Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Васильевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1085/2019 по иску Комлевой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Комлева Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное), в котором просила обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 19.11.1981 года по 04.12.1991 года в локомотивном депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги и произвести перерасчет пенсии с учетом указанного периода в даты назначения пенсии.
В обоснование иска указано, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области от 24.12.2018 года истцу было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости, так как на титульной листе трудовой книжки не читается печать организации, выдавшей трудовую книжку. Кроме того, в страховой стаж не был засчитан период работы с 19.11.1981 года по 04.12.1991 года в локомотивном депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги.
В последующем истец исковые требования изменила, просит обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 19.11.1981 года по 04.12.1991 года в локомотивном депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги, с 24.04.1993 года по 18.06.2002 года в АО «Химпром», произвести перерасчет пенсии по старости с момента обращения с учетом архивной справки Жамбыльского отделения магистральной сети о заработной плате за период с 1987 года по 1991 год и архивной справки ТОО «ТМЗ» о заработной плате за период с апреля 1993 года по 1998 год, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Истец Комлева Е.А. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается распискойц, о причинах неявки не сообщила, об отложении не просила. Ранее исковые требования поддерживала, указав, что ею были представлены все необходимые документы для подтверждения факта работы с 19.11.1981 года по 04.12.1991 года в локомотивном депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги и с 24.04.1993 года по 18.06.2002 года в АО «Химпром», а также предоставлены справки о заработной плате. Просит обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 19.11.1981 года по 04.12.1991 года в локомотивном депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги, с 24.04.1993 года по 18.06.2002 года в АО «Химпром», произвести перерасчет пенсии по старости с момента обращения с учетом архивной справки Жамбыльского отделения магистральной сети о заработной плате за период с 1987 года по 1991 год и архивной справки ТОО «ТМЗ» о заработной плате за период с апреля 1993 года по 1998 год. Также просит взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) Махальский Ю.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с измененными исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что истцу было обоснованно отказано в перерасчете страховой пении, так как титульный лист трудовой книжки заверен печатью организации, которая не читается. Направленные в компетентные органы запросы в отношении представленных истцом справок о заработной плате в пенсионный орган не поступили. Период работы истца в АО «Химпром» был включен в страховой стаж истца частично, с 24.04.1993 года по 31.12.2001 года, остальной период работы в данной организации с 01.01.2002 года по 18.06.2002 года в Республике Казахстан может быть включен только при наличии уплаты страховых взносов, однако сведения об их уплате отсутствуют. Требование о перерасчете пенсии с момента обращения за ней не основаны на законе, поскольку справки о размере заработной платы были представлены после назначения страховой пенсии. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает измененные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
08 декабря 1991 года было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых государств между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной.
21 декабря 1991 года подписан Протокол к этому Соглашению, в котором указано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.
13 марта 1992 года Правительства государств – участников СНГ, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения подписали Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения.
Согласно статьям 1 и 3 Соглашения о гарантиях прав граждан пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения, а также членом их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, и распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого их государств.
Согласно статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения назначение пенсий осуществляется по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р (в редакции распоряжения Правления ПФ РФ от 28.10.2005 года № 11р) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР».
Согласно п. 5 указанных рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевших место в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
С 01 января 2015 года назначение пенсии в Российской Федерации производится в соответствии с положения Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей 8 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 статьи). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 статьи). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 статьи).
Статьей 35 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены переходные положения, согласно которых продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (ч. 1 статьи). Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч. 2 статьи).
Судом установлено и не оспорено сторонами, что Комлева Елена Александровна, до 18 июня 2002 года проживала в Республике Казахстан и осуществляла трудовую деятельность. Затем переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Комлева Е.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии положениями ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ года (по достижении возраста 55 лет).
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) № 1652 от 24.12.2018 года Комлевой Е.А. отказано в перерасчете пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не представлено документов, подтверждающих факт работы с 19.11.1981 года по 04.12.1991 года в локомотивном депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги. Кроме того, на титульном листе трудовой книжки не читается печать организации, выдавшей трудовую книжку.
Между тем, оспариваемое истцом решение нельзя признать правильным по следующим основаниям:
В письме Минсоцзащиты РФ от 31.01.2004 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.1994 № 497) разъяснено, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в РФ из государств – участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Как разъяснено в Определении Верховного Суда РФ от 24.09.2018 N 81-КГ18-18, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
До регистрации в качестве застрахованного лица подтверждение трудового стажа производится в соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190.
Согласно п. 1.1 и п. 4.1 данного Положения основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка, оформленная в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работников.
В соответствии с п. 6. Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 25.03.2013) основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 2.11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 (ред. от 19.10.1990), действующей до 2003 года, первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка.
