Дело №2 - 6682/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Кузьминой Е.В.
При секретаре Возыка О.В.
С участием: истца Бондаревой Н.В., ее представителя Боркова С.Ф., представителя администрации г. Благовещенска Денисовой И.А., третьего лица Васиной О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаревой Натальи Владимировны к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома, обязании сформировать земельный участок для многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Бондарева Н.В. обратилась в Благовещенский городской суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что она является собственником квартиры № 4 многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска. К указанному многоквартирному жилому дому относятся постройки в виде сараев, дровняков, септика, площадки мусоросборника, туалета, забора, расположенные на общем земельном участке. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ведении в действие ЖК РФ» и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В настоящее время земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом по *** г. Благовещенска не сформирован, вследствие чего администрация г. Благовещенска в рамках распоряжения данной землей, предоставила часть земельного участка под строительство гаражей, игнорируя права собственников многоквартирного жилого дома. При этом действительно, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч.ч. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов входящих в состав общего имущества в таком доме. В *** года истец обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома, т.к. на основании ч.ч. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. *** администрацией г. Благовещенска истцу было отказано в формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом по *** г. Благовещенска, со ссылкой на проведение работ по подготовке проекта планировки границ территории квартала ***. Действия администрации *** по отказу в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом заявитель полагает необоснованными, указав, что в настоящее время в квартале *** г. Благовещенска администрацией г. Благовещенска осуществляется выделение земельных участков под строительство жилых домов и гаражей без учета каких-либо проектов межевания территории. Кадастровым планом территории квартала *** подтверждается, что квартал, площадью 6,17 га, ограничен ориентирами ул. Красноармейска - *** - *** - ***, с сформированными границами под *** объектов недвижимости, в том числе под новое строительство гаражей и многофункциональных объектов недвижимости. При данных обстоятельствах полагает, что действия администрации г. Благовещенска по отказу в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома являются незаконными. Пояснила, что земельный участок под многоквартирным жилым домом по *** г. Благовещенска с *** года используется в границах, обозначенных забором, который также принадлежит собственникам помещений многоквартирного жилого дома. Отказ ответчика в формировании земельного участка препятствует защите прав собственников помещений в многоквартирном жилом доме в отношении земельного участка под домом, часть которого предоставлена администрацией г. Благовещенска под строительство гаражей без учета прав собственников многоквартирного жилого дома.
На основании изложенного, уточнив в ходе производства по делу предмет исковых требований, истец просила суд признать незаконными действия администрации г. Благовещенска по отказу в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома по *** в квартале *** г. Благовещенска; обязать администрацию г. Благовещенска сформировать земельный участок для многоквартирного жилого дома по *** в квартале *** г. Благовещенска.
Истец, ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, настаивали на их удовлетворении, привели доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Истец суду дополнительно пояснила, что одновременно с отказом в формировании многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска, администрацией г. Благовещенска было принято решение о предоставлении части земельного участка, непосредственно прилегающего к жилому дому, огороженного забором и с *** года находящегося в пользовании собственников и владельцев помещений многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска, под строительство гаражей. При этом отсутствие проекта планировки границ территории квартала не препятствует администрации г. Благовещенска в предоставлении части земельного участка, используемого собственниками многоквартирного жилого дома, для строительства гаражей. Полагает, что действиями администрации г. Благовещенска нарушены ее права как собственника помещения в многоквартирном жилом доме.
Представитель администрации г. Благовещенска в ходе судебного разбирательства возражала против удовлетворения исковых требований Бондаревой Н.В., в обоснование возражений указав, что действительно в администрацию г. Благовещенска поступало заявление истца с просьбой сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по *** г. Благовещенска, данное заявление было рассмотрено, *** за исх. *** был вынесен отказ в формировании земельного участка, основанием отказа явилось отсутствие документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, интересующий заявителя. Пояснила, что в соответствии с ч. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Согласно ст. 16 Федерльного закона «О введении в действие ЖК РФ» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, правоотношения по формированию земельных участков для многоквартирных жилых домов регулируются нормами жилищного законодательства, а положения ст. 36 ЗК РФ, регулирующие отношения по приобретению прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения в данном случае применению не подлежат. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ. По совокупности положений главы 5 Градостроительного кодекса РФ границы застроенных и незастроенных земельных участков определяются в соответствии с проектом планировки и межевания территории. Согласно положениями ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Проект планировки является основой для разработки проекта межевания территорий. Согласно ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществится в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. По совокупности вышеназванных законоположений, отсутствие документации по планировке территории в запрашиваемой части явилось объективным препятствием для формирования запрашиваемого земельного участка. Указала, что на сегодняшний день срок муниципального контракта по подготовке проекта планировки территории действительно истек, но подготовка документации по планировке территории не произведена до настоящего времени по объективным причинам. В материалах дела имеются доказательства того, что администрацией г. Благовещенска ведутся работы по подготовке проекта планировки, но на сегодняшний день сказать точную дату окончания данных работ невозможно, т.к. возникли определенные трудности по исполнению данного контракта, состоялся ряд судебных слушаний по его исполнению. Так, институт урбанистики обращался в Арбитражный суд Амурской области с исковыми требованиями к администрации г. Благовещенска о взыскании денежных средств за выполненную работу по муниципальному контракту. Во внесудебном порядке решался вопрос с ПП но положительных результатов это не дало, в связи с чем, ОАО «Пензолеспроект» обратилось с иском к администрации г. Благовещенска о взыскании денежных средств, однако, как следует из судебных актов, имеющихся в деле, по результатам судебного разбирательства было установлено, что исполнителем работы по топографической съемке в полном объеме не выполнены. После вступления в законную силу решения суда в отношении ПП администрацией г. Благовещенска будет предъявлен иск к указанной организации о получении результата работ в виде топографической съемки, на сегодняшний день данный иск находится в стадии подготовки. Указала, что из представленного кадастрового плана земельного участка от *** действительно следует, что ранее существовавший земельный участок с кадастровым номером ***, имел разрешенное использование под размещение многоквартирного жилого дома и, как следует из страницы 2 кадастрового плана, был занят двумя жилыми домами. Каким образом данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и снят с него, пояснить затруднилась, указав при этом, что из кадастрового плана усматривается, что площадь данного земельного участка являлась декларативной. Пояснила, что для предоставления земельных участков под строительство гаражей либо многоквартирного жилого дома такие жесткие требования как для формирования земельных участков под существующими многоквартирными домами отсутствуют, а, следовательно, отсутствие документации по планировке территории не препятствует предоставлению земельных участков под указанные цели, в отличие от формирования земельных участков под существующие многоквартирные жилые дома. На основании изложенного, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо Васина О.А. в ходе судебного разбирательства поддержала заявленные исковые требования, поддержала доводы, изложенные истцом и ее представителем.
В судебное заседание не явились третьи лица - Васин Р.А., Столярова Н.А., Васин А.А., Стриколев А.Н., Столяров И.Р., Строколёва И.П., Стриколёв П.А., Стриколева Т.Д., Васин А.А., Полетаева В.А., Флях Е.Г., Гайдуков А.Е., Михайлов Е.И., Гайдукова С.Г., Михайлова М.Г., Бондарева А.А., Решетков А.В., а также представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом муниципального образовании г. Благовещенка, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не известны, имеется письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска. При данных обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся третьих лиц.
При этом из представленного в адрес суда письменного отзыва Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска усматривается, что согласно п. 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, утвержденного постановлением мэра г. Благовещенска от *** ***, Комитет является структурным подразделением администрации г. Благовещенска в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом. Согласно раздела 4 Положения о разграничении полномочий между структурными подразделениями администрации муниципального образования г. Благовещенска в сфере регулирования земельных правоотношений, утвержденного постановлением мэра г. Благовещенска от *** ***, в части заключения договоров купли-продажи, аренды земельных участков компетенция Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска является ограниченной, поскольку осуществляется исключительно на основании постановления мэра города. Самостоятельно заключить какой-либо договор или предоставить земельный участок в собственность или в аренду Комитет не вправе, поскольку не обладает такими полномочиями.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***, ***, копий свидетельства о государственной регистрации права *** от ***, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что на основании договора *** на безвозмездную передачу жилой площади в коммунальной квартире в собственность граждан от *** истцу Бондаревой Наталье Владимировне на праве общей долевой собственности (3/4 доли в праве) принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г. Благовещенск, ***, кв. ***, ком. *** (адрес предшествующей регистрации ***, что следуют из выписки из адресного реестра г. Благовещенска).
