Дело № 2-1089/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2014 года
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
Председательствующего судьи Петроченко Ю.А.
При секретаре Снегерьковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к Областному государственному казенному учреждению здравоохранения «СОКПБ», Департаменту Смоленской области по здравоохранению об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области обратилось в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению здравоохранения «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница», Департаменту Смоленской области по здравоохранению об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указав, что согласно п.п. 1, 2 и 5 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года № 569, Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации являются, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и 1 федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее Управление), является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Основанием подачи указанного иска явилось бездействие областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» выразившееся в том, что в ходе проведения проверки выявлены факты нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в части нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.05.2010 № 58 -зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2010 № 18094; СП 3.1/3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 129 -зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2003 № 4716; СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 - зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2011 № 19871; СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 - зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2001 № 3077.
Невыполнение санитарно-эпидемиологических требований выразилось в следующем:
не обеспечено регулярное прохождение периодических медицинских осмотровмедицинских работников учреждения (за исключением медицинских работников детскогоотделения) в соответствии Приказу Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011 сзанесением сведений в личные медицинские книжки, что нарушает п. 15.1 гл. I СанПиН2.1.3.2630-10, п. 7.6 СП 3.1/3.2.1379-03;
не обеспечено благоустройство территории учреждения, что нарушает п. 2.13 гл. IСанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечено количество мест в отделениях с учетом нормируемой площади наодну койку (не менее 6 м2), что нарушает п.п. 3.6, 3.3, 8.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечено наличие приемно-карантинного отделения в лечебном учреждении,что нарушает п. 10.1.2. гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечены оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностическогопроцесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и условий трудаработников учреждения с устранением текущих дефектов внутренней отделки впомещениях лечебного учреждения, в том числе пищеблока и дезинфекционно-камерногоотделения: стены, потолки, полы с дефектами покрытия, трещинами, щелями и выбоинами,стены и потолки черные от плесени и сырости; отмечается отслойка керамической плитки,краски и штукатурки; имеются протечки на потолках; отмечаются трещины и дефектыподоконников; в помещениях с влажностным режимом (душевых и ванных, помещенияххранения грязного белья) отделка не обеспечивает влагостойкость на всю высотупомещений), что нарушает п.п. 3.1, 4.2, 4.3, 4.5,11.14, 14.2, 14.3 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечено соответствие буфетных в отделениях требованиям, что нарушает п.14.21 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечены отделения достаточным количеством стульев, тумбочек, шкафов дляхранения личных вещей пациентов, что нарушает п. 8.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечены отделения медицинской мебелью, устойчивой к обработке моющимии дезинфицирующими средствами, что нарушает п. 8.8 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не приведены показатели искусственной освещенности в отделениях учреждения всоответствие санитарно-гигиеническим нормам в кабинете ЭКГ, старшей медсестрыотделения № 17, кабинете медстатистики диспансерного отделения, физиотерапевтическом,что нарушает п.п. 7.5, 15.2 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечен кабинет офтальмолога горячим водоснабжением; не обеспеченыкабинеты психолога, экспертизы и статистики умывальниками для мытья рук работников сподключением горячей и холодной воды, что нарушает п. 5.5 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечена установка умывальников для мытья рук персонала во всех цехахпищеблока, кроме горячего, что нарушает п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01;
не обеспечена установка вытяжной вентиляции с механическим побуждением изпомещений: душевых, санитарных узлов, помещений для хранения грязного белья; необеспечено в отделениях лаборатории (паразитологическом отделе, моечной) подключениевытяжной вентиляции с механическим побуждением; не обеспечена кратностьвоздухообмена в помещениях, согласно требованиям, чтобы не допустить перетеканиевоздуха между палатами, что нарушает п.п. 6.8, 6.12, 6.26, 6.29, 6.32 гл. I СанПиН2.1.3.2630-10;
не обеспечено размещение выключателей открытых бактерицидных установок внекабинетов, что нарушает п. 11.12 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечено в отделениях устройство гардеробных с душем и туалетом и комнатприема пищи для работников, что нарушает п. 15.11, п. 15.11.1, п. 15.11.4, п. 15.12, п. 15.13,п. 15.14 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечена поточность технологических процессов в помещениях пищеблока(загрузка сырья и вынос готовой продукции осуществляется через один выход), чтонарушает п.5.1 СП 2.3.6.1079-01;
не обеспечено приведение помещений пищеблока, в том числе цехов в соответствиетребованиям (с устранением дефектов внутренней отделки помещений), что нарушает п. 5.5. СП 2.3.6.1079-01.
