дело № 2-4718/2019
50RS0036-01-2019-005347-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» декабря 2019 года
г. Пушкино Московской области
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Малюковой Т.С.,
при секретаре Талалаеве С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Берхтольд Л. С. к ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и МО о назначении страховой пенсии, обязании предоставить информацию, компенсации морального вреда,
установил:
Истец, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> об обязании назначить страховую пенсию, обязании предоставить расчет страховой пенсии по старости, с учетом всех периодов трудовой деятельности, периода обучения, периода обучения, периода ухода за детьми в возрасте до полутра лет, а также ответ на возможность получение данной пенсии, обязании предоставить точную информацию о необходимом страховом стаже и индивидуальным пенсионным коэффициентом необходимым с учетом переходного положения ст. 35 закона №400-ФЗ, для назначения страховой пенсии, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
В обосновании иска указано, что истец обратилась в ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако получила устный отказ, что пенсия ей не положена. В период с 1979 г. по 1982 г. истица проходила обучение в техникуме Советской торговли в <адрес>. В связи с переездами трудовая книжка была утрачена. Истица работала в летном училище ФАТУГа <адрес>, в должности повара в 1980 г., в течение 1 года. После работала в детском саду № от завода им. Фрунзе, в должности повара, в течение 6 лет. После работала в ресторане «Сейил» на протяжении 1 года. В период трудовых отношений родилось двое детей. Согласно ответу ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от 04.07.2019 г., с учетом переходного положения ст. 35 закона №400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости на 2019 г. составляет 10 лет и величины индивидуального коэффициента не ниже 16,2. Согласно ответу ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от <дата>, с учетом переходного положения ст. 35 закона №400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости составляет 8 лет и величины индивидуального коэффициента не ниже 11,4. Истец полагает, что ей было незаконно отказано в назначении страховой пенсии, поскольку ответчиком не были приняты необходимые меры по истребованию документов, подтверждающих страховой стаж, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Представитель истца Берхтольд Л.С. по доверенности Исаев Н.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме, суду пояснил, что ответчиком нарушены права истца, поскольку по настоящее время пенсия не назначена, указал, что после электронного обращения истица не представляла ответчику оригиналы документов.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> по доверенности Денисова Т.А. иск не признал, возражала против его удовлетворения, полагала иск необоснованным, поддержала решение комиссии ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от <дата> об отказе в установлении пенсии по основаниям, что в течение 3-х месячного срока, предусмотренного п.3 ст.22 ФЗ от <дата> №400-ФЗ документы о стаже и оригиналы документов, удостоверяющих личность, заявителем не представлены. Страховой стаж у истицы Берхтольд Л.С. отсутствует, право на назначение страховой пенсии по старости не определено. Для назначения страховой пенсии по старости истице необходим страховой стаж 9 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 13,8.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В связи со вступлением в законную силу <дата> Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от <дата> № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от <дата> N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону №400-ФЗ.
Согласно ч. 1,3 ст. 8 Федерального закона РФ от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 ФЗ от <дата> № 400-ФЗ).
Согласно п.1, п.2 ст.35 Закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 г. составляет 6 лет и ежегодно увеличивается на один год.
В соответствии с п.3 ст.35 Закона №400-ФЗ с <дата> страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 30.
В 2018 г. продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости составляет 9 лет и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 13,8.
В соответствии с ч.8 ст.13 Закона №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения этой работы и (или) иной деятельности, могут включаться в стаж с применением правил подсчета, предусмотренных этим законодательством.
В соответствии со ст.14 Закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ <дата> №167-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В системе государственного пенсионного страхования Берхтольд Л.С. зарегистрирована <дата> Сведений о трудовой деятельности в выписке из лицевого счета отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истица Берхтольд Л.С. обратилась к ответчику ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии в формате электронного обращения.
Решением Комиссии ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от <дата> истице было отказано в установлении пенсии в связи с тем, что в течение 3-х месячного срока, предусмотренного п.3 ст.22 ФЗ от <дата> №400-ФЗ документы о стаже и оригиналы документов, удостоверяющих личность, заявителем не представлены. Страховой стаж у истицы Берхтольд Л.С. отсутствует, право на назначение страховой пенсии по старости не определено. Для назначения страховой пенсии по старости истице необходим страховой стаж 9 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 13,8 (л.д.51).
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 21 Закона "О страховых пенсиях", установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В соответствии со ст. 22 Закона "О страховых пенсиях", 1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
3. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Исходя из положений пунктов 1, 2 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В силу п. 23 Правил обращения за страховой пенсией решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
То есть, пенсионное законодательство предусматривает обязательное соблюдение определенной процедуры назначения гражданам страховой пенсии.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что принятие решения о назначении (отказе в назначении) страховой пенсии по старости входит в исключительную компетенцию пенсионных органов, которые принимают свое решение на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В данном случае, представленные истцом для назначения пенсии документы в формате электронного документа, ответчиком приняты не были, других документов истцом представлено не было, подлинных документов в установленные законом сроки истцом также подставлено не было, несмотря на разъяснения ответчика об этом, соответственно, в назначении пенсии было отказано.
При этом, каких-либо решений, которые можно было бы обжаловать в вышестоящий орган или в суд, о включении (не включении) периодов трудовой деятельности, иных периодов в страховой стаж, ответчиком не принималось, расчет ИПК не производился, то есть, решения об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого страхового стажа или ИПК, ответчиком не принималось, следовательно, оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется.
На основании изложенного, суд, исследовав все представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ приходит к выводу об отсутствия оснований для удовлетворении иска по всем заявленным истцом требованиям, поскольку отказ в назначении пенсии Берхтольд Л.С. обоснован, поскольку истец, в течение 3-х месячного срока, предусмотренного п.3 ст.22 ФЗ от <дата> №400-ФЗ не представила документы о стаже и оригиналы документов, удостоверяющих личность, что исключало возможность для ответчика рассмотреть обращение истца по существу и принять решение о назначении истцу пенсии.
Требования истца об обязании ответчика предоставить мотивированный ответ на обращение, расчет страховой пенсии по старости также не могут быть удовлетворены, поскольку такой ответ <дата> был дан ответчиком истцу.
Учитывая, что факт нарушения прав истца со стороны ответчика не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу, требования о взыскании компенсации морального вреда в порядке ст. 151 ГК РФ удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом истцу в иске в полном объеме, судебные расходы взысканию не подлежат.
Иные доводы сторон были предметом подробного судебного исследования, однако не влияют на выводы суда.
При этом, истец при наличие в будущем правового интереса, вправе обратиться к ответчику повторно с соблюдением требований, предусмотренных законом, а в случае получения мотивированного отказа в части установления пенсии, вправе обжаловать его законность в судебные органы.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Берхтольд Л. С. к ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и МО о назначении страховой пенсии, обязании предоставить информацию, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: