Дело № 2-1256/2019 24RS0057-01-2019-001450-33
Решение
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего - судьи Киюциной Н.А.,
при секретаре Авдеевой И.С.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – Андреевой А.В. (по доверенности № ДВ-23361 от 17.04.2019)
представителя ответчика МБОУ СОШ №» г. Шарыпово Явкиной О.Р. (на основании приказа № 8-к от 28.08.2017, Устава),
представителя ответчика Администрации города Шарыпово Красноярского края Гапанюк Ю.С. (по доверенности от 01.02.2019),
представителя ответчика, Управления образованием администрации города Шарыпово Красноярского края – Цыпленковой О.Ю. (по доверенности № 08/19 от 09.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» города Шарыпово Красноярского края, Администрации города Шарыпово Красноярского края, Управлению образованием Администрации города Шарыпово Красноярского края об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
Установил:
Истец Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», Администрации г. Шарыпово Красноярского края об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Исковые требования обоснованы тем, что, должностным лицом истца ответчику МБОУ «СОШ №» 30 марта 2018 года выдано предписание № 5834 об устранении нарушений санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций в срок до 01 августа 2019 года, а именно: устранить нарушения требований п.п.4.29,6.8, 6.10, 12.3, 12.6 СанПион 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении», п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 4.2, п. 4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17» Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение». 09 апреля 2018 года МБОУ «СОШ №» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ и по ст. 6.4 КоАП РФ. При проведении внеплановой проверки с 05 августа 2019 года по 21 августа 2019 года установлено, что предписание от 30 марта 2018 года исполнено частично: не исполнены пункты 9 (не обеспечена гладкая поверхность подоконников), 10 (окна в учебных кабинетах выполнены не из цельного стеклополотна), 11 (фрамуги и форточки в учебных кабинетах не в рабочем состоянии), 17 (не обеспечена целостность мест ввода и прохождения через стены и перекрытия санитарно-технических коммуникаций в помещениях образовательной организации). По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № 19173 от 21 августа 2019 года, возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Несоблюдение указанных требований может привести к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди детей учреждения, иных лиц, которые посещают МБОУ «СОШ№». С учетом приведенных доводов истец просит обязать ответчика МБОУ «СОШ №» в срок до 03 августа 2020 года восстановить целостность полов и плинтусов в учебных помещениях и коридорах общеобразовательной организации, гладкую поверхность подоконников, установку окон в учебных кабинетах из цельного стеклополотна, обеспечить работу фрамуг и форточек в учебных кабинетах, обеспечить целостность ввода и прохождения через стены и перекрытия санитарно-технических коммуникаций в помещениях образовательной организации. Поскольку устранение указанных нарушений требует вложений значительных денежных средств, обязанность по устранению нарушений, по мнению истца, должна быть возложена и на ответчика Администрацию г. Шарыпово, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
В дальнейшем истец изменил исковые требования, просил возложить на Администрацию г. Шарыпово, привлеченное судом к участию в деле в качестве соответчика Управление образованием Администрации г. Шарыпово обязанность по финансированию мероприятий по исполнению требований, изложенных в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца Андреева А.В. (по доверенности) поддержала исковые требования с учетом дополнения по тем же основаниям и пояснила, что указанные в исковом заявлении нарушения не устранены.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Шарыпово Явкина О.Р. в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что финансирование обеспечивается из бюджета г. Шарыпово. Об имеющихся нарушениях она неоднократно сообщала как учредителю, так Администрации города Шарыпово, однако денежные средства на ремонт в достаточном количестве выделены не были. Таким образом, предписание истца в отсутствие финансирования исполнить не представляется возможным. Кроме того, указанный Управлением Роспотребнадзора срок исполнения решения суда изначально является нереальным, поскольку бюджет на 2020 год еще не принят, при надлежащем финансировании необходимо время для выполнения строительных работ, которые не могут проводится во время обучения детей, а только во время их каникул. Поэтому наиболее разумным будет установление срока исполнения решения до 01 сентября 2021 года.
Представители ответчиков Администрации г. Шарыпово Гапанюк Ю.С. (по доверенности) и Управления образованием Администрации г. Шарыпово Цыпленкова О.Ю. (по доверенности) не возражали против удовлетворения иска в части обеспечения финансирования устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, просили установить срок исполнения судебного решения до 01 сентября 2021 года, поскольку в предлагаемый истцом срок до 03 августа 2020 года исполнить решение суда невозможно.
Выслушав представителей сторон по делу, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Таким образом, иск предъявлен надлежащим лицом.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39).
Федеральные санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В силу п. 1 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.
В соответствии с п. п. 2, 15, 22 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование материально-технического обеспечения является обязательством учредителя образовательной организации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об образовании в РФ" к полномочиям органов, местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч.ч. 1, 7 ст. 51 ФЗ "Об образовании в РФ": "Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации".
Как следует из ст. 4, 7, 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" упрочение основных гарантий прав и интересов детей является одной из целей государственной политики.
Бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан (детей) на санитарно-эпидемиологическое благополучие как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья, предусмотренного ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 12.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации проводится генеральная уборка (п.12.6).
Согласно п. 6.8. СанПиН 2.4.2.2821-10, окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно (п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков согласно пункту 4.2 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2017 N 83, относится к числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих.
В силу пункта 4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 при эксплуатации производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, а также транспорта должны соблюдаться меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе уборка и дезинсекции в соответствии с Санитарными правилами; уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка в помещениях подвального типа; герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков.
Пунктом 3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных Постановлением от 22.09.2014 № 58 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, предусмотрены инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов, в том числе, герметезацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты, как присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как установлено судом и следует из акта проверки № 5832 от 30 марта 2018 года (т.1 л.д.53-58), Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю при обследовании здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Шарыпово по адресу: <адрес>, проведенного на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) № 989 от 21 февраля 2018 года (т.1 л.д.49-52), были выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей (всего 18 пунктов), в том числе:
- не обеспечена целостность полов и плинтусов в учебных помещениях и коридорах общеобразовательной организации, что является нарушением требований п.п. 4.29., 12.3., 12.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.8. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 4.2, п. 4.3. СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»;
- не обеспечена гладкая поверхность подоконников, что является нарушением п. 1 ст. 28, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 12.3, 12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 4.2, п. 4.3. СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» (п.9);
- окна в учебных кабинетах выполнены не из цельного стеклополотна, что является нарушением п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (п.10);
- фрамуги и форточки в учебных кабинетах не в рабочем состоянии, что является нарушением п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (п.11);
- не обеспечена целостность мест ввода и прохождения через стены и перекрытия санитарно-технических коммуникаций в помещениях образовательной организации, что является нарушением п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 4.2, п. 4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» (п.17).
В связи с выявленными фактами специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово 02 апреля 2018 года составлены протоколы № 6359 (т.1 л.д.38-41) и № 6360 (т.1 л.д.42-43), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ (т.1 л.д.25-29) и ст. 6.4 КоАП РФ (т.1 л.д.30-32).
На основании акта проверки № 5832 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Шарыпово выдано предписание № 5834 от 30 марта 2018 года об устранении в срок до 01 августа 20119 года выявленных недостатков (т.1 л.д.33-35).
На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № 4682 от 25 июля 2019 года (т.1 л.д.47-48) специалистом-экспертом 12 августа 2019 года составлен протокол № 2612 осмотра помещений, территории, вещей и документов образовательного учреждения (т.1 л.д.36-37), проведена проверка образовательного учреждения с целью обеспечения контроля исполнения предписания № 5834 от 30 марта 2018 года (т.1 л.д.47-48).
По результатам проверки составлен акт № 19069 от 21 августа 2019 года, согласно которому пункты 9, 10, 11 и 17 предписания № 5834 от 30 марта 2018 года не выполнены (т.1 л.д.44-46).
Согласно п.1 и п.13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также помимо прочего обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.3. ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п.5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Согласно п. 1.8 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», с учетом дополнений (изменений) в устав от 15.02.2016, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Шарыпово Красноярского края», функции которого осуществляет Управление образованием Администрации города Шарыпово (т.1 л.д.63-74,59-62).
На основании п. 5.1 Устава финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета города Шарыпово на выполнение муниципального задания на очередной финансовый год.
В качестве доказательств предпринятых ответчиком МБОУ «Средняя школа №» мер, направленных на исполнение предписания контролирующего органа, в суд представлены письма в адрес Управления образованием Администрации г. Шарыпово с просьбами об обследовании помещений, составлении смет и оказании финансирования необходимых мероприятий (т. 1 л.д.132-146).
В результате принятых мер составлены локально сметные расчеты на устранение нарушений (т.1 л.д.148-177, т. 2 л.д.16-24), заключены гражданско-правовые договоры (т.1 л.д.178-180, 184-186, 189-191, т. 2 л.д. 1-15).
Ответчиком МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» представлены счет-фактуры, товарные накладные о расходовании денежных средств, затраченных на исполнение предписания № 5834 от 30 марта 2018 года, санитарно-эпидемиологическое заключение от 28.05.2019 (т.1 л.д.181-183,187-188,192, 147-148).
Управлением образованием Администрации г. Шарыпово 28 октября 2019 года направлено письмо в адрес Администрации г. Шарыпово о выделении дополнительных средств, в том числе на исполнение предписаний № 5834 от 30 марта 2018 года (т.2 л.д.25-33). Необходимые мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства включены в план финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения на 2018-2019 годы (т.2 л.д.34-187).
Пункты 9, 10, 11, 17 представления Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № 5834 от 30 марта 2018 года не исполнены по настоящее время по причине необеспечения со стороны ответчиков Администрации города Шарыпово и Управления образованием Администрации города Шарыпово надлежащего финансирования.
Вместе с тем, отсутствие необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений не является основанием для несоблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, охрана здоровья несовершеннолетних не может быть поставлены в зависимость от данного обстоятельства.
Несоблюдение МБОУ СОШ № вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Так, нарушение целостности полов и плинтусов в учебных помещениях и коридорах общеобразовательной организации, в связи, с чем не соблюдаются меры препятствующие проникновению, обитанию, расселению членистоногих и грызунов, может явиться причиной возникновения массовых инфекционных заболеваний, включая зоонтропонозную - иерсиниоз, среди детей и персонала учреждения.
Нарушение целостности поверхности подоконников не позволяет провести качественную влажную уборку окон и подоконников с применением моющих средств.
Выполненные не из цельного стеклополотна окна в учебных кабинетах не обеспечивают благоприятные условия параметров микроклимата.
Нарушение работы фрамуг и форточек в учебных кабинетах нарушает режим проветривания в учреждении, вследствие чего могут возникнуть массовые инфекционные заболевания среди детей, передаваемые воздушно-капельным путем.
Нарушение целостности мест ввода и прохождения через стены и перекрытия санитарно-технических коммуникаций в помещениях образовательной организации, что не препятствует проникновению, обитанию, расселению членистоногих и грызунов, может явиться причиной возникновения массовых инфекционных заболеваний, включая зоонтропонозную - иерсиниоз, среди детей и персонала учреждения.
Оценив доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу о том, что
обстоятельств, освобождающих учебное заведение от обязанности соблюдения санитарных норм и правил, не имеется, в интересах неопределенного круга лиц необходимо восстановить целостность полов и плинтусов, гладкую поверхность подоконников, установить окна из цельного стеклополотна, обеспечить работу фрамуг и форточек в учебных помещениях и коридорах, целостность мест ввода и прохождения через стены и перекрытия санитарно-технических коммуникаций в помещениях образовательного учреждения.
Предложенный ответчиками по делу срок для устранения выявленных нарушений - до 01 сентября 2021 года, суд находит разумным и отвечающим интересам как ответчиков по делу, так и неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен иск.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общебразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» города Шарыпово Красноярского края исполнить требования п.п. 4.29., 12.3., 12.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.8. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 4.2, п. 4.3. СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» восстановить целостность полов и плинтусов в учебных помещениях и коридорах общеобразовательной организации в срок до 01 сентября 2021 года.
Обязать Муниципальное бюджетное общебразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» города Шарыпово Красноярского края исполнить требования п. 1 ст. 28, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 12.3, 12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.8. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 4.2, п. 4.3. СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» восстановить гладкую поверхность подоконников в срок до 01 сентября 2021 года.
Обязать Муниципальное бюджетное общебразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» города Шарыпово Красноярского края исполнить требования п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» установку окон в учебных кабинетах из цельного стеклополотна в срок до 01 сентября 2021 года.
Обязать Муниципальное бюджетное общебразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» города Шарыпово Красноярского края исполнить требования п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» обеспечить работу фрамуг и форточек в учебных кабинетах в срок до 01 сентября 2021 года.
Обязать Муниципальное бюджетное общебразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» города Шарыпово Красноярского края исполнить требования п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 4.2, п. 4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» - обеспечить целостность мест ввода и прохождения через стены и перекрытия санитарно-технических коммуникаций в помещениях образовательной организации в срок до 01 сентября 2021 года.
Обязать Администрацию города Шарыпово Красноярского края и Управление образованием Администрации города Шарыпово Красноярского края обеспечить финансирование мероприятий по устранению указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2019 года.
Председательствующий (подпись)