Также установлено, что *** Бондарева Н.В. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением (вход. *** от ***), содержащим просьбу сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по *** г. Благовещенска.
В ответ на указанное обращение администрацией г. Благовещенска за подписью *** г. Благовещенска КМ *** за исх. *** истцу был направлен ответ, в котором сообщалось, что администрацией г. Благовещенска рассмотрено соответствующее обращение Бондаревой Н.В. о формировании земельного участка под жилым многоквартирным домом. Согласно пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Поэтому для формирования земельного участка, используемого для многоквартирного дома по адресу: *** в квартале ***, должен быть выполнен и утвержден в установленном порядке проект планировки и проект межевания территории квартала ***. В настоящее время ведутся работы по подготовке проекта планировки Центрального и Центрально - исторического районов города, в границы которого входит территория квартала ***. После утверждения данного проекта в установленном порядке, возможна подготовка проектов межевания территории в границах элементов планировочной структуры за счет бюджетных средств, предусмотренных, в соответствии с графиком подготовки документации по планировке территории, и проведение мероприятий по обеспечению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Анализируя указанный ответ администрации г. Благовещенска, суд, несмотря на отсутствие соответствующего прямого категорического указания, расценивает данный ответ как отказ органа местного самоуправления в удовлетворении заявления Бондаревой Н.В. о формировании земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом, поскольку из смысла оспариваемого ответа явно усматривается, что работы по формированию земельного участка по заявлению Бондаревой Н.В. проводиться не будут. То обстоятельство, что указанный ответ представляет собой отказ в удовлетворении заявления истца о формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома, подтвердила в судебном заседании и представитель администрации г. Благовещенска.
Проверяя законность и обоснованность отказа администрации г. Благовещенска в формировании земельного участка по заявлению истца, суд учитывает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 8, ст. 9 Конституции Российской Федерации). Право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения частной собственности на землю установлены положениями Земельного Кодекса Российской Федерации, в частности согласно ч.ч. 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу, право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности приобретается за плату. Возможность приобретения права собственности на безвозмездной основе допускается в качестве исключения в случаях, прямо установленных законом.
Так, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Анализируя приведенные нормы права, суд отмечает, что вопросы возникновения прав в отношении земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом, комплексно регулируются нормами земельного и жилищного законодательства Российской Федерации. Положения Земельного кодекса РФ устанавливают, что такой земельный участок предоставляется в общую долевую собственность домовладельцев. При этом, порядок и условия такого предоставления земельное законодательство не регулирует, ограничиваясь отсылкой на соответствующие положения жилищного законодательства.
Указанные в ч. 2 ст. 36 ЗК РФ порядок и условия передачи земельного участка в общую долевую собственность домовладельцев закреплены положениями Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Так, в соответствие со ст. 16 указанного Федерального закона в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом судом учитывается, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ЕЮ, ВП и ЕА положения части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой они препятствуют собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36. Установлено, что впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о правомочности обращения Бондаревой Н.В. как собственника помещения в многоквартирном жилом доме по *** г. Благовещенска в индивидуальном порядке в администрацию г. Благовещенска с заявлением о формировании земельного участка для указанного многоквартирного жилого дома.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона *** от *** «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона Амурской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляют следующие полномочия: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и настоящим Законом.
На основании указанных правовых норм суд приходит к выводу, что на территории г. Благовещенска формирование земельных участков, на которых расположены жилые многоквартирные дома, относится к полномочиям администрации г. Благовещенска, что не оспаривалось в ходе производства по делу представителем ответчика.
Из положений ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации сформирован не был, с момента обращения собственника помещения в многоквартирном доме в орган местного самоуправления по вопросу формирования данного земельного участка у органа местного самоуправления возникает обязанность осуществить соответствующие действия по формированию данного земельного участка. С момента формирования земельный участок бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается исключительно с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Постановлением Конституционного Суда РФ от *** *** положения ч. 2 и ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» во взаимосвязи с ч. 1 и ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 3 ст. 3 и п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ - как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от *** *** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст.36 ЖК РФ.
Как следует из оспариваемого ответа администрации г. Благовещенска, пояснений представителя ответчика, изложенных в ходе судебного разбирательства, возможность формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом до разработки проектов межевания и планировки территории отсутствует, что и послужило основанием к отказу в удовлетворении заявления истца о формировании земельного участка. В обоснование данных доводов администрация г. Благовещенска ссылается на положения п. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», устанавливающие, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Указанная норма права, по мнению стороны ответчика, не допускает возможности формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом в случае отсутствия проектов планировки и межевания территории.
По мнению суда, данная позиция ответчика основана на неправильном толковании положений действующего законодательства. В силу приведенных выше императивных правовых норм окончание формирования земельного участка влечет безусловное и немедленное возникновение права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном жилом доме в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. В связи с этим препятствия в формировании земельного участка одновременно являются и препятствиями в возникновении у собственников помещений в многоквартирном доме права общей долевой собственности в отношении указанного земельного участка. Ранее судом было установлено, что вопросы возникновения права частной собственности в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, входят в предмет земельного права и подлежат регулированию земельным законодательством. Положения ч. 2 ст. 36 ЗК РФ четко определив, что земельный участок под многоквартирным жилым домом переходит бесплатно в общую долевую собственность домовладельцев, в части регулирования порядка и условий возникновения такого права отсылают к нормам жилищного законодательства. Условия и порядок возникновения права общей долевой собственности, как ранее указывалось, содержатся в положениях ст. 16 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Суд обращает внимание, что данные положения связывают возникновение права собственности только с процессом формирования земельного участка, окончание которого влечет безусловное возникновение права общей долевой собственности домовладельцев на земельный участок. Положения данной нормы, равно как и иные положения жилищного законодательства, не связывают возможность формирования земельного участка, а соответственно и возможность возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, с разработкой проектов межевания и планировки территории, относящейся к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляемой в зависимости от наличия с их стороны соответствующего волеизъявления, поскольку возникновение права собственности на земельный участок не может быть поставлено в зависимость от исполнения либо неисполнения (ненадлежащего исполнения) органом местного самоуправления обязанности по разработке проектов межевания и планировки территории. В свою очередь сам по себе Федеральный закон «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не входят в систему жилищного законодательства, поскольку не содержат норм, регулирующих жилищные правоотношения. Между тем, из содержания ч.2 ст. 36 ЗК РФ следует, что условия и порядок возникновения права общей долевой собственности, устанавливаются именно жилищным законодательством. Соответственно, применяя описанным выше способом положения п. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», орган местного самоуправления фактически указывает на наличие дополнительных условий, соблюдение которых необходимо для формирования земельного участка, а соответственно и для возникновения прав у собственников помещений в отношении земельного участка.
При этом, судом не усматривается коллизии правовых норм, поскольку приведенные положения законов по своему содержанию не противоречат друг другу. Ошибочным является именно порядок применения данных законов органами местного самоуправления. Анализируя положения п. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» суд не усматривает обязательность существования проектов планировки и межевания территорий для целей формирования земельных участков, поскольку исследуемые положения не содержат запрета на формирование земельных участков до разработки соответствующих проектов. Назначение проектов планировки и межевания территории сводится к обеспечению устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ст. 41 Градостроительного кодекса РФ). Между тем, положения Градостроительного кодекса РФ не содержат требований о приостановлении строительства, равно как и формирования земельных участков, на территориях, проекты планировки и межевания которых к моменту осуществления соответствующего юридического действия не разработаны. При таких обстоятельствах, принимая во внимание правовое значение проектов планировки и межевания территории, а также учитывая прямое указание закона, суд приходит к выводу, что формирование земельных участков производится в обязательном порядке с учетом проектов межевания и планировки при их наличии. В свою очередь отсутствие данных документов не является препятствием к формированию земельного участка, действующее законодательство не содержит прямого запрета на формирование земельных участков в отсутствие документации по планировке территории.
Также суд обращает внимание, что в соответствии с ч.ч. 1-3, 5 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат: 1) схему расположения элемента планировочной структуры; 2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; 3) схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта на соответствующей территории; 4) схему границ территорий объектов культурного наследия; 5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий; 6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; 7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов.
Положения данных статей содержат исчерпывающий перечень сведений (информации), помещаемых в соответствующую документацию по планировке территории. По мнению суда, и при отсутствии в настоящее время утвержденных в установленном порядке проектов планировки и межевания территории орган местного самоуправления обладает всей необходимой для формирования земельного участка информацией, либо может ее получить путем направления соответствующего запроса, что обеспечит возможность формирования земельного участка и учет законных интересов всех участников земельных правоотношений, будет способствовать устойчивому развитию территории. Доказательств обратного, а именно отсутствия у органа местного самоуправления каких-либо конкретных сведений, включаемых в документацию по планировке территории, объективно исключающих возможность формирования земельного участка под многоквартирным домом, суду ответчиком не представлено.
Кроме того, судом учитывается, что как следует из представленного в материалы дела кадастрового плана земельного участка от *** ***, земельный участок, занятый жилыми домами по ***, *** (в настоящее время согласно выписке из адресного реестра ***), расположенный в западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по *** - *** - *** - *** (квартал ***), декларативной площадью 9998 кв.м. с разрешенным использованием под многоквартирный жилой дом, ранее был поставлен на государственный кадастровый учет, земельному участку был присвоен кадастровый номер ***.
При этом из кадастровой выписки от *** *** на земельный участок с кадастровым номером *** (равнозначным кадастровому номеру ***) следует, что данный земельный участок снят с кадастрового учета ***, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, в границах которых расположены иные объекты недвижимости. Уведомлением об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от *** *** подтверждается отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по ***.
Из кадастровой выписки от *** *** на земельный участок с кадастровым номером *** (предыдущий номер ***), расположенный под многоквартирным жилым домом по *** г. Благовещенска, материалов кадастрового дела на данный земельный участок усматривается, что в ***-*** годах, т.е. уже после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», было произведено формирование данного земельного участка, ранее поставленного на государственный кадастровый учет по декларативной площади, в связи с чем, на основании заявления уполномоченного представителя администрации г. Благовещенска от *** был произведен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, Управлением Росреестра по Амурской области *** принято решение об уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***, с разрешенным использованием - под многоквартирный жилой дом, площадью 712 кв.м., согласно межевого плана от ***.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, также подтверждают отсутствие в настоящее время объективных обстоятельств, препятствующих формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по *** г. Благовещенска, также располагающегося в границах ранее существующего земельного участка с кадастровым номером ***.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией г. Благовещенска предпринимаются все необходимые меры по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, утверждение которых позволит производить формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами, суд находит несостоятельным.
При этом судом учитывается, что постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** в целях обеспечения устойчивого развития территории и повышения эффективности использования городских земель, в соответствии с главой 5 Градостроительного кодекса РФ было предписано подготовить проект планировки территории Центрального и Центрально-исторического планировочных районов, ограниченной ***, ***, железнодорожной веткой вдоль ***, *** и *** г. Благовещенска в границах, согласно прилагаемой схемы. Срок действия данного постановления установлен два года с момента принятия. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела срок действия указанного постановления истек, доказательств продления срока его действия не представлено.
*** на основании протокола Единой комиссии по размещению заказов *** от *** между администрацией г. Благовещенска (Заказчик) и ФГУП «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» (Исполнитель) был заключен муниципальный контракт *** на разработку документации по планировке территории, по условиям которого Исполнитель обязался разработать и передать Заказчику документацию по планировке территории - проекта планировки территории Центрального и Центрально-исторического планировочный районов, ограниченной ***, ***, ***, железнодорожной веткой вдоль ***, *** и *** муниципального образования г. Благовещенска, а Заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы. В соответствии с календарным планом, являющимся приложением к муниципальному контракту, выполнение работ предусмотрено в два этапа: окончание *** этапа работ - *** года, окончание работ 2 этапа работ - *** года, утверждение разработанной документации мэром после проведения публичных слушаний - *** года.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, несмотря на истечение установленного муниципальным контрактом сроков выполнения работ, проект планировки территории Центрального и Центрально-исторического планировочных кварталов г. Благовещенска, до настоящего времени не подготовлен и в установленном порядке не утвержден, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
При этом из материалов дела усматривается, что в связи с ненадлежащим исполнением администрацией г. Благовещенска принятых на себя по муниципальному контракту обязательств по финансированию работ по разработке документации по планировке территории в *** году ФГУП «Российской государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» обратился в Арбитражный суд Амурской области с исковыми требованиями о взыскании с администрации г. Благовещенска задолженности за выполненную работу по второму этапу муниципального контракта *** от *** в сумме *** рублей.