В силу ст. ст. 1,2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу ч. 2 ст. 50 указанного закона при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Осуществляя предоставленные полномочия по надзору за санитарно-эпидемиологическим состоянием медицинских учреждений, Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области в адрес ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» вынесено предписание 03-192 от 19.04.2013, которым предписано проведение ряда мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных сроков выполнения.
Распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Смоленской области №03-10 от 09.01.2014 назначено проведение внеплановой выездной проверки ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» с целью установления выполнения предписания 03-192 от 19.04.2013.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки в отношении ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» было установлено, что выданное ранее предписание об устранении выявленных нарушений 03-192 от 19.04.2013 исполнено не в полном объеме в установленный срок до 01.01.2014.
Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в исковом заявлении, имели место при осуществлении деятельности ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница». Юридическим лицом в полном объеме не выполняются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, кроме того, не выполнено в полном объеме предписание по устранению замечаний, вынесенное уполномоченным органом в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и получение безопасных медицинских услуг, поскольку несоблюдение ответчиком требований санитарного законодательства грубо нарушает права пациентов ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница», ставит под угрозу их жизнь и здоровье, может способствовать причинению вреда здоровью.
Доказательств выполнения требований предписания Роспотребнадзора по Смоленской области №03-192 от 19.04.2013 при проведении внеплановой выездной проверки ОГКУЗ СОКПБ не представлено.
Для ОГКУЗ Смоленская областная клиническая психиатрическая больница главным распорядителем бюджетных средств является Департамент здравоохранения Смоленской области.
Учреждением систематически направлялись заявки на выделение дополнительного финансирования, сверх доведенных бюджетных ассигнований, в отраслевой орган, исполняющий обязанности соучредителя ОГКУЗ Смоленская областная клиническая психиатрическая больница и главного распорядителя бюджетных средств в отношении больницы, департамент здравоохранения Смоленской области с обоснованиями и расчетами. На указанные заявки Департаментом здравоохранения Смоленской области было сообщено о недостаточности финансовых средств, выделенных бюджетом на содержание учреждений здравоохранения и было дано указание о перераспределении средств конкурсной экономии, в рамках выделенного финансирования.
Согласно материалам, представленным в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области, материально-техническое оснащение ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» по отдельным показателям не соответствует порядку оказания медицинской помощи, что требует дополнительного финансирования.
ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» в Департамент Смоленской области по здравоохранению неоднократно направлялся расчет финансирования на капитальный и текущий ремонт, согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 21.01.2011 № 8.
Исполнение п. 4, п. 10, п. 11, п. 17, п. 20, п. 26, п. 28, п. 40 на прямую не зависит от волеизъявления казенного учреждения в связи с тем, что в соответствии с абз. 6, абз. 7, абз. 15 п. 1 ст. 10 Закона Смоленской области от 27.02.2002 г. №22-з «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» (в ред. от 29.10.2012) право принятия решения о создании, определении видов деятельности, утверждении уставов, выделении средств на содержание имущества Смоленской области принадлежит Администрации Смоленской области, а в соответствии с п. 9 ст. 13 вышеуказанного закона и постановления Администрации Смоленской области от 29.03.2011 №182 «О порядке формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» право определения существенных условий оказания государственных услуг (в том числе и количество утверждаемых коек, располагаемых на площадях, закрепленного на праве оперативного управления, имущества Смоленской области, а так же объемы средств, направляемых на содержание имущества) принадлежит отраслевому органу - Департаменту Смоленской области по здравоохранению.
Согласно Уставу Областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» является некоммерческой организацией, учредителем и собственником учреждения является Смоленская область (пункты 1.4 и 1.5). Цель деятельности учреждения: восстановление и поддержание в соответствии с законодательством РФ психического здоровья населения (п. 2.3). Учреждение обязано осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ст.ст. 4, 6, 7, 16, 17, 18, 29, 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе и путем установления требований к размещению медицинских организаций в помещениях, соответствующих требованиям санитарно - гигиенических норм. Одними из основных принципов охраны здоровья граждан являются соблюдение их прав в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается качественной медицинской помощью. Организация охраны здоровья осуществляется путем организации оказания всех видов медицинской помощи, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Уточнив исковые требования, представитель истца просил:
обязать Областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» провести расчёт потребности в финансировании для осуществления мероприятий, направленных на приведение материально-технического оснащения больницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», в том числе:
- для обеспечения регулярного прохождения периодических медицинских осмотров медицинских работников учреждения (за исключением медицинских работников детского отделения) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России № 302-н от 12.04.2011 г. с занесением сведений в личные медицинские книжки, в соответствии с п. 15.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10.
для обеспечения благоустройства территории учреждения, в соответствии с п. 2.13 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
для обеспечения количества мест в отделениях с учетом нормируемой площади на одну койку (не менее 6 м2), в соответствии с п.п. 3.6, 8.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
для обеспечения наличия приемно-карантинного отделения в лечебном учреждении, в соответствии с п. 10.1.2. гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
для обеспечения устранения дефектов внутренней отделки в помещениях лечебного учреждения, в том числе пищеблока, дезинфекционно-камерного отделения, душевых и ванных, помещениях хранения грязного белья, в соответствии с п.п. 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14, 14.2, 14.3 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- для обеспечения соответствия буфетных в отделениях требованиям, установленных п. 14.21 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
для обеспечения отделений достаточным количеством стульев, тумбочек, шкафов для хранения личных вещей пациентов, в соответствии с п. 8.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
для обеспечения отделений медицинской мебелью, устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, в соответствии с п. 8.8 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
для обеспечения показателей искусственной освещенности в кабинете ЭКГ, кабинете старшей медсестры отделения № 17, кабинете медицинской статистики диспансерного отделения, физиотерапевтическом кабинете, в соответствии с п.п. 7.5,15.2 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- для обеспечения кабинета офтальмолога; кабинета психолога, кабинета экспертизы и статистики умывальниками для мытья рук работников с подключением горячей и холодной воды, в соответствии с п. 5.5 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- для обеспечения установки во всех цехах пищеблока раковин с подводкой горячей и холодной воды согласно п.3.3.СП 2.3.6.1079-01;
для обеспечения установки вытяжной вентиляции с механическим побуждением из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для хранения грязного белья, отделений лаборатории (паразитологического отдела, моечной); для обеспечения кратность воздухообмена в помещениях, в соответствии с п.п. 6.8, 6.12, 6.26, 6.29, 6.32 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
для обеспечения размещения выключателей открытых бактерицидных установок вне кабинетов, в соответствии с п. 11.12 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
для обеспечения в отделениях гардеробных с душем и туалетом, а так же комнат приема пищи для работников, в соответствии с п. 15.11, п. 15.11.1, п. 15.11.4, п. 15.12, п. 15.13, п. 15.14 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
для обеспечения поточности технологических процессов в помещениях пищеблока (загрузка сырья и вынос готовой продукции осуществляется через один выход), в соответствии с п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01;
-для обеспечения приведения помещений пищеблока в соответствии с п. 5.5. СП 2.3.6.1079-01 (устранения дефектов внутренней отделки помещений).
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - до 01 августа 2014 года.
2. Обязать Областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» сформировать заявку для приведения материально-технического оснащения больницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организация мобщественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» согласно проведенного расчёта и направить (подать) заявку в Департамент Смоленской области по здравоохранению.
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - до 15 августа 2014 года.
3.Обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению сформировать заявку на выделение бюджетных средств из бюджета Смоленской области на 2015 финансовой год и плановый период 2016 и 2017 годов, в установленном порядке, в объеме финансирования, с учетом заявки Областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница».
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - до 01 декабря 2014 года.
4.Обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению, как главного распорядителя средств областного бюджета, при поступлении денежных средств, направить необходимый объем финансирования в Областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница», согласно заявке для приведения материально-технического оснащения больницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - 31 декабря 2017 года.
5. Обязать Областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» при поступлении денежных средств осуществить мероприятия, направленные на приведение материально-технического оснащения больницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», в том числе:
- обеспечить регулярное прохождение периодических медицинских осмотров медицинских работников учреждения (за исключением медицинских работников детского отделения) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №302-н от 12.04.2011 г. с занесением сведений в личные медицинские книжки, в соответствии с п. 15.1 гл. IСанПиН2.1.3.2630-10;
- обеспечить благоустройство территории учреждения, в соответствии с п. 2.13 гл. I СанПиН2.1.3.2630-10;
- обеспечить количество мест в отделениях с учетом нормируемой площади на одну койку (не менее 6 кв. м.), в соответствии с п.п. 3.6, 8.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить наличие приемно-карантинного отделения в лечебном учреждении, всоответствии с п. 10.1.2. гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить устранения дефектов внутренней отделки в помещениях лечебного учреждения, в том числе пищеблока, дезинфекционно-камерного отделения, душевых и ванных, помещениях хранения грязного белья, в соответствии с п.п. 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14, 14.2; 14.3 гл.I СанПиН2.1.3.2630-10;
- обеспечить соответствие буфетных в отделениях требованиям, установленных п.14.21 гл.I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить отделение достаточным количеством стульев, тумбочек, шкафов для хранения личных вещей пациентов, в соответствии с п. 8.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить отделение медицинской мебелью, устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, в соответствии с п. 8.8 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить показатели искусственной освещенности в кабинете ЭКГ, кабинете старшей медсестры отделения № 17, кабинете медицинской статистики диспансерного отделения, физиотерапевтическом кабинете, в соответствии с п.п. 7.5, 15.2 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить кабинет офтальмолога; кабинет психолога, кабинет экспертизы и статистики умывальниками для мытья рук работников с подключением горячей и холодной воды, в соответствии с п. 5.5 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить установку во всех цехах пищеблока раковин с подводкой горячей и холодной воды согласно п.3.3.СП 2.3.6.1079-01;
- обеспечить установку вытяжной вентиляции с механическим побуждением из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для хранения грязного белья, отделений лаборатории (паразитологического отдела, моечной); а так же обеспечить кратность воздухообмена в помещениях, в соответствии с п.п. 6.8, 6.12, 6.26, 6.29, 6.32 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить размещение выключателей открытых бактерицидных установок вне кабинетов, в соответствии с п. 11.12 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить наличие в отделениях гардеробных с душем и туалетом, а так же комнат приема пищи для работников, в соответствии с п. 15.11, п. 15.11.1, п. 15.11.4, п. 15.12, п. 15.13, п.15.14 гл.I СанПиН 2.1.3.2630-10;
- обеспечить поточность технологических процессов в помещениях пищеблока (загрузка сырья и вынос готовой продукции осуществляется через один выход), в соответствии с п.5.1 СП2.3.6.1079-01;
- обеспечить приведение помещений пищеблока в соответствии с п. 5.5. СП 2.3.6.1079-01 (устранить дефекты внутренней отделки помещений).
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - до 31 декабря 2017 года.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области – Пташкина А.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в уточненном иске.
Представитель ответчика ОГКУЗ «СОКПБ» – Иванова Т.Н. в судебном заседании пояснила, что больницей осуществлялись мероприятия по ремонту зданий и помещений с учётом имеющихся возможностей в рамках выделенных областным бюджетом ассигнований. Однако многие помещения больницы построены в начале прошлого века и не соответствуют современным требованиям. В связи с чем, требуется строительство нового корпуса. Больница не оказывает платных услуг и расходует денежные средства строго по статьям расходов по целевому назначению. Устранить недостатки, отмеченные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, возможно лишь при наличии достаточного финансирования из областного бюджета. ОГКУЗ «СОКПБ» неоднократно обращалась в Департамент Смоленской области по здравоохранению, Губернатору Смоленской области с просьбой о выделении для этих целей соответствующих денежных средств из областного бюджета.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению – Деревцова М.А., в судебном заседании пояснила, что в январе 2014 года ОГКУЗ «СОКПБ» обращалась в Департамент с просьбой о выделении дополнительных ассигнований для устранения нарушений, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области. Однако объём бюджетных расходов на содержание областных гшосударственных бюджетных учреждений здравоохранения утвержден на плановый период 2014 – 2015 гг. с предельным дефицитом и не обеспечивает потребности ОГКУЗ СОКПБ. В настоящее время источник финансирования дополнительных расходов отсутствует. Вопрос о выделении указанных денежных средств будет рассматриваться при формировании областного бюджета на 2015 финансовый год и плановый период 2016 – 2017 гг..
Представитель третьего лица Администрации Смоленской области – Барабанова Н.Л. в судебном заседании пояснила, что Администрация Смоленской области не является главным распорядителем средств областного бюджета и не имеет лицевых счетов. ОГКУЗ СОКПБ находится в ведении Департамента Смоленской области по здравоохранению, который является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении средств, выделяемых больнице.
Представитель третьего лица - Департамента бюджета и финансов Смоленской области Казаков А.В. в судебном заседании не возражал против заявленных требований.
Представитель третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Петрохалкина А.В. в судебном заседании указала, что объекты, необходимые для выполнения уставной деятельности ОГКУЗ СОКПБ, переданы данному учреждению здравоохранения в оперативное управление приказом начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 25.09.2009 г. №1659. В связи с чем, все расходы по содержанию данного имущества несёт больница.
Выслушав представителей истца, ответчиков, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
из материалов дела следует, что 19.04.2013 г., осуществляя предоставленные полномочия по надзору за санитарно-эпидемиологическим состоянием медицинских учреждений, Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» выдано предписание №03-192 на проведение ряда мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных сроков выполнения (л.д.9-10).
Распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Смоленской области №03-10 от 09.01.2014 назначено проведение внеплановой выездной проверки ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» с целью установления выполнения предписания 03-192 от 19.04.2013 г. (л.д.11-12).
В ходе проведения проверки 16.01.2014 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области выявлены факты нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в части нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.05.2010 № 58 -зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2010 № 18094; СП 3.1/3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 129 -зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2003 № 4716; СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 - зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2011 № 19871; СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 - зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2001 № 3077.
Таким образом, установлено, что выданное ранее предписание об устранении выявленных нарушений 03-192 от 19.04.2013 г. исполнено не в полном объеме.
Невыполнение санитарно-эпидемиологических требований выразилось в следующем:
не обеспечено регулярное прохождение периодических медицинских осмотровмедицинских работников учреждения (за исключением медицинских работников детскогоотделения) в соответствии Приказу Минздравсоцразвития России № 302-н от 12.04.2011 сзанесением сведений в личные медицинские книжки, что нарушает п. 15.1 гл. I СанПиН2.1.3.2630-10;
не обеспечено благоустройство территории учреждения, что нарушает п. 2.13 гл. IСанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечено количество мест в отделениях с учетом нормируемой площади наодну койку (не менее 6 кв.м), что нарушает п.п. 3.6, 8.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечено наличие приемно-карантинного отделения в лечебном учреждении,что нарушает п. 10.1.2. гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечены оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностическогопроцесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и условий трудаработников учреждения с устранением текущих дефектов внутренней отделки впомещениях лечебного учреждения, в том числе пищеблока и дезинфекционно-камерногоотделения: стены, потолки, полы с дефектами покрытия, трещинами, щелями и выбоинами,стены и потолки черные от плесени и сырости; отмечается отслойка керамической плитки,краски и штукатурки; имеются протечки на потолках; отмечаются трещины и дефектыподоконников; в помещениях с влажностным режимом (душевых и ванных, помещенияххранения грязного белья) отделка не обеспечивает влагостойкость на всю высотупомещений), что нарушает п.п. 3.1, 4.2, 4.3, 4.5,11.14, 14.2, 14.3 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечено соответствие буфетных в отделениях требованиям, что нарушает п.14.21 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечены отделения достаточным количеством стульев, тумбочек, шкафов дляхранения личных вещей пациентов, что нарушает п. 8.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечены отделения медицинской мебелью, устойчивой к обработке моющимии дезинфицирующими средствами, что нарушает п. 8.8 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не приведены показатели искусственной освещенности в отделениях учреждения всоответствие санитарно-гигиеническим нормам в кабинете ЭКГ, старшей медсестрыотделения № 17, кабинете медстатистики диспансерного отделения, физиотерапевтическом,что нарушает п.п. 7.5, 15.2 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечен кабинет офтальмолога горячим водоснабжением; не обеспеченыкабинеты психолога, экспертизы и статистики умывальниками для мытья рук работников сподключением горячей и холодной воды, что нарушает п. 5.5 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечена установка установки во всех цехах пищеблока раковин с подводкой горячей и холодной воды согласно п.3.3 СП 2.3.6.1079-01
не обеспечена установка вытяжной вентиляции с механическим побуждением изпомещений: душевых, санитарных узлов, помещений для хранения грязного белья; необеспечено в отделениях лаборатории (паразитологическом отделе, моечной) подключениевытяжной вентиляции с механическим побуждением; не обеспечена кратностьвоздухообмена в помещениях, согласно требованиям, чтобы не допустить перетеканиевоздуха между палатами, что нарушает п.п. 6.8, 6.12, 6.26, 6.29, 6.32 гл. I СанПиН2.1.3.2630-10;
не обеспечено размещение выключателей открытых бактерицидных установок внекабинетов, что нарушает п. 11.12 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечено в отделениях устройство гардеробных с душем и туалетом и комнатприема пищи для работников, что нарушает п. 15.11, п. 15.11.1, п. 15.11.4, п. 15.12, п. 15.13,п. 15.14 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10;
не обеспечена поточность технологических процессов в помещениях пищеблока(загрузка сырья и вынос готовой продукции осуществляется через один выход), чтонарушает п.5.1 СП 2.3.6.1079-01;
не обеспечено приведение помещений пищеблока, в том числе цехов в соответствиетребованиям (с устранением дефектов внутренней отделки помещений), что нарушает п. 5.5. СП 2.3.6.1079-01 (л.д.13-17).
Представители ответчиков в судебном заседании не отрицали наличие в ОГКУЗ СОКПБ вышеуказанных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
При этом представитель ОГКУЗ «СОКПБ» в судебном заседании пояснила, что больница не оказывает платных услуг и расходует денежные средства строго по статьям расходов по целевому назначению. Устранить недостатки, отмеченные Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области, возможно лишь при наличии достаточного финансирования из областного бюджета. В связи с чем, ОГКУЗ «СОКПБ» неоднократно обращалась в Департамент Смоленской области по здравоохранению, Губернатору Смоленской области с просьбой о выделении для этих целей соответствующих денежных средств из областного бюджета.
Представитель Департамента Смоленской области по здравоохранению в судебном заседании пояснила, что объём бюджетных расходов на содержание областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения утвержден на плановый период 2014 – 2015 гг. с предельным дефицитом и не обеспечивает потребности ОГКУЗ СОКПБ. В настоящее время источник финансирования дополнительных расходов отсутствует. Вопрос о выделении указанных денежных средств будет рассматриваться при формировании областного бюджета на 2015 финансовый год и плановый период 2016 – 2017 гг..
Согласно п.1.3 Устава Областного государственное казенного учреждения здравоохранения «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральным и областным законодательством полномочий Департамента Смоленской области по здравоохранению (л.д.21).
Согласно п.1.5 Устава учреждение находится в ведении Департамента Смоленской области по здравоохранению (л.д.21).
Цель деятельности ОГКУЗ СОКПБ: восстановление и поддержание в соответствии с законодательством РФ психического здоровья населения (п.2.3 Устава) (л.д.21-24).
Из пояснений представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, данных в судебном заседании, следует, что объекты, необходимые для выполнения уставной деятельности ОГКУЗ СОКПБ, переданы данному учреждению здравоохранения в оперативное управление приказом начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 25.09.2009 г. №1659.
Из пояснений представителя Администрации Смоленской области, данных в судебном заседании, следует, что ОГКУЗ СОКПБ находится в ведении Департамента Смоленской области по здравоохранению, который является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении средств, выделяемых больнице.
Вышеуказанные пояснения участниками процесса не опровергаются.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п.2 ст.161 Бюджетного Кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно п.1 ст.221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
В силу ст. ст. 1,2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 24 указанного Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Из материалов дела усматривается, что ОГКУЗ Смоленская областная клиническая психиатрическая больница не имеет необходимых финансовых средств для осуществления всех необходимых мероприятий по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Учреждением неоднократно направлялись заявки в Департамент Смоленской области по здравоохранению на выделение дополнительного финансирования, сверх доведенных бюджетных ассигнований, а также расчет финансирования на капитальный и текущий ремонт (л.д.49-101).
Согласно ответам Департамента Смоленской области по здравоохранению Областным законом «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов» утвержден объём бюджетных расходов на содержание областных государственных учреждений здравоохранения, который не обеспечивает потребности в финансовых средствах в полном объёме. Источник финансирования заявленных больницей дополнительных расходов отсутствует (л.д.102-103).
Таким образом, исследованными доказательствами по делу установлено, что из-за недостаточного финансирования при осуществлении деятельности ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» имеют место нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные Управлением Роспотребнадзора Смоленской области в исковом заявлении, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
Поэтому с учётом обстоятельств дела и вышеприведенных правовых норм суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению с возложением обязанностей по устранению указанных нарушений на ОГКУЗ СОКПБ и Департамент Смоленской области по здравоохранению.
В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3.2630-10 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2.3.6.1079-01 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░ ░░░░░:
- ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 302-░ ░░ 12.04.2011 ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 15.1 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10.
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2.13 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░ 6 ░2), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 3.6, 8.1 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 10.1.2. ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14, 14.2, 14.3 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░.14.21 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.1 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.8 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 17, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 7.5,15.2 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.5 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.3.3 ░░ 2.3.6.1079-01;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░); ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 6.8, 6.12, 6.26, 6.29, 6.32 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 11.12 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 15.11, ░. 15.11.1, ░. 15.11.4, ░. 15.12, ░. 15.13, ░. 15.14 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.1 ░░ 2.3.6.1079-01;
- ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.5. ░░ 2.3.6.1079-01 (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░ 01 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.
2. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3.2630-10 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2.3.6.1079-01 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░ 15 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.
3.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2015 ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2016 ░ 2017 ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░ 01 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.
4.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3.2630-10 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2.3.6.1079-01 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - 31 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.
5.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3.2630-10 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2.3.6.1079-01 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░ ░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №302-░ ░░ 12.04.2011 ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 15.1 ░░. I░░░░░░2.1.3.2630-10.
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2.13 ░░. I ░░░░░░2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░ 6 ░░. ░.), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 3.6, 3.3, 8.1 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 10.1.2. ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14, 14.2,14.3░░.I░░░░░░2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░.14.21 ░░.I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.1 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.8 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 17, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 7.5, 15.2 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.5 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.3.3.░░ 2.3.6.1079-01;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░); ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 6.8, 6.12, 6.26, 6.29, 6.32 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 11.12 ░░. I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 15.11, ░. 15.11.1, ░. 15.11.4, ░. 15.12, ░. 15.13, ░.15.14 ░░.I ░░░░░░ 2.1.3.2630-10;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.5.1 ░░2.3.6.1079-01;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.5. ░░ 2.3.6.1079-01 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░ 31 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░