Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года город Солнечногорск
Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Тимофеевой А.А.,
с участием представителя истца Артемовой С.А., ответчика Безносика Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску начальника ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Госпиталь) к бывшему военнослужащему филиала №2 названного госпиталя подполковнику запаса ФИО1 о привлечении его к полной материальной ответственности,
установил:
Начальник Госпиталя обратился в суд с иском, в котором просил привлечь к полной материальной ответственности Безносика, сославшись на следующее.
В соответствии с актом контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности филиала №2 Госпиталя от 3 октября 2017 года, составленным по итогам проверки межрегиональным управлением ведомственного контроля и аудита Минобороны России (по ЗВО) (далее – Управление), бухгалтерами названного медицинского учреждения была произведена переплата заработной платы гражданскому персоналу в общей сумме 2062293 рублей 59 копеек.
Данная переплата образовалась в результате необоснованного включения в расчет среднего заработка сумм дополнительного материального стимулирования, что обусловило неправомерное завышение суммы начисленных и выплаченных отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск.
Безносик по указанному факту назначил административное расследование, издал приказ от 1 ноября 2017 года №83 о привлечении к материальной ответственности бухгалтеров Филиала и поручил подчиненным должностным лицам подготовить и направить в Управление документы для списания оставшейся суммы ущерба, оставив контроль за исполнением приказа за собой.
Во исполнение данного приказа вышеназванный ущерб был частично возмещен (виновные лица внесли в кассу 99057 рублей 15 копеек), однако необходимые документы в Управление направлены не были.
Полагая, что в результате бездействия Безносика в вопросе контроля за исполнением своего приказа от 1 ноября 2017 года №83 Госпиталю причинен материальный ущерб в виде значащегося за указанным учреждением остатка суммы переплаты в размере 1963338 рублей 44 копеек, истец просил привлечь ответчика к полной материальной ответственности, взыскав с него упомянутые денежные средства.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям и просила их удовлетворить.
Ответчик в ходе судебного разбирательства требования Госпиталя не признал и в письменных возражениях отметил, что причинно-следственной связи между причиненным ущербом и его действиями не имеется, командованием не было принято решение о привлечении его к материальной ответственности в установленные законом сроки, а все возможные меры к списанию переплаты им были приняты. Кроме того, он пояснил, что после получения акта от 3 октября 2017 года им было организовано проведение административного расследования, издан приказ, в соответствии с которым виновными лицами частично возмещен ущерб, а начальник финансово-экономической службы и юрисконсульт подготовили документы для направления в Управление. Однако с 1 января 2018 года Филиал №2 был ликвидирован, поэтому каких-либо иных мер он предпринять не мог.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ущерба определяются данным нормативным правовым актом.
В силу части 3 статьи 4 названного Федерального закона командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 1 Порядка организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2013 года №775дсп, командир воинской части при обнаружении ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц.
По факту образования ущерба командир воинской части сразу докладывает вышестоящему командованию, а также информирует довольствующие органы.
Из содержания пунктов 7 и 9 Порядка следует, что списание ущерба производится соответствующим актом, который после проведения экспертизы утверждается командиром воинской части. При этом экспертиза акта о списании ущерба не проводится при списании сумм ущерба, причиненного недостачей, хищением, утратой, уничтожением, повреждением и в других случаях.
Согласно пункту 10 Порядка экспертиза акта о списании ущерба проводится, в том числе, на предмет организации воинской частью работы, направленной на возмещение ущерба и возможности отнесения суммы ущерба за счет федерального бюджета.
В силу пунктов 12, 13 Порядка к сопроводительному письму о направлении акта о списании ущерба, помимо иных документов в зависимости от обстоятельств причинения такового, должны быть приложены копии процессуальных решений следственных и судебных органов, заверенные ими в установленном порядке.
Как следует из акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности филиала №2 Госпиталя от 3 октября 2017 года, составленным по итогам проверки Управлением, бухгалтерами названного медицинского учреждения Галочкиным, Барабановой, Бурхановой и Клипековской была произведена переплата заработной платы гражданскому персоналу в общей сумме 2062293 рублей 59 копеек.
Данное обстоятельство подтверждается приложениями №№10.1-10.4 к акту и сторонами не оспаривалось.
Согласно копии приказа начальника Филиала №2 от 4 октября 2017 года №71 юрисконсульту Левыкину в срок до 1 ноября 2017 года было поручено провести административное расследование по данному факту.
30 октября 2017 года названным должностным лицом было представлено заключение по результатам указанного расследования, а 1 ноября 2017 года Безносиком был издан приказ №83 о его (расследования) итогах.
В частности, приведенным распорядительным актом предписывалось удержать с Галочкина, Барабановой, Бурхановой и Клипековской денежные средства в пределах среднего месячного заработка, а также возложить на Левыкина и начальника финансово-экономического отдела обязанность по подготовке необходимых документов в контролирующий орган для списания оставшейся суммы ущерба.
В соответствии с копиями квитанций от 24 октября 2017 года №№008396-008399 вышеперечисленные работники финансово-экономического отдела внесли денежные средства в кассу Филиала №2 в общей сумме 99057 рублей 15 копеек.
Как пояснил в судебном заседании свидетель Левыкин, им по поручению Безносика были подготовлены документы для списания оставшейся суммы ущерба, которые не направлялись в Управление ввиду отсутствия процессуального решения в отношении Галочкина, Барабановой, Бурхановой и Клипековской. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено следователем военного следственного отдела по Балашихинскому гарнизону 19 декабря 2017 года и получено им лично 17 января 2018 года.
Достоверность сведений, сообщенных свидетелем, относительно даты поступления в Филиал №2 названного постановления подтверждается копией журнала регистрации служебных документов и отметкой на приведенном постановлении.
Согласно пунктам 3, 4, 10 приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2017 года №613 до 1 января 2018 года начальнику Госпиталя было предписано ликвидировать Филиал №2, а начальнику ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации – создать Филиал №12 указанного лечебного учреждения на фондах ликвидируемого филиала.
Факт проведения вышеназванных организационно-штатных мероприятий в установленные сроки был подтвержден сторонами. При этом согласно извещению от 9 января 2019 года №4 Филиал №2 передал Госпиталю задолженность в сумме 1963338 рублей 44 копеек.
Что касается самого Безносика, то он на основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года №872 и начальника Госпиталя от 29 декабря 2017 года №250 был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 31 декабря 2017 года исключен из списков личного состава воинской части.
В соответствии с пояснениями ответчика в январе 2018 года он назначен на должность начальника вновь образованного филиала №12 ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, а все собранные для списания ущерба документы передал представителю Госпиталя.
Таким образом, судом установлено, что Безносик в полном объеме выполнил возложенные на него обязанности: после выявления ущерба в установленные сроки организовал проведение административного расследования, издал соответствующий приказ по его итогам, привлек к ограниченной материальной ответственности виновных лиц. Что касается направления документов для списания оставшейся части ущерба, либо обращения в судебном порядке о взыскании излишне выплаченных денежных сумм, то по объективным причинам он был лишен возможности совершить эти действия до 1 января 2018 года (дня ликвидации Филиала №2) ввиду отсутствия у него процессуального решения в отношении бухгалтеров вверенного ему медицинского учреждения.
Более того, начальник Госпиталя в настоящее время не лишен возможности обратиться с соответствующими исками в суд, поскольку о том, кто является надлежащим ответчиком по данным требованиям, ему стало известно не ранее дня вынесения следователем постановления об отказе в возбуждении уголовных дел от 19 декабря 2017 года.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для привлечения Безносика, как к полной, так и к ограниченной материальной ответственности, а потому отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, гарнизонный военный суд
решил:
В удовлетворении иска начальника ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Солнечногорский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу М.А. Панин