Определением Арбитражного суда Амурской области от *** производство по делу было прекращено в связи с утверждением мирового соглашения, заключенного между ФГУП «Российской государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» и администрацией г. Благовещенска, по условиям которого ответчик уплачивает истцу задолженность в размере *** рублей в срок до ***.
В *** году Арбитражным судом Амурской области рассматривался спор, инициированный ПП о взыскании с администрации г. Благовещенска задолженности по муниципальному контракту от *** ***, по условиям которого истец обязался выполнить работы по созданию цифровой картографической продукции, а ответчик обязался принять и оплатить выполненные работы. По результатам рассмотрения дела в удовлетворении исковых требований ПП было отказано.
При этом несмотря на то, что срок действия постановления мэра г. Благовещенска от *** *** истек, как и установленные муниципальным контрактом *** от *** сроки выполнения работ по разработке проекта планировки территории Центрального и Центрально-исторического планировочных районов, каких-либо мер, направленных на скорейшее завершения указанных работ в целях обеспечения устойчивого развития территории, обеспечения установления границ земельных участков с учетом проектов планировки и межевания территории, администрацией г. Благовещенска не предпринято, доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено. Как установлено в ходе судебного разбирательства, имевшие место судебные разбирательства по вопросам подготовки документации по планировке территории были инициированы контрагентами администрации г. Благовещенска по заключенным муниципальным контрактам и были обусловлены ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств.
Вместе с тем судом учитывается, что бездействие администрации г. Благовещенска, заключающееся в непринятии необходимых и действенных мер к разработке и утверждению документации по планировке территории, подготовка которой была начата еще в *** года (т.е. более четырех лет назад), как и не исполнение своих обязательств контрагентами ответчика по муниципальным контрактам, не может служить основаниям для ограничения гарантированных законом прав собственников помещений многоквартирного жилого дома на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен данный дом, а также препятствовать защите их прав в отношении данного земельного участка.
Суд отмечает, что признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства из пояснений истца, ее представителя, третьего лица судом установлено, что необходимость скорейшего формирования земельного участка для многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска, завершение которого повлечет возникновение у собственников помещений в многоквартирном жилом доме права общей долевой собственности на данный земельный участок в определенных по результатам формирования границах, вызвана необходимостью защиты прав собственников помещений в многоквартирном жилом доме на данный земельный участок, обусловленной тем, что в *** году администрацией г. Благовещенска часть земельного участка, которая по мнению истца, относится к территории многоквартирного жилого дома, огражденной забором и с *** года находящейся в пользовании собственников и владельцев помещений указанного дома, в нарушение закона была предоставлена другим лицам путем формирования самостоятельных земельных участков и предоставления их на основании постановления администрации г. Благовещенска *** от *** АИ, ОА, НБ, КВ, МС, ТМ, ИГ под строительство и размещение гаражей. Отказ администрации г. Благовещенска в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска препятствует защите прав собственников помещений жилого дома в отношении расположенного под ним земельного участка ввиду того, что координаты характерных точек границ земельного участка в установленном законом порядке не определены, земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, что затрудняет процесс доказывания необоснованного захвата части земельного участка.
При этом из сравнительного анализа кадастрового плана кадастрового квартала с кадастровым номером *** от *** и выписки из адресного реестра г. Благовещенска следует, что вышеуказанные вновь сформированные земельные участки под размещение гаражей, действительно находятся в непосредственной близости от многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска.
Кроме того, судом учитывается, что как следует из указанного кадастрового плана от ***, на территории кадастрового квартала с кадастровым номером *** были образованы *** земельных участков, в том числе и в непосредственной близости от многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска. При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что по смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установление границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, с учетом проектов планировки территорий и проектов межевания территорий производится в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, суд находит применение указанной правовой нормы в рассматриваемой ситуации при условиях фактического раздела территории квартала *** г. Благовещенска на отдельные земельные участки, необоснованным.
В связи с изложенным, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ администрации г. Благовещенска в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска, является безосновательным, в связи с чем, требования Бондаревой Н.В. о признании его незаконным являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В порядке восстановления нарушенного права истца на администрацию г. Благовещенска подлежит возложению обязанность сформировать земельный участок для многоквартирного жилого дома по *** г. Благовещенска Амурской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***.
Обязать администрацию г. Благовещенска сформировать земельный участок для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме - с ***.
Председательствующий