Судом установлено, что истцом в пенсионный орган был представлен бланк трудовой книжки, записи в которой выполнены на русском языке, каждая запись имеет ссылку на номер и дату приказа, заверена должностным лицом и скреплена печатью также на русском языке.
Также трудовая книжка содержит сведения о том, что первой организацией, в которой Комлева Е.А. начала свою трудовую деятельность, является Локомотивное депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги, до поступления в данное предприятие Комлева Е.А. стажа работы не имела. Указанные записи заверены штампом предприятия и печатью отдела кадров предприятия, которые понятны и читаемы.
Подлинная трудовая книжка истца обозревалась судом, каких-либо сомнений она не вызывает.
Из Архивной справки №170Б от 14.06.2018 года о реорганизации предприятия следует, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 282 от 11.04.1977 года и приказа МПС № 26/Ц от 18.04.1977 года Казахская железная дорога разукрупнена и организована Алма-Атинская железная дорога. Джамбулское отделение дороги включено в состав Алма-Атинской железной дороги. Постановлением Правительства РК № 129 от 31.01.1997 Джамбулское отделение дороги реорганизовано в дочернее предприятие ГРП «КТЖ». Приказом Департамента транспорта и коммуникаций РК № 500/Ц от 14.07.1998 года Алма-Атинская железная дорога реорганизована в РГП « Казахстан темир жолы», которое в соответствии с Постановлением правительства РК 310 от 15.03.2002 года реорганизовано в ЗАО «НК «КТЖ» и образован филиал Жамбылское отделение перевозок. На основании приказа от 02.04.2004 года ЗАО «НК «КТЖ» перерегистрировано в АО «НК «КТЖ». Заседанием правления от 15.04.2007 года АО «НК «КТЖ» Жамбылское отделение перевозок переименовано АО «НК «КТЖ» Жамбылское отделение дороги, правопреемником которого является АО «НК «КТЖ» Жамбылское отделение Магистральной сети.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что работа истца в локомотивном депо Джамбул проходила именно на территории Алма-Атинской железной дороги Казахстана, справка о заработной плате выдана правопреемником Алма-Атинской железной дороги.
Представитель ответчика достоверных и достаточных доказательств недействительности записей в трудовой книжке истца, а также сведений, указанных в Архивной справке о реорганизации предприятия и Архивной справке о заработной плате истца с января 1987 года по декабрь 1991 года, свидетельствующих о факте работы истца в период с 19.11.1981 года по 04.12.1991 года в локомотивном депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги, суду не представил.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным принять в качестве доказательств подтверждения страхового стажа истца вышеуказанную трудовую книжку и справку о заработной плате за период с января 1987 года по декабрь 1991 года, поскольку Жамбыльское отделение Магистральной сети является правомочным лицом для выдачи справок о трудовой деятельности в отношении лиц, работавших на Алма-Атинской железной дороге.
Таким образом, суд считает доказанным факт работы истца с 19.11.1981 года по 04.12.1991 года в локомотивном депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги и указанный период подлежит включению в страховой стаж истца для назначения страховой пенсии.
Истцом также заявлено о включении в страховой стаж периода работы с 24.04.1993 года по 18.06.2002 года в АО «Химпром».
Согласно п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначение пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств-республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р (ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил подсчета и подтверждения стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются:
- периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами,
- периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина, в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, из содержания указанных норм права и разъяснений Верховного Суда РФ в их системной взаимосвязи следует, что периоды работы истца, по рассматриваемой категории дел, должны подтверждаться либо документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами о работе до 01.01.2002 года, либо об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, либо компетентных органов Казахстана, о работе после 01.01.2002 года.
Из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что период работы истца в АО «Химпром» частично включен в страховой стаж истца, а именно период с 24.04.1993 года по 31.12.2001 года, и страховая пенсия выплачивалась истцу с учетом указанного периода. Период с 01.01.2002 года по 18.06.2002 года в страховой стаж включен не был в связи с отсутствием сведений компетентного органа Республики Казахстан об уплате в указанный период страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Факт включения в страховой стаж Комлевой Е.А. периода работы с 24.04.1993 год по 31.12.2001 года подтверждается справкой ответчика от 25.03.2019 года.
Истец Комлева Е.А. достоверные и достаточные доказательства уплаты с 01.01.2002 года по 18.06.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование на территории Казахстана не представила, документы об уплате указанных взносов от компетентных органов Казахстана в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в удовлетворении требований о включении в страховой стаж периода работы с 01.01.2002 года по 18.06.2002 года в АО «Химпром» следует отказать.
Рассматривая исковые требования о производстве перерасчета размера страховой пенсии, суд установил следующее:
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что пенсионные права граждан за каждый год фиксируются в баллах (индивидуальный пенсионный коэффициент). При расчете пенсии учитываются суммы индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 года и после указанной даты. Размер страховой пенсии определяется путем умножения величины индивидуального пенсионного коэффициента пенсионера на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного по состоянию на день, с которого назначается страхования пенсия (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Количество индивидуального пенсионного коэффициента до 01.01.2015 года определяется с учетом продолжительности страхового стажа и величины заработной платы до 01.01.2002 года, а также суммы страховых взносов и иных поступлений в пенсионный фонд РФ с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года, отраженных в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Величина индивидуального пенсионного коэффициента после 01.01.2015 года зависит от суммы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую пенсию с указанной даты.
Суд считает, что в данном случае основанием для перерасчета пенсии является увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Истцом представлена Архивная справка № 170А от 14.06.2018 года, выданная АО «НК «КТЖ» Жамбылское отделение Магистральной сети, о размере заработной платы Комлевой Е.А. за период с 1987 года по 1991 год.
Суд полагает возможным принять в качестве доказательств подтверждения размера заработка справку о заработной плате за период с 1987 года по 1991 год, поскольку, как установлено выше, АО «НК «КТЖ» Жамбылское отделение Магистральной сети является правомочным лицом для выдачи справок по трудовой деятельности лиц, работающим на Алма-Атинской железной дороге. Положения указанной справки подлежат учету при перерасчете размера страховой пенсии.
Также истцом представлена Архивная справка № 5/4 2019 от 14.06.2018 года, выданная ТОО «Таразский металлургический завод», которая содержит сведения о том, что Комлева Е.А. в период с 24.04.1993 года по 18.06.2002 года работала в АО «Химпром» в цехе № 50 «Питания», а также сведения о размере заработной платы за период работы с апреля 1993 года по декабрь 1998 года.
Согласно справки о переименовании предприятия № 4/4-1837 от 27.03.2018 года АО «Химпром» было преобразовано в ОАО «Химпром 16.09.1996 года. Архивные документы по личному составу ОАО «Химпром» были переданы на хранение в ТОО «Химпром-2030» на основании договора № 79 от 19.11.2002 года, предоставляющего организации права на предоставление заверенных справок, а также наделяющего ответственностью за достоверность предоставляемых документов. ТОО «Химпром-2030» 13.08.2007 года перерегистрировано в ТОО «Таразский металлургический завод» (ООО «ТМЗ»).
Суд полагает возможным принять в качестве доказательств подтверждения размера заработка справку о заработной плате за период с апреля 1993 года по декабрь 1998 года, поскольку ТОО «Таразский металлургический завод» является правомочным лицом для выдачи справок о трудовой деятельности в отношении лиц, работавших в АО «Химпром». Положения указанной справки подлежат учету при перерасчете размера страховой пенсии.
В соответствии со ст. 23 ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Судом установлено, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии истцом были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие размер заработной платы: Архивная справка Жамбылского отделения Магистральной сети о заработной плате за период с 1987 года по 1991 год, а также Архивная справка ТОО «Таразского металлургического завода» о заработной плате за период с апреля 1993 года по 1998 год.
Поскольку у ответчика возникли сомнения в предоставленных документах, им были сделаны соответствующие запросы, ответы на которые в пенсионный орган не поступили до настоящего времени, что не оспорено и самим истцом.
Пунктом 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Таким образом, закон предоставляет право выбора порядка оценки пенсионных прав по наиболее выгодному для застрахованного лица варианту, в связи с чем, суд считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии Комлевой Е.А. по наиболее выгодному для нее варианту.
Из материалов дела следует и подтверждено представителем ответчика, что с заявлением о перерасчете размера пенсии истец Комлева Е.А. в пенсионный орган обратилась 10.09.2018 года, таким образом, перерасчет пенсии должен быть произведен с 01.10.2018 года, а не с даты назначения пенсии, как заявлено истцом, поскольку законом для перерасчета установлен исключительно заявительный характер.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно чек-ордера истцом при подаче иска в суд уплачена госпошлина в размере 300 руб., которая в силу ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) включить в страховой стаж Комлевой Елены Александровны период работы с 19.11.1981 года по 04.12.1991 года в локомотивном депо Джамбул Алма-Атинской железной дороги.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) произвести перерасчет размера страховой пенсии, назначенной Комлевой Е.А. по наиболее выгодному варианту, начиная с 01.10.208 года, с учетом архивной справки Жамбылского отделения Магистральной сети о заработной плате за период с 1987 года по 1991 год, а также архивной справки ТОО «ТМЗ» о заработной плате за период с апреля 1993 года по 1998 год.
В остальных требованиях отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) в пользу Комлевой Е.А. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2019 года.
Председательствующий: