66RS0020-01-2019-000489-44
Дело 2-510/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2019 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Курбатовой Н.Л., с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Дубских Е.Г., при секретаре судебного заседания Патрушевой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Косулинская управляющая компания» о возложении обязанности,
установил:
прокурор обратился в суд с иском к ООО «Косулинская управляющая компания», которую просит обязать в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу решения суда обеспечить места сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при обращении с твердыми коммунальными отходами установлено, что ответчик осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и при этом не исполняет обязанность по организации мест сбора твердых коммунальных отходов надлежащим образом.
В письменном отзыве ответчика имеются возражения против удовлетворения иска, согласно которым на собственников земельных участков, на которых размещены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, возложена обязанность только по содержанию данных площадок (обустройству, покраске и т.п.), а не приобретение контейнеров (бункеров) для сбора отходов. Приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки отходов возложены на регионального оператора и являются его прямой обязанностью, должны осуществляться за счет утвержденного тарифа.
В судебном заседании помощник прокурора Дубских Е.Г. полностью поддержала заявленный иск, просила его удовлетворить по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика Ивановских И.А. возражала против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва, пояснила, что обеспечение мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов является обязанностью Администрации Белоярского городского округа совместно с фирмой «Спецавтобаза».
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В ч. 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса).
В соответствии с п. 26 (1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2013 № 290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В соответствии с п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Санитарно-эпидемиологические требования в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора определены СанПиН 42-128-4690-88.
Таким образом, действующим законодательством на ответчика как на организацию, осуществляющую обслуживание жилых домов, возложена обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, Белоярским межрайонным прокурором проведено обследование территории Белоярского городского округа, в ходе которого установлено нарушение требований законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что у ответчика, осуществляющего обслуживание многоквартирных домов, имеется возложенная на него законом обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, которая им не исполняется.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что им используются контейнерные площадки, находящиеся на муниципальных земельных участках и являющиеся собственностью муниципалитета.
Использование данных контейнерных площадок для сбора и вывода твердых коммунальных отходов не свидетельствует о выполнении ответчиком требований законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не снимает возложенную на него законом обязанность по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов применительно к обслуживаемым им многоквартирным домам.
Доводы ответчика о том, что обеспечение мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов является обязанностью регионального оператора, не основаны на неверном толковании норм права.
Так, положения п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641», на которые ссылается ответчик определяют ответственность регионального оператора за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом, в соответствии с данным постановлением под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Организация же и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая их обслуживание и очистку, законодателем на регионального оператора не возложена. Выполнение указанных работ как до, так и после изменения нормативно-правового регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложена на организации, осуществляющие обслуживание многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, а также учитывая принятие судом решения об удовлетворении иска неимущественного характера, с ответчика в местный бюджет Белоярского городского округа подлежит уплате государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Косулинская управляющая компания» в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу решения суда обеспечить места сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Косулинская управляющая компания» в доход бюджета Белоярского городского округа госпошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2019 года.
председательствующий Курбатова Н.Л.