период нахождения в ИВС не соответствовало требованиям действующего на тот момент законодательства, в материалах дела не имеется.
В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, а наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственного органа и имеющимся у истца моральным вредом.
Учитывая, что достоверные доказательства, подтверждающие, что условия содержания Аксенова Д.А. ИВС при ОМВД по г. Берёзовскому Кемеровской области не соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем ему был причинен моральный вред, суду не представлены, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности и срок обращения в суд, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, являются необоснованными, поскольку согласно ст.208 ГК РФ на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, кроме того, истцом не заявлено требований о признании незаконными действий (бездействия) сотрудников ИВС Отдела МВД России по г.Березовскому.
При таких обстоятельствах, Аксенову Д.А. в иске к Отделу МВД России по г.Березовскому Кемеровской области, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда надлежит отказать.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с Аксекнова Д.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, уплата которой ему была отсрочена до окончания рассмотрения дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Аксенову <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к Отделу МВД России по г. Берёзовскому Кемеровской области, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Аксенова <данные изъяты> государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2015 г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Воробьёва И.Ю.