РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.
при секретаре Пугачевой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-751/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Чечетову О.И. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Чечетову О.И., в котором просит взыскать с последнего сумму недоимки по транспортному налогу по требованиям № от 04.02.2019 г., № от 08.02.2020 г. в размере 5 373,72 рублей, из которых задолженность по транспортному налогу за 2018 г. – 2 448 рублей, за 2017 г. – 2 846 рублей, пени по транспортному налогу в размере 79,72 рублей, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему транспортного средства, не исполнил в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес были направлены требования об уплате транспортного налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которые были оставлены без исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Чечетов О.И. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщил. Ходатайств об отложении разбирательства по делу, о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, ознакомившись с материалами дела, возражениями на административное исковое заявление, дополнениями к ним, считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2017 г. Чечетову О.И. на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства: <данные изъяты>, г/н №, <данные изъяты>, г/н №.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
В адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление № от 23.08.2018 г., в котором Чечетову О.И. предлагалось в срок до 03.12.2018 г. оплатить, в том числе, транспортный налог в размере 2 846 рублей, а именно: за автомобиль <данные изъяты>, г/н № (<данные изъяты>) в размере 1 418 рублей, за автомобиль <данные изъяты>, г/н № (<данные изъяты>) в размере 1 428 рублей.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Ввиду невнесения Чечетовым О.И. оплаты транспортного налога за 2017 налоговый период, были начислены пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 г. по 03.02.2019 г. в размере 45,28 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
В адрес налогоплательщика Чечетова О.И. Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было направлено требование № по состоянию на 04.02.2019 г. об уплате за 2017 налоговый период транспортного налога в размере 2 846 рублей, пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 г. по 03.02.2019 г. в размере 45,28 рублей.
Налоговым органом был предоставлен срок исполнения требования № до 01.04.2019 г., до наступления которого Чечетовым О.И. не было исполнено вышеуказанное требование.
Также судом установлено, что в 2018 налоговый период Чечетову О.И, на праве собственности принадлежал автомобиль <данные изъяты>, г/н №.
В адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление № от 25.07.2019 г., в котором Чечетову О.И. предлагалось в срок до 02.12.2019 г. оплатить, в том числе, транспортный налог в размере 2 448 рублей, а именно: за автомобиль <данные изъяты>, г/н № (<данные изъяты>) в размере 2 448 рублей.
Ввиду неисполнения Чечетовым О.И. обязанности по уплате налога в срок, установленный налоговым уведомлением, в соответствии со ст. 75 НК РФ, Чечетову О.И. были начислены пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 г. по 07.02.2020 г. в размере 34,44 рублей.
Руководствуясь ст. 69 НК РФ, налоговым органом в адрес Чечетова О.И. было направлено налоговое требование № по состоянию на 08.02.2020 г., в котором предлагалось в срок до 24.03.2020 г. оплатить транспортный налог за 2018 налоговый период в размере 2 448 рублей, пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 г. по 07.02.2020 г. в размере 34,44 рублей.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, казанных в требовании об уплате налога.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Поскольку требования № от 04.02.2019 г., № ОТ 08.02.2020 Г. не были исполнены Чечетовым О.И. в установленный срок, 31.08.2020 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чечетова О.И. недоимки по транспортному налогу и пени на общую сумму 5 373,72 рублей. Мировым судьей судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области 31.08.2020 г. был вынесен судебный приказ № 2а-2772/2020 о взыскании с Чечетова О.И. указанной выше суммы, который определением от 08.09.2020 г. был отменен на основании возражений, поступивших от должника.
После отмены судебного приказа 18.12.2020 г. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогам и по пени. Иск подан в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.
Поскольку доказательств внесения оплаты образовавшейся недоимки по транспортному налогу административным ответчиком не представлено, суд полагает обоснованными административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области о взыскании с Чечетова О.И. задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в размере 2 448 рублей, задолженности по транспортному налогу за 2017 г. – 2 846 рублей, пени по транспортному налогу в размере 79,72 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Чечетова О.И. в пользу Межрайонной ИНФС России № 19 по Самарской области задолженность по транспортному налогу в размере 5 373,72 рублей, из которых:
– транспортный налог за 2018 г. в размере 2 448 рублей;
– пени по транспортному налогу за 2018 г. за период 03.12.2019 г. по 07.02.2020 г. в размере 34,44 рублей;
– транспортный налог за 2017 г. в размере 2 846 рублей;
– пени по транспортному налогу за 2017 г. за период 04.12.2018 г. по 03.02.2019 г. в размере 45,28 рублей.
Взыскать с Чечетова О.И. в доход бюджета муниципального образования г.о.Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня его вынесения.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.03.2021